| Материалы к конференции РАПН 5 декабря 2008 г.
М.В.Ильин: Платформа к конференции РАПН 2008 годаДанная платформа сформулирована почетным президентом РАПН Ильиным М.В. для того, чтобы акцентировать принципиальные вопросы развития политической науки в России и консолидации политологического сообщества нашей страны. Эта платформа не связана с поддержкой каких-либо кандидатур на пост президента РАПН. Она призвана способствовать демократическому характеру дискуссии до и во время конференции, восстановлению духа доверия и товарищеского взаимопонимания в нашей среде.
Данная платформа состоит из трех частей. В первой дается краткая характеристика динамики и этапов развития РАПН для прояснения перспектив развития. Во второй части предлагаются приоритеты деятельности ассоциации на ближайшие годы. В третьей затрагиваются некоторые практические задачи, которые целесообразно решить на конференции.
Динамика и этапы развития РАПН
Сразу после образования Российской Федерации была создана РАПН. Тогдашнее руководство во главе с Г.Х.Шахназаровым в крайне неблагоприятных условиях решило главный вопрос – формально создало РАПН и тем самым основу для формирования политологического сообщества в России.
Следующий этап, пришедшийся на сложные годы в истории страны, был посвящен обеспечению выживания РАПН. Основная проблема, выявившаяся на этом этапе, заключалась в конфликте между привычными для РАПН как преемника САПН способами организации и новыми условиями жизни в стремительно обновляющейся стране.
В конце 1997 года наступил новый этап. Основное внимание было уделено восстановлению дееспособности инфраструктуры ассоциации, ее развитию на новых, отвечающих духу времени принципах. На этом этапе основной проблемой стало чрезмерное упование на инициативу отдельных отделений и активистов ассоциации, дефицит планомерности в работе руководства ассоциации и ее президента.
Преодоление этих недостатков стало смыслом следующего этапа. Сплотившееся вокруг Ю.С.Пивоварова коллективное руководство ассоциацией сумело консолидировать инфраструктуру, наладить систематическую работу. При этом стало ясно, что эту работу надо поднять на новый уровень организованности и четкости.
За годы президентства А.И.Никитина организационная сторона деятельности ассоциации получила должное, а в некоторых отношениях преувеличенное развитие. Содержательные приоритеты, а главное субстанциональный смысл профессионального сотрудничества несколько померкли перед прагматическим поворотом в деятельности ассоциации и инструментальной эффективностью президента. Это заставляет обратиться к вопросу о приоритетах ассоциации и отечественной политической науки в целом
Приоритеты
1. На первое место следует поставить повышение нашего вклада в мировую политическую науку, интенсификацию нашего взаимодействия с коллегами в наиболее динамичных и перспективных центрах политологии. К настоящему времени мы уже накопили минимальный потенциал для того, что вполне реалистически ставить подобную задачу.
В обеспечении взаимосвязи наших локальных школ, центров и проектов с мировой политической наукой РАПН должен играть роль промежуточное звено (уровня, связки). РАПН должен сделать мобильность идей и людей своим практическим организационным приоритетом. В содержательном плане ассоциация должна способствовать концентрации научного потенциала для его эффективного включения в мировую науку, что вполне отвечает трендам развертывания деятельности Научного Совета, исследовательских комитетов, виртуальных мастерских и т.п.
Президент должен стать лидером подобной деятельности, действовать в тесной координации с нашим представителем в МАПН, представителями в других международных структурах.
2. Не менее важным, чем главный на настоящий момент приоритет, является безусловная всегда поддержка наших традиций и их развитие. Традиция не то, что стало, а что предстоит. Помимо упомянутых в разделе «Динамика и этапы» ценностей и достижений это также потенциал, накопленный САПН и всем политологическим сообществом, начиная с середины позапрошлого века. Нельзя допускать, чтобы погоня за сиюминутными выгодами и инструментальным эффектом ослабляла наше традиционное товарищество.
Следование традициям предполагает их обновление и преодоление отживших стереотипов. К числу подобных стереотипов следует отнести замшелое псевдомарксистское противопоставление теории и практики. Это противопоставление имплицитно «списывает» едва ли не всю политическую науку в графу «теории». В результате одним из отживших стереотипов становится насыщение политических исследований псевдотеоретизированием с одной стороны и отказ в самостоятельном, специализированном развитии политической теории – с другой. Следует развивать как теоретические, так и иные научные дисциплины – идеографические, эмпирические, прикладные и т.п., обеспечивать связь каждой из них с жизнью.
Другим стереотипом является жесткое противопоставление политологов «внутренников» и «международников». Мне приходилось неоднократно выступать с идеей, что появление мировой политики как предмета наших исследований заставляет совершенно по-новому оценить взаимодействие внешних и внутренних факторов политического развития. Убежден, что «чистые внутренники» и столь же «чистые международники» рискуют вскоре оказаться исчезающими видами. Опыт нашей кафедры сравнительной политологии МГИМО свидетельствует, что у нас не осталось ни тех, ни других. Взамен формируется целостный подход к новым измерениям политического. Уверен, что всем нам следует активнее взаимодействовать друг с другом через устарелые междисциплинарные перегородки.
