РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
RUSSIAN POLITICAL SCIENCE ASSOCIATION

Состоялось заседание XIII Субботних политологических чтений в Президентской академии по теме «Повышение эффективности управления миграцией в современной России: суверенизация управления внешней миграцией»

22 февраля 2025 г. на площадке ZOOM в Москве прошли XIII Субботние политологические чтения в Президентской академии, организованные  кафедрой политологии и политического управления Факультета политических исследований Института общественных наук РАНХиГС совместно с Российской ассоциацией политической науки (РАПН), Академией политической науки (АПН) при поддержке Фонда президентских грантов на тему: «Повышение эффективности управления миграцией в современной России: суверенизация управления внешней миграцией»

Открыла заседание ведущая Тимофеева Лидия Николаевна, д.полит.н., профессор, профессор кафедры политологии и политического управления, научный руководитель Факультета политических исследований Института общественных наук РАНХиГС, вице-президент РАПН и АПН (г. Москва), которая в вступительном слове обратила внимание на то, что тема эта волнует сегодня все человечество, ибо миграция приобрела массовый характер и привела ряд фактов. В США и в Европе в среднем каждый пятый человек мигрант и среди них немало нелегальных. В России более 4 процентов от всего населения мигрантов и около 670 тысяч нелегальных мигрантов подлежат высылке. В этом необходимо разобраться.

 В своем в приветственном слове – Гаман-Голутвина Оксана Викторовна, д.полит.н., профессор, заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО, член-корреспондент РАН, член Общественной палаты Российской Федерации и Общественной палаты Москвы, член Президиума АПН, президент Российской ассоциации политической науки (г. Москва) напомнила теорию этногенеза Николая Гумилева и подчеркнула экстремистский характер поведения части мигрантов в Европе, с которыми она пока не может справиться, часто выступая в их защиту.

 Далее с основными докладами о выступили специалисты, которые являются известными экспертами в этих областях.

Волох Владимир Александрович, д.полит.н., профессор, профессор кафедры государственного управления и политических технологий ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», член Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, член Общественного совета при МВД России представил доклад на тему: «Новые подходы к формированию государственной миграционной  и управления миграционными процессами в России». Он подчеркнул: «Нет сомнения что ситуацию с миграцией нужно менять. О необходимости «противодействия формированию негативного сценария развития ситуации на российском рынке труда с участием трудовых мигрантов необходимо уже сейчас разработать и принять дополнительные меры, которые должны исходить от государства и работодателей – как профильных, так и социально ориентированных» ещё в 2020 г. писали Воронина Н. А., Суворова В. А., Волох В. А.  в статье «Миграционная политика в новой реальности: выход из пандемии» опубликованной в журнале «Власть». Вместе с тем нельзя допустить перерастания справедливых претензий к недостаткам миграционного процесса и конкретным нарушениям, и преступлениям со стороны иностранцев в России в мигрантофобию и ксенофобию, подрывающие подлинные основы российского самосознания. С начала 2024 года принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование миграционной политики. Принятые нормы предусматривают введение режима высылки незаконных мигрантов и создание реестра контролируемых лиц, не имеющих права находиться в нашей стране, ограничение количества сим-карт, продаваемых в том числе мигрантам, а также ужесточение требований к заключению с иностранными гражданами договоров об оказании услуг связи, включая сбор биометрических данных. Также принят закон, направленный на противодействие заключению фиктивных браков и процессу фиктивного усыновления. Все это позволило создать более эффективную систему противодействия незаконной миграции и сформировать законодательное поле для борьбы с противоправными действиями. Действующая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 (с изменениями и дополнениями), была реализована органами власти совместно с институтами гражданского общества, учебными и научными организациями, бизнес-сообществом и правоохранительными органами. Однако новые вызовы и угрозы требуют безотлагательных и эффективных мер по внесению необходимых изменений в текущую миграционную политику. Все это позволило создать более эффективную систему противодействия незаконной миграции и сформировать законодательное поле для борьбы с противоправными действиями. Действующая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 (с изменениями и дополнениями), была реализована органами власти совместно с институтами гражданского общества, учебными и научными организациями, бизнес-сообществом и правоохранительными органами. Однако новые вызовы и угрозы требуют безотлагательных и эффективных мер по внесению необходимых изменений в текущую миграционную политику. На текущем этапе развития требуется не обновление Концепции государственной миграционной политики РФ, а разработка и утверждение Главой государства полноценной Стратегии государственной миграционной политики Российской Федерации, что предусмотрено Конституцией РФ. Это позволит обеспечить более системный и долгосрочный подход к управлению миграционными процессами

