РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
RUSSIAN POLITICAL SCIENCE ASSOCIATION
Поиск

Жуковский И. (Калининград). Консолидация левого фланга партийной системы Новой Польши.

1. Новая Польша. B/> Началом нового государства – со всеми атрибутами
1. Новая Польша. B/>
Началом нового государства – со всеми атрибутами демократической республики, включая многопартийную систему и свободные выборы – стал переговорный процесс коммунистических элит с представителями оппозиции, более известный как «Переговоры Круглого Стола» в 1989 году .
Реальные возможности прихода к власти и/или влияния на судьбу государства у некоммунистических политических партий появились уже в декабре 1989 года, после ликвидации из основного закона страны записи о руководящей роли ПОРП.
После бурного десятилетия политической жизни в стране, характеризовавшегося распадом на мелкие политические осколки одного из двух противостоявших друг другу лагерей, возрождением предвоенных партий, альянсами и разводами политических игроков – польский политический пейзаж начал приобретать свои характерные черты, появились лидеры правого и левого фланга, политические аутсайдеры и «болото», изменяющее свои приоритеты в зависимости от политической коньюктуры.
Черты стабильности польская политическая сцена приобрела к парламентским выборам 1997 года: сформировались два конфликтующих между собой лагеря, которые объединили более мелких игроков во имя победы на парламентских выборах. Полюс АВС (Akcji Wyborczej Solidarności) притянул к себе правый электорат, ориентированный на решительные либеральные реформы и продолжение декоммунизации Польши. Посткоммунистическая СЛД (Sojusz Lewicy Demokratycznej) предлагала типично социал-демократичеcкую программу во имя смягчения потрясений переходного процесса для среднего обывателя.

2. Новые левые.
История левого партийного движения на современном этапе истории в Польше берет начало в Польской Объединенной Рабочей Партии (Polska Zjednoczona Partia Robotnicza). После ликвидации ПОРП и запрета ее деятельности, усилиями Александра Квасьневского и ряда других молодых лидеров, партия трансформировалась в Социал-Демократию Республики Польша. Процесс образоваия новой партии прошел довольно быстро – уже к февралю 1990 были сформированы основные партийные структуры. Лидер партии А. Квасьневский попытался сохранить в качестве своего электората часть сторонников ПОРП, выступая хоть и с осуждением комунистических преступлений но, тем не менее, не отрицая полностью прошлого ПНР.
В 1991 году для участия в парламентских выборах была создана широкая коалиция – Союз Демократических Левых Сил, объединившая бóльшую часть левого политического спектра. Среди участников коалиции обращает на себя внимание Союз Польских Коммунистов Пролетариат, который существует, пусть в маргинальной форме, до сегодняшнего дня .
До 1993 года левые, переживавшие своеобразный программный кризис, были в оппозиции, зарекомендовав себя как решительные критики шоковой терапии и многих либеральных решений, проводимых в жизнь правыми правительствами. В этом во многом помогали «старые» связи и ресурсы – прежде всего поддержка в общественном телевидении и крупном номенклатурном бизнесе. Знаковым событием стала поддержка населением страны на президентских выборах 1995 года именно лидера СДРП, который победил легендарного предводителя Солидарности .
В 2000 году левые силы перешли в решительное наступление, подготовив четкую программу, опирающуюся на традиционных для европейской социал-демократии ценностях. Важным шагом была очередная смена бренда – Социал-Демократия Республики Польша объединила мелких левых игроков в единое движение Союз Демократических Левых Сил. Триумфальным стало участие СЛД в парламентских выборах 2001 года – полученный результат позволил сформировать устойчивую коалицию с Польской Народной Партией (о ней смотри далее).
На конец 2003 года СЛД остается главной политической силой в стране, имея вотум доверия парламента, формируя правительство и пользуясь поддержкой президента. Участие некоторых представителей партии (в рамках Объединения Ординацка ) в попытках создания левоцентриского объединения, которое должно будет выиграть очередные парламентские выборы, позволяет говорить о противоречиях внутри руководства СЛД.
Характерной чертой СЛД является относительная стабильность электората, готового и дальше голосовать «за» – антиклерикально настроенная молодежь, часть интеллигенции, представители экологических движений, национальные меньшинства , бывшие члены ПОРП и члены их семей, военные. Пратия имеет энергичные региональные отделения во всех 16 воеводствах. Сильны позиции партии в СМИ, особенно в общественном телевидении , оказывающим решающее влияние на формирование политического имиджа каждой партии. Партия имеет возрастных, но все же узнаваемых и компетентных лидеров, хотя имидж некоторых из них сильно испортила т.н. «афера Рывина» .
Партия занимает радикально проевропейские позиции. Лидеры СЛД продвигают концепцию «Европа без границ» - согласно которой все страны ЕС являются единой командой, имеют общие интересы и работают сообща при решениии всех вопросов.
В тени СЛД продолжают функционировать несколько независимых мелких партий и объединений левого и даже леворадикального толка. В политическом сознании населения страны они не занимают такого места, которое позволило бы с ними считаться в качестве самостоятельной политической силы. Характерным примером может служить Новая Левица Петра Иконовича, которая славится своими неконвенциональными антилиберальными акциями и решительными пацифистскими настроениями, а также антиамериканскими выступлениями.
Со стороны политических противников СЛД были предприняты попытки создать альтернативу для «увода» части левого электората. Как самый удачный и удивительный пример стоит назвать Союз Труда , который волей политической коньюктуры сегодня является единственным парламентарным союзником (сателлитом?) СЛД. Электорат Союза Труда довольно трудно выделить из общей массы симпатизирующих левому флангу: с одной стороны, минимальные программные различия с СЛД и отсутствие сильных лидеров позволяют говорить о единой электоральной базе союзников. С другой стороны, прошлое многих деятелей СТ, как выходцев из лагеря Солидарности, позволяет притягивать тот сегмент электората, что не голосует за посткоммунистов по принципиальным соображениям, но одновременно разочаровался в радикально либеральной альтернативе: СТ имеет амбиции представлять левое крыло бывшего лагеря Солидарности.
Партия выступает за максимально скорейшую интеграцию страны в ЕС, сохранение социальноориентированного бюджета, дальнейшее использование прогрессивной системы налогообложения. Без сомнения, партия не является самостоятельным игроком, поэтому ее судьба в целом зависит от ее альянса с СЛД.

