рунетки

Отчет о международной видеоконференции «Общественный контроль в системе государственного управления: зарубежный опыт, российские практики», РАНХиГС, 21 ноября 2014 г.

В рамках Всероссийской конференции «Российская политическая наука: истоки, традиции и перспективы», которая проходила 21-22 ноября в стенах РАНХиГС состоялась Международная видеоконференция на тему «Общественный контроль в системе государственного управления: зарубежный опыт, российские практики». Ее организаторами стали: Исследовательский комитет по взаимодействию государства, бизнеса, общества РАПН, Центр государственно-частного партнерства Института государственной службы и управления РАНХиГС, Общественная Палата города Москвы. С докладами выступили: Владимир Пророк (Высшая школа финансов и администрирования (Прага)) «Либеральная модель государства и возможности общественного контроля: опыт Чешской республики»; Виктор Камышанов (Федерация Мира и Согласия (Москва)) «Практика общественного контроля в институтах Совета Европы (На примере конференции международных неправительственных организаций Совета Европы)»; Бланка Ржихова (Карлов Университет (Прага)) «Риски формирования гражданского общества: недоверие и незаинтересованность (чешское общество после 1989 года)"; Людмила Ильичева  ( Центр ГЧП ИГСУ РАНХиГС (Москва), председатель Московского регионального отделения РАПН «Общественный контроль: критерии эффективности»; Ян Кралик  (Государственный университет  Словакии (Братислава)) «Общественный контроль в условиях Словакии»; Ирина Орлова (Общественная Палата г. Москвы, профессор ИГСУ РАНХиГС) «Общественный контроль в сфере государственного управления в России и за рубежом: сравнительный анализ; Ольга Капелько – ИГСУ РАНХиГС Москва) «Общественный контроль - европейский и азиатские подходы».

Выступающие отметили, что под влиянием локализирующихся процессов и мирового финансово-экономического кризиса, происходит переосмысление роли и функций государства, в том числе в сфере взаимодействия государства, бизнеса и общества. Каждая страна  находится  в поиске своей оптимальной модели государственного и муниципального управления с учетом общих мировых тенденций.

Участники конференции отметили наиболее значимые, характерные и для стран Запада, и для России тенденции. Речь шла о стратегии развития страны, о проблеме недоверия граждан институтам государства, о решении вопросов федеративного устройства, о передаче полномочий на нижние этажи управленческой иерархии, о возможности влияния граждан на систему принятия решений.

На передний план выходит проблема активизации сотрудничества между государством и гражданским обществом, поиском согласия и компромиссов при решении наиболее актуальных и злободневных вопросов. Государство все в меньшей мере выступает как административный управленец, принимающий исключительно самостоятельные решения и опирающийся исключительно на свои ресурсы и все в большей мере как  координатор усилий множества акторов, которые непосредственно включаются в процесс актуализации целей, подготовки и реализации решений, оставляя при себе основную управленческую роль.

Учитывая российскую ментальность и особенности межсекторных отношений, наша страна пошла по пути юридического закрепления легитимации общественного контроля. Закон «Об основах общественного контроля» не имеет аналогов за рубежом. Как правило, там понятие общественного контроля, не прописывается юридически, его отдельные компоненты закреплены за разными государственными органами власти или институтами гражданского общества. По отдельным направлениям общественный контроль осуществляют парламенты, судебная власть, общественные фонды, некоммерческие организации, группы граждан. Вследствие этого отсутствует и единый закон регулирующий институт общественного контроля в целом. За рубежом, как правило, под общественным контролем понимается контроль со стороны общественных организаций или других институтов гражданского общества за деятельностью органов государственной и муниципальной власти.

Среди общих выводов прозвучала мысль о том, что при наличии российской специфики, развитие системы государственного управления России не выбивается из общего тренда мирового развития, а, следовательно, определенная часть мирового опыта, при соответствующей их трансформации, может быть использована при решении российских проблем.

Опубликовано: 25.11.14