РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
RUSSIAN POLITICAL SCIENCE ASSOCIATION
Поиск

Лобачёв А.И. (Псков). Участие женщин в политических процессах

Решение женского вопроса или, как ныне принято говорить, гендерное рав
Решение женского вопроса или, как ныне принято говорить, гендерное равенство в последнее десятилетие российской действительности не только не продвинулось в позитивном плане, а напротив, усугубилось и продолжает усугубляться. Мы стоим перед проблемой неумолимо убывающего равенства женщин с мужчинами и, прежде всего, в политической сфере жизнедеятельности. И хотя женщины держат первенство по уровню образования, количеству работающих в образовании, здравоохранении, культуре, социальном обслуживании населения, на государственной службе, а большинство прекрасной половины россиян вынуждено иметь "домик в деревне" и фактически на их плечах лежит производство сельскохозяйственной продукции в государственном и частном секторах, это не может свидетельствовать о наличии гендерного равенства, включая политическое.
О каком равенстве женщин в реальной жизни можно утвер-ждать, если в Псковской области при явном превосходстве их уровня образования и профессиональной квалификации над мужчинами, средняя заработная плата тружениц во всех секторах производства в среднем на 35 % меньше, чем у мужчин, а в сельском хозяйстве – поч-ти на 8 % больше?!.
Несмотря на весомое число женщин в партиях и движениях, ус-тойчиво сохраняется тенденция их отрицательного баланса, роли, влияния и значения в становлении демократии, утверждении граждан-ских свобод, ценностей правового государства. Во властных структу-рах остаётся весьма скромное число женщин (не путать с выполнени-ем технических обязанностей обслуживания власти), которые прини-мают или влияют на принятие политических решений; политические партии и движения крайне мало выдвигают женщин в законодатель-ную (представительную) и исполнительную ветви власти, где про-должает оставаться мизерным и их количество. Здесь убедительно подтверждается факт не только низкого участия женщин в современ-ных политических процессах, но и продолжение кризиса женского политического лидерства.
Например, в Государственной Думе с 1999 по 2003 годы было всего 7.6 % женщин от всех её депутатов (правда, в декабре 2003 года в числе её депутатов теперь уже 41 женщина или около 10%), в Пра-вительстве Российской Федерации – одна, в федеральных структурах власти руководящие должности занимают только 9 % женщин, при-чём лишь 1.3 % их находятся на высших должностях (О некоторых проблемах методологии гендерной экспертизы законодательства. Сборник. – М.: 2002). Если спроецировать это на властные структуры в регионах, то и здесь с небольшими минусами или плюсами такое же положение. Так, в Псковской области из 26 муниципальных образова-ний только 2 возглавляют женщины (Псковская энциклопедия – Псков, 2003), хотя в структурах обслуживания муниципальной власти женщины составляют более 80 % (Материалы областной конференции – Псков, 26 марта 2003 г.).
Такое положение женщин в политике будет сохраняться, если последовательно через законы не устранять условия, определяющие бесправие женщин. Конституционные положения и законодательные акты определяют полное равноправие женщин с мужчинами в нашем Отечестве. Но это не значит наличие его в реальности: желать и иметь – это не одного поля ягоды. Условия, ставящие женщин в бесправное положение вопреки законам, определяются многими факторами. Назову лишь некоторые из них, которые необходимо устранять не силовыми методами и волевыми решениями, а последовательной разработкой законов и их выполнением.
Резкое снижение в последнее время общественно-политической активности женщин, конечно, обусловлено общим состоянием разви-тия в России многоукладной экономики. Перераспределение собст-венности породило не только напряжённость на рынке труда, но и, ес-ли так можно выразиться, в перераспределении уже в самом разделе-нии труда, что обусловило и тенденцию отстаивания самостоятельно-сти своих экономических позиций мужчинами, оттеснение и вытесне-ние женского труда. Здесь заложены корни высокого уровня безрабо-тицы среди женщин, дискриминация в оплате женского труда, увели-чение объёма ведения домашнего хозяйства, сокращение у женщин свободного времени и так далее.