3. Новые аграрии.
На левом фланге польской политической сцены размещается еще одна значимая партия, корни которой также уходят в ПНР – Польская Народная Партия . Современная партия образовалась в 1990 году, однако позиционирует себя как партию, продолжающую традиции народного межвоенного движения. Неудачное участие лидеров партии в президентских выборах спровоцировало программный кризис, который был преодолен к моменту начала переговоров о вступление в ЕС, когда партия сумела сформировать четкую программу и занять устойчивую политическую позицию, которая означала сохранение на протяжении 2000-2003 года стабильного рейтинга в 10-15 %.
ПНП дважды принимало участие в формировании коалиционных правительств с СЛД, всегда оставаясь на вторых ролях. Традиционно, представители ПНП занимали посты министров сельского хозяйства и экологии. Несогласие по условиям вхождения страны в ЕС и конфликт с лидерами СЛД послужили поводом для выхода партии из коалиции в конце 2003 года, что не означало, тем не менее, лишение социал-демократов парламентской поддержки.
Участие ПНП в нескольких правительствах позволило создать сильные позиции в государственном бизнесе и государственных СМИ, что будет служить в ближайщем будущем гарантией сохранения роли партии как сильного и независимого игрока при любом исходе следующих парламентских выборов.
Наибольшее влияние ПНП имеет традиционно на сельских территориях, в небольших городах, где отсутствует развитая промышленность и сохранены тесные связи с деревней. Наблюдается ослабление некогда значительного влияния партии среди части интеллигенции крупных городов, прежде всего центральной и северо-восточной Польши. Партия является аграрной, поэтому в своих программных документах представляет опасения относительно эффектов излишне резкой интеграции с ЕС для села, выражая сомнения по поводу эффективности либеральной рыночной системы и выступает за широкое государственное вмешательство во все сектора экономики. Лидеры ПНП предлагают концепцию «социальной рыночной экономики», отрицая необходимость резких изменений в сельском хозяйстве. Сохранение связей с костелом и аппеляция к традиционным семейным ценностям парадоксально соседствуют с сильным антиклерикальным течением в руководстве партии.
Конкурентом за голоса сельских избирателей должна была стать Народно-Демократическая Партия бывшего вице-премьера Романа Ягелинского, которая не сумела потеснить ПНП и, судя по всему, оказалась в сфере влияния СЛД .

4. Новые перспективы?
На сегодняшний день на левом фланге доминируют два политических брэнда: СЛД и ПНП. Довольно четкое разделение левого электората по линии город – село сохранится в ближайшем политическом будущем, при условии сохранения целостности СЛД. Нарастание кризисных явлений в экономике страны в последние несколько лет скажется на результатах голосования, прежде всего пострадает единственный союзник СЛД – Союз Труда . Все это позволяет предположить, что лишь две крупнейшие партии будут представлять левый спектр в парламенте по результатам следующих выборов.

Администратор
5 февраля 2004 03:00