В своем докладе Зорин Владимир Юрьевич, д.полит.н., профессор, главный научный сотрудник института этнологии и антропологии РАН, член Общественной Палаты Российской Федерации, председатель Комиссии по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции, член Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям на тему: «Совершенствование государственной миграционной политики Российской Федерации: задачи институтов власти и гражданского общества» он сослался на то, что в своём выступлении на заседании президиума Совета по межнациональным отношениям, заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации Магомедсалам Магомедалиевич Магомедов обозначил основные выводы пережитого периода и приоритетные направления работы на будущее, на 2025 год. Самое главное-испытания мы выдержали, наши противники не достигли желаемых результатов, единство нации, действующая модель национальной политики подтвердила свою эффективность и способность отвечать на любые риски и вызовы. В 2024 году Общественная палата стала площадкой для широкого обсуждения таких тем, как взаимодействие государства и религиозных объединений в период СВО, роль гражданского общества в реализации государственной национальной политики, укрепление этнокультурного суверенитета многонационального народа России, роль традиционных религий России в укреплении духовно-нравственных ценностей, противодействия экстремизму и совершенствование государственной миграционной политики. Проблемы миграционной политики в настоящее время не в полной мере решены, несовершенна действующая система социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество,  мы наблюдаем процесс формирования замкнутых этнических мест компактного проживания иностранцев, что, как следствие, становится одним из факторов распространения экстремистский идеологии среди мигрантов, а также отрицания светского характера правил общежития и норм российского законодательства. В данном ключе отдельно следует обратить внимание на такие понятия как «анклав» и «диаспора», которые присутствуют в медийном поле, как правило в не самой благозвучной коннотации. Зачастую эти термины употребляются без должного понимания и с научной точки зрения очень важно не просто дать определение этих терминов, которые, собственно, уже есть, но и повлиять на правильное использование соответствующей терминологии. Общественная палата неоднократно указывала на то, что неконтролируемые миграционные потоки могут стать фактором риска, способствующим возникновению экстремистских настроений и даже террористических актов. Уязвимость определённых групп мигрантов к идеологическому влиянию в сочетании с отсутствием возможностей для полноценной интеграции в принимающее общество может создавать благоприятную почву для радикализации и насилия. В то же время ОП предостерегала от роста мигрантофобии, расчеловечивания образа мигрантов в некоторых СМИ. При этом, следует обратить внимание, что существенный пакет поправок, неоднократно осаждавшихся на заседаниях Комиссии нашел свое отражение в комплексе поправок в миграционное законодательство, принятых Государственной Думой в конце 2024 года. Данную работу необходимо продолжить, сосредоточив усилия на подготовке предложений по разработке новой Концепции - Стратегии государственной миграционной политики России после 2025 года, в том числе в области повышения эффективности управления миграционной политикой, внедрения практик адресной, организованной, контролируемой и возвратной внешней трудовой миграции.

Бурда Михаил Александрович, к. полит. наук, доцент кафедры политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ, руководитель направления "Миграция" Центра им. П.А. Столыпина ВШГУ РАНХиГС при Президенте РФ, член научного совета Института "Царьград", член экспертного совета отделения Всемирного русского народного собора в г. Москве, эксперт комиссии по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции Общественной Палаты Российской Федерации в своем докладе на тему: «Изменения миграционной политики Российской Федерации в современных условиях: причины и основные направления». Он отметил, что миграционная система Российской Федерации сегодня – не только наследие постсоветских миграционных процессов, направленных на защиту и обеспечение миграции русскоязычного населения, прежде всего этнических русских в Российскую Федерацию, но и результат прямого воздействия программ глобального управления миграцией со стороны международных структур. Процессы глобализации оказывают в настоящее время существенное влияние на миграционную политику современных государств. Если с общеполитической точки зрения мы можем говорить о влиянии международных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО) или Международный валютный фонд (МВФ), а также различных транснациональных корпораций, то в миграционной плоскости можно говорить о попытках усиления влияния Международной организации по миграции (МОМ) и Международной организации труда (МОТ) продвигающих свои идеи через систему различных международных документов. Основным инструментом продвижения интересов МОМ в настоящее время является Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции от 19 декабря 2018 г., (документ с оговорками поддержан Российской Федерацией).Целями данного документа являются: отнесение трансграничной миграции к категории естественных прав человека, которые не должны быть ограничены рамками национального законодательства (миграционным режимом государства); упрощение доступа к каналам иммиграции в более развитые государства; приравнивание любых механизмов регулирования миграции к ограничению миграции к ограничению прав человека; участие в формировании и реализации миграционной политики суверенных государств; создание для мигрантов и их диаспор специальных условий, повышающий их уровень участия в общественной жизни.