В настоящее время потеряны и чёткие идеологические ориенти-ры, определяющие жизнедеятельность граждан, ориентиры, которые делают жизнь, труд, творчество захватывающим, осмысленными, це-ленаправленными. Многообразный спектр невнятных и туманных партийных идеологий с их рецептами переустройства и обустройства Отечества не привлекают подавляющее большинство населения, не выражают его интересы по основным житейским и духовным запро-сам. Нужна ясная объединительная для всех граждан государственная идеология. Она фактически изложена в конституционных положени-ях, но, к сожалению, так и не усвоенная гражданами, не преломив-шаяся в политические решения и практику развития общественных процессов. Правда, обнадёживает то, что победа на последних (2003 года) парламентских выборах партии "Единая Россия" показывает стремление значительного числа жителей Псковской области и стра-ны в целом к объединению под флагом государственной идеологии, в которой утверждается важность равноправия женщин в обществе. Но время покажет насколько реально будут воплощены установки этой партии в жизнь.
Не менее серьёзным препятствием для вовлечения женщин в политическую практику становится рост влияния церкви, к тому, же поощряемое государственными и предпринимательскими структура-ми, на нравственную и духовную культуру общества, воспитание че-ловека. Ближайшее будущее отомстит нам разрастающейся пассивно-стью большинства населения, для которых труд станет только как не-избежная необходимость ради насущного куска хлеба, удовлетворе-ния себя в малом и необходимом, а не желанием работать с огоньком, творить, да и церковь со своей челядью не стала бы тем, чем она была в прошлые века в России.
Мы не отрицаем религию, как весомую часть культуры, не от-нимаем у граждан право на свободу совести. Но нельзя не видеть, что церковь втягивает, прежде всего, в свои объятия женщин, острее вос-принимающих и чувствующих незащищённость бытия, деградацию преемственности духовных ценностей и традиций, тревогу за бли-жайшее будущее, безнадёжность жить в прок и с расчётом для новых поколений. Церковь не только успокаивает, но и внушает женщинам смирение, покорность перед земными передрягами, желание доволь-ствоваться земными крохами взамен небесного рая. Где уж тут соци-ально-политическая активность, стремление занимать собственную твёрдую жизненную позицию женщины-матери, женщины-труженицы, женщины-общественницы?!.
Определителем реального участия женщин в политической и го-сударственной сферах жизни общества, отношения к ним со стороны властных и общественно-политических структур, сохранения стерео-типов в отношениях к прелестному полу в политической культуре граждан являются выборные кампании: как мало женщин в числе кан-дидатов в депутаты всех уровней, так мало их и в числе депутатов. А это в свою очередь воздействует, причём непосредственно, на крайне сдержанное их выдвижение во властные структуры, на руководящие и управленческие должности, тем самым нарушается легитимность рав-ноправного (о массовости вообще не приходится говорить) участия женщин в определении направлений, собственного вклада, своего го-лоса в развитие общества.
Российское избирательное право так усовершенствовалось за последнее десятилетие, что даёт возможность реально быть избран-ным в депутаты только тем кандидатам, кто имеет финансовые ресур-сы и прочную, а не мифическую, для галочки, поддержку обществен-но-политических сил, которыми располагают кандидаты. Не секрет, что женские организации на федеральном уровне и тем более в субъ-ектах России по сравнению с рядом политических партий весьма скромны по численности. Они должны с кем-то объединяться, кого-то уговаривать, выполнять их условия выдвижения и поддержки своих кандидатов, работать под руководством той или иной общественно-политической силы, теряя собственную инициативу, самостоятель-ность и "лицо" в выборных кампаниях. И о каком равенстве женщин на право выбирать и быть избранным можно говорить?
У женских организаций, особенно в регионах, отсутствуют финансовые ресурсы: женщины в основном проявляют себя в малом бизнесе, работают в бюджетных организациях и сельскохозяйственном производстве; в массовом сознании граждан мужского, да и женского пола продолжают существовать старые традиции о месте и роли женщин; многие политики не стесняются указывать женщинам их место – дом, семейный очаг, дети, домашнее хозяйство, считая их природным предназначением (вот почему так любим многим мужчинам-самцам, а не мужчинам – умным социальным гражданам, политический примитивизм жириновцев, например, "проталкиваемый" ими в своё время закон о многожёнстве, а почему не о многомужестве? ) – где уж тут равноправие?!. Нередко избрание женщин в представительные (законодательные) органы власти не считается важным для утверждения равенства женщин. И напрасно: существует прямая зависимость наличия числа женщин в законодательной (представительной) власти и отсюда в исполнительной, это в свою очередь определяет такое же положение на местах.
