Н.В.Буковская: впечатления о работе секций ИК "Наука и политика"
Понравилась организация заседаний исследовательских комитетов. Остановлюсь подробнее на работе ИК «Наука и политика», в котором я принимала активное участие. В рамках данного комитета прошло шесть панельных сессий, а также Круглый стол « Удовлетворение ядерных амбиций: ученые, политики и распространение». Как ни странно, на круглом столе присутствовало меньше участников нежели на других панелях, но тем не мене обсуждение проблемы прошло довольно активно. Столкнулись две позиции: сторонников и противников лидирующей и контролирующей роли США по ядерной безопасности в мире. Два дискутанта ( профессора Калифорнийских университетов США ) представляли эти позиции. В центре было обсуждение книги под одноименным названием.
Панель « Будущее Университетов в глобальном контексте» по составу участников я бы назвала американской, так как все докладчики, председатель и дискутант были из США. Обсуждались проблемы эволюции университетов: деструктивные изменения и институциональные инновации, а также формирование глобального Университета. Но данные вопросы не получили, на мой взгляд должной политической проблематизации. Это было свойственно и некоторым другим панельным сессиям, особенно «Технологиия и Высшее образование: роль Интернет» Здесь поднимались вопросы развития глобальной медийной политической платформы, роли интернет в формировании национальной идентичности, как ресурса открытого образования и дистанционного обучения. Так как не все докладчики явились, сессия прошла несколько скомканно.
Одна из панелей « Управление новыми технологиями: контроверзы и публичные действия» была на французском языке. Докладчики - в основном из одного Бельгийского университета ( 5 человек) и из Франции ( два). Они представляли и обсуждали результаты совместного проекта, особый акцент был сделан на взаимодействии моральной и научной экспертизы новых технологий.
Панель «Университеты и трансфер знаний» оказалась наиболее интересной и многочисленной. Она продемонстрировала именно работу исследовательского комитета, а не просто зачитывание докладов. Были представлены различные теоретические и региональные аспекты проблемы политики в области науки и высшего образования, а также взаимоотношений политики, науки, университетов в обществе знания, в принятии политических решений участниками из Мексики, Португалии, Германии, Аргентины, Франции, США и России ( мой доклад « Научная экспертиза политических решений»). Очень продуктивной и эвристичной оказалась развернувшаяся дискуссия, проходившая в режиме «мозгового штурма». Обширная и разнообразная география участников заседания как докладчиков, так и присутствующих позволила «снять» мировой срез проблемы в компаративной и политико-культурной перспективе. В этом, на мой взгляд, и заключается конструктивность обсуждения проблем на уровне всемирного конгресса.
На панельной сессии «Высшее образование и научные и технологические инновации» были представлены результаты исследовательского проекта докладчиками из трех Бразильских университетов, а также из Румынии, Германии и США. Обсуждались проблемы политики в сфере образования и науки.
На заседаниях встречались оригинальные формы презентаций. Обратила внимание на то, что часто результаты одного исследования представлялись соавторами ( от двух, до трех человек) в рамках одного доклада . Причем выступали все вместе, при этом каждый освещал какие-то аспекты. Один из таких докладов, например, так и был назван « Трое в лодке …» Это, конечно, же оживляло и презентацию доклада, и дискуссию.
По приглашению председателя исследовательского комитета « Наука и политика» Josepha Szyliowicz профессора из США я посетила специальное заседание, на котором намечалось дальнейшее сотрудничество в межконгрессный период. Обсуждение носило схематичный характер, так как этот ИК еще довольно молодой.
Вопросы науки и политики поднимались также на других секциях и ИК, и часто в контексте проблем демократизации. На ИК « Переосмысление политического развития» прошли две интересные панели о роли ученых и технологиий. ИК « Публичная политика и управление» уделял много внимания принятию политических решений, их экспертизе.
На конгрессе достаточно четко были артикулированы проблемы ответственности политиков, ученых , гражданского общества в связи с оживлением ядерных амбиций . Не случайно на пленарное заседание в день открытия конгресса был вынесен доклад « Санкции и политическая прозорливость в распространении ядерного оружия» подготовленный Etel Solingen , профессором Калифорнийского университета США.
Очень хорошо, что представители РАПН входят в организационные органы конгресса и руководящие органы IPSA , так как было к кому обратиться за консультацией в ходе конгресса участникам из России. Так, например, я и моя коллега из Томского университета обращались к Михаилу Васильевичу Ильину, за что мы ему очень благодарны.
Фото: Профессор Мадридского университета Комплутенсе факультета политической науки и социологии Мария Веласко и Наталья Буковская доцент Томского государственного университета в холле регистрации.