Президент должен стать авторитетным выразителем традиций, способным их действенно обновлять.
3. Развитие традиций и преодоление стереотипов предполагает расширение и омоложение нашего сообщества и ассоциации. При этом речь идет не только и не столько о руководстве ассоциации, сколько о систематическом продвижении наших молодых коллег прежде всего в связи с первым и главным приоритетом – интеграцией в мировую политическую науку.
Президент должен взять на себя роль покровителя и наставника молодежи, добиться от самой молодежи своего признания в этой роли.
4. Развитие, а главное повышение разнообразия научных направлений, школ, проектов и даже инициатив должно стать постоянной заботой руководящих органов ассоциации, региональных отделений и исследовательских комитетов.
Президент должен систематически поддерживать новые научные начинания вне зависимости от собственных методологических и дисциплинарных пристрастий.
5. Сбалансированность и оптимизация структуры ассоциации должна быть связана не столько с требованиями злобы дня, а уж тем более не с возможностями использовать те или иные случайные ресурсы, сколько с долгосрочными тенденциями развития политики и науки о политике.
Основная функция президента должна заключаться в работе на перспективу, а львиная доля повседневной организации и руководства оставлена на долю Правления и других структур ассоциации.
6. Последнее по перечислению, но не по значению – моральная и прагматическая консолидация, развитие профессионального этоса политологов.
Президент должен постоянно подтверждать свою способность выступать в роли морального авторитета, посредника в достижении компромиссов, проводника линии на укрепление согласия и товарищества.
Практические задачи
1. Развитие сотрудничества с приоритетными партнерами. Это касается в первую очередь коллег из стран ближнего зарубежья при разумной дифференциации не по формальным признакам, а по потенциалу научного сотрудничества. Следует поручить новому президенту в сотрудничестве с нашим представителем в МАПН и всеми заинтересованными структурами провести работу по формированию базы данных о имеющихся и потенциальных партнерах. Следует решительно переходить от эпизодического сотрудничества к проведению совместных исследовательских проектов с зарубежным коллегами. Поручить президенту сделать на следующей конференции или на Конгрессе доклад о приоритетах научного сотрудничества.
2. Необходимо срочно разработать систему инструментов для введения результатов наших исследований в мировую науку. В этих целях использовать имеющиеся журналы и информационные возможности, а также создать собственные международные периодические издания, разработать систему отбора, перевода, редактирования и продвижения наших публикаций за рубеж.
3. Необходимо провести два аудита.
Один – содержательный обзор результатов нашей научной деятельности для более четкого представления о нашем интеллектуальном потенциале. К этой работе целесообразно привлечь независимых экспертов, включая и авторитетных представителей МАПН и зарубежных политологических центров.
Второй – учет наших материальных, в первую очередь финансовых ресурсов, а также критический анализ системы управления этими ресурсами. К этой работе также целесообразно привлечь компетентных независимых аудиторов.
4. Конференции следует поручить руководящим органам ассоциации разработать программу развития инструментов поддержки деятельности РАПН, что особенно актуально в нынешних условиях, когда финансовых ресурсов будет становится все меньше. Помимо оптимизации использования грантовых средств следует учесть резервы, связанные с иными формами поддержки, с развитием самоорганизации и сетевой взаимопомощи, с новыми членскими и корпоративными взносами, с предоставлением платных услуг и т.п.
5. Следует сделать одним их важнейших дел развитие Молодежного отделения. Следует поддержать инициативы самих молодых коллег, предоставить им больше возможностей для реализации своих начинаний на самых разных уровнях от локального до международного. Целесообразно принять специальную резолюцию на этот счет.
6. В связи с проведением Конгресса хотел бы в третий раз сделать практическое предложение, которое дважды не было подержано. Надеюсь на поддержку коллег на этот раз. Следует провести фактические выборы нового президента на конференции в дни Конгресса с годовой подготовкой к вступлению в должность. Тогда на конференции, которая пройдет через год после Конгресса, можно будет переизбрать все руководящие органы, которые начнут функционировать вместе с новым президентом. Для преодоления юридических трудностей, на которые обращают внимание критики этого предложения, можно было избирать нового президента в статусе первого вице-президента. Разумеется при этом первому вице-президенту логично было бы быть единственным, да и вообще количество вице-президентов следовало бы уменьшить.
7. Следует улучшить и рационализовать представительство и учет мнений региональных отделений, исследовательских комитетов и индивидуальных членов ассоциации. Во-первых, считаю необходимым ввести четкий принцип представительства, допускающего получение одним лицом нескольких мандатов. Во-вторых, полагаю необходимым разработать процедуры дистанционного голосования, в том числе и по почте. Наконец, считаю правильным проведение консультативных опросов по электронной почте в связи с обсуждением ключевых вопросов жизни и деятельности ассоциации.
* * *
Надеюсь, что данная платформа будет поддержана в ходе коллективного обсуждения перед и во время конференции. Надеюсь также, что избранный конференцией президент сочтет возможным использовать выдвинутые здесь идеи. Готов в этом случае оказать новому президенту всяческое содействие.
Почетный президент РАПН
Михаил Ильин
|