Вовлечение Российской Федерации в процессы глобальной миграции приходится на период 1992-2004 гг., в ходе которого осуществлялась разработка, подписание и ратификация двусторонних Соглашений по вопросам миграции с иностранными государствами, в том числе постсоветского пространства и международными организациями (МОМ), а также подписание и ратификация многосторонних международных документов (Конвенций) в сфере миграции. Обеспечение суверенитета государственной миграционной политики России – одна из фундаментальных задач национальной безопасности. Принципами обеспечения безопасности и суверенитета в сфере миграции выступают: независимость от норм международного права в сфере миграции; реализация модели селективной и организованной внешней миграции; недопущение замещающей миграции; совершенствование мер иммиграционного контроля и миграционного учета; рациональный подход к реализации принципов миграционного протекционизма для отдельных категорий иностранных граждан.

Докладчикам были заданы вопросы, на которые были получены убедительные и полные ответы.

Затем началось коллективное обсуждение проблемы. В последующей дискуссии выступили: Шабров Олег Федорович, д.полит.н., профессор, профессор кафедры государственной политики Факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова, Президент Академии политической науки, член Правления Российской ассоциации политической науки (г. Москва) на тему: «Управление внешней миграцией в структуре российской политики»; Кочетков Александр Павлович, д.филос.н., профессор, профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, действительный член Академии политической науки» (г. Москва) на тему:«О некоторых подходах к управлению миграцией в современной России»; Аствацатурова Майя Арташесовна, д.полит.н., профессор, директор Научно-образовательного центра политических и этнополитических исследований ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" (г. Пятигорск) на тему: «Некоторые акценты миграционного дискурса в современной России»; Михайленок Олег Михайлович, д.п.н., профессор, главный научный сотрудник, руководитель отдела исследования социально – политических отношений Центра политологии и политической социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИС ФНИСЦ РАН) (г. Москва) на тему: «Перспективы достижения политического согласия между представителями государства и общества в России по вопросам миграции»; Сащенко Наталья Петровна, к. психол. н., доцент, руководитель Центра, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ РАН), ученый секретарь Академии политической науки (г. Москва) на тему: «Миграция и межкультурное взаимодействие: проблема социокультурной фрагментации российского общества»; Щенина Ольга Геннадьевна, к.полит.н., доцент, ведущий научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (Институт социологии ФНИСЦ РАН) (г. Москва) на тему: «Применение сетевого подхода к исследованию миграционной политики».

Затем с заключительным словом выступили докладчики и ведущая чтений, которая обратила внимание на кризис политики мультикультурализма, которая в будущем должна была привести к единству народа и на единый подход в свое время русских и американцев, процитировав известного отечественного учёного, психиатра, психолога, публициста, идеолога русского национализма, общественного деятеля Павла Ивановича Ковалевского

(1849–1931 гг.): «Русские националисты» — люди, в действительности всей душой любящие свою родину и свою нацию, уважающие её прошлое и желающие ей славы, мощи и величия в будущем. Таковые русские были, есть и будут во веки веков. Таковыми были чисто русские и русские из инородцев, как Цицианов, Чавчавадзе и многие другие. Они отдавали всецело свою жизнь на служение родине и безраздельно принадлежали только ей. Но за то только такие русские и имеют право называться русскими, сынами Великой России и пользоваться всеми правами русских граждан.

Те из русских, кои осмеливаются злословить свою мать Россию, кои желают ей зла, кои решаются, живя в ней, действовать во вред ей, — это уже не русские. Это — враги России, а потому пускай не прогневаются, если мы им скажем, что они не имеют права на пользование благами русского гражданина.

Россия — для русских — в самом широком смысле слова. Но где то государство, где та нация, которая смотрела бы иначе? Президент свободной республики Рузвельт заявил прямо и открыто: американский гражданин только тот, кто всей душой предан Америке. Почему в России должны думать иначе?!» (П.И.Ковалевский «Русский национализм и национальное воспитание в России». М., 2006. С.15)       Теодор Рузвельт писал: «Мы должны сделать из них (иностранцев-переселенцев) американцев во всех отношениях: по языку, политическим взглядам и принципам, по пониманию и отношению к церкви и государству. Мы приветствуем немца, ирландца, стремящихся стать американцами, но нам не нужно чужеземцев, не желающих отказаться от своей национальности. Нам не нужны немцы-американцы, ирландо-американцы, образующие особый слой в нашей общественной и политической жизни. Мы никого не можем признавать, кроме американцев…”. (Цитата по П.И.Ковалевский «Русский национализм и национальное воспитание в России». М., 2006 С.71) «Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё».

Всего зарегистрировалось для участия в Чтениях более 40 человек из различных городов России, Казахстана, Таджикистана, Китая, ряда стран Африки Участвовали в дискуссии 31 человек.

Информационный партнер Чтений журналы «Социально-политические науки», «Социальные и гуманитарные знания», «Politbook», где будут опубликованы качественные статьи по итогам обсуждения в соответствии с требованиями редакции к написанию и оформлению статей.

Админ Админ
4 марта 2025 10:05