Нельзя не видеть, говоря сегодня о проблемах женского вопро-са, самое главное, что обуславливает неравенство женщин в обществе, включая политическую сферу жизнедеятельности, это – вопрос о вла-сти, принципах её формирования, функционирования, возможностей и роли в государстве. Если мы не решим этого главного, не изменим кардинально, как того требует сама цивилизация человека, в которой он един и нерасторжим по сути своего существования как биологиче-ское, так и социальное, общественное существо, не помогут никакие самые мудрые и энергичные новации переустройства власти в направ-лении развития местного самоуправления, сближения её с населением.
Не секрет, что в России главная фактически власть – исполни-тельная (победа партии "Единая Россия" на парламентских выборах 2003 года – ещё раз убедительное тому подтверждение), а законода-тельная с одобрением или скрепя сердце, но так или иначе обслужива-ет её волю, её стремление и её цели. Исполнительная власть активно влияет на выборы представительной (законодательной) власти, считая это для себя вполне правомерным. Такова практика.
За века власть в России сформировалась таким образом, что ис-полнительная, а не законодательная власть устанавливает в обществе правила жизнедеятельности, хотя предназначение именно исполни-тельной власти оберегать, следить за исполнением установленных от имени народа и для народа правил, норм повседневной жизни. Надо чётко понимать, что по своей исконной сути, грубо говоря, власть – топор в руках граждан и ему нельзя позволять решать судьбу своих повелителей.
Теоретическое обоснование приверженцев демократии о единой власти с двумя-тремя или более ветвями по сути есть отражение той несовершенной модели общественного развития и функционирования власти, которое стремится смягчить именно как раз удары этого топора по головам народа, и не более. Власть, по нашему глубокому убеждению, едина, у неё нет ветвей и веточек. Она – орудие, инструмент в руках своего правителя, как, например, скальпель в руках хирурга. Весь народ не может и не должен обладать властью, он лишь может и должен передавать власть через своих избранных представителей определённым лицам, профессионалам, которые могут и пользуются этой властью как инструментом, орудием, топором. И если профессионалы неуклюжи, недоучки, то пусть сами и терпят раны, порезы, ушибы от безграмотного обращения с властью как инструментом, а не народ.
Не будем далее говорить здесь о власти, так как это отдельный вопрос. Мы лишь утверждаем, исходя из нашего понимания сути вла-сти и исторических традиций (например, Псковская вечевая респуб-лика), что и нынешняя российская власть продолжает быть недемо-кратичной. В ней смещены акценты в сторону исполнения не воли на-рода, а воли исполнительной власти через её одобрение законодатель-ной (представительной) властью. Вот откуда все эти "игры" и прин-ципы избирательной системы, вот откуда всё большее равнодушие к власти со стороны граждан, (в ряде регионов для признания выборов депутатов действительными уже устанавливается 20% проголосовав-ших от общего числа избирателей, а то и эта цифра отсутствует). Надо всегда помнить, что женщин в составе населения, а значит и избира-телей, больше чем мужчин, женщины активнее в отстаивании интере-сов семьи, защите детей от житейских опасностей, острее чувствуют общественные неурядицы, более критичны к тем, кому предстоит от-стаивать их интересы.
Ключ к реальному утверждению демократии – установление верховенства законодательной (представительной) власти, формиро-вание ею через назначение, наём (то есть вручение власти как инстру-мента) исполнительной власти из профессионалов (возможно и из числа избранных депутатов). Тогда и кандидаты в депутаты не будут порой бесстыдно уговаривать народ избрать их как своих истинных спасителей. Тогда и только тогда будут установлены без всяких ло-зунгов и усилий женщин-активисток и сознательных мужчин, без вся-кой борьбы за гендерное равенство такие правила и нормы выборов, когда женщина от федерального до волостного уровней будет полно-правно входить во власть, иметь равные с мужчиной права в принятии или возможности влияния на принятие политических решений. К это-му надо стремиться, но только это и обеспечит реальное гендерное равенство, решение в России многотрудного и векового женского во-проса.
Администратор
5 февраля 2004 03:00