РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
RUSSIAN POLITICAL SCIENCE ASSOCIATION
Поиск

«ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ И БУДУЩЕЕ РОССИИ»: XIV Субботние политологические чтения в Президентской академии совместно с РАПН и АПН, 26 апреля 2025 г.

26 апреля 2025 г. на площадке ZOOM состоялись XIV Субботние политологические чтения в Президентской академии на тему: «Институт образования и будущее России».

Организаторами выступили кафедра политологии и политического управления Факультета политических исследований Института общественных наук РАНХиГС совместно с Российской ассоциацией политической науки (РАПН) и Академией политической науки (АПН).

Организатор и модератор чтений Тимофеева Лидия Николаевна, научный руководитель Факультета политических исследований, профессор кафедры политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС, вице-президент РАПН и АПН, член Международной ассоциации конфликтологов, сопредседатель секции политических конфликтов, доктор политических наук, профессор, - открыла заседание, очертила проблему, представила докладчиков.

С докладами выступили:

Иванько Наталья Анатольевна, доцент кафедры политологии и политического управления Факультета политических исследований Института общественных наук РАНХиГС, учёный секретарь федерального учебно-методического объединения 51.00.00 «Культурология и социокультурные практики», кандидат философских наук, доцент. «Модификация образования как политика современного российского государства: ожидания и реальность». В частности, она сказала, что сохранение и развитие политической системы государства определяют ценностные установки граждан данного государства, приобретаемые по мере личностного становления, особенно в период взросления. Исходить надо из понимания системы образования как основного инструмента, обеспечивающего политическую стабильность, следовательно, витальность политической системы. Детерминантой переоценки отдельных позиций, в том числе и в системе образования, стало понимание на уровне руководства страны
и экспертного сообщества, что современное российское государство функционирует в новых социально-политических условиях в связи
с проведением СВО – специальной военной операции на Украине, способствовавшей смене вектора государственной образовательной политики
с ориентира на внешние факторы (вхождение в единое европейское образовательное пространство) на решение внутренних вопросов значимости традиционных ценностных оснований для гармонизации интересов российской нации.  Обсуждение предложений по формированию новой Стратегии развития системы образования в Российской Федерации на период до 2036 года
с перспективой до 2040 года, состоявшееся в Государственной Думе 11 февраля 2025 г. в рамках правительственного часа, стало закономерным шагом власти на пути к достижению национальной цели «Реализации потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально-ответственной личности», обозначенной в Указе Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных  целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года и на перспективу до 2036 года», направляющем российское общество на построение новой суверенной системы образования.
Новая модель образования призвана синтезировать в себе фундаментальность отечественной школы советского периода и достижения и опыт школы последних десятилетий.

Зернов Владимир Алексеевич, ректор Российского нового университета (РосНоУ), председатель совета Ассоциации частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций России, член правления Российского союза ректоров, доктор технических наук., профессор в своем докладе «Университет будущего» особо подчеркнул, что фундамент образовательной политики университетов и школ  во время Победы в Великой Отечественной войне был заложен тогда 80-лет назад в патриотизме и в научно – инновационной конкуренции с континентальной Европой. Сегодня нужно укреплять этот фундамент.

Шабров Олег Фёдорович, профессор кафедры государственной политики Факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Президент АПН, член Правления РАПН, доктор политических наук, профессор в своем докладе «Российское образование в контексте глобальных процессов» уделил  внимание тому, что сложившаяся к настоящему времени система образования не отвечает указанным вызовам: вытеснение из технических вузов дисциплин социально-гуманитарного профиля, включая особенно необходимые для ориентации в современном обществе и формирования национально-государственной идентичности историю своего народа и политологию, выведение значительных объёмов преподавания в цифровой формат означает переход от образования к обучению, формирующего на «выходе» инженера, но не гражданина; с другой стороны, отсутствие естественно-научных дисциплин в программах вузов и факультетов социально-гуманитарного профиля не позволяет выпускникам этих учебных заведений адекватно соотносить себя и свою деятельность с природной средой, а отсутствие в этих программах математики и логики не позволяет в должной мере формировать их когнитивные способности; высокая учебная нагрузка и низкая заработная плата преподавателей в сочетании с разросшейся системой отчётности не оставляет им возможностей для собственного воспроизводства, − научной работы, участия в реальных проектах и т.д., − особенно необходимых в быстро меняющемся мире; на уровне подготовки кадров в высших учебных заведениях сказываются негативные последствия реформы школьного образования, оказавшей отрицательное воздействие на качество подготовки абитуриентов. Единый государственный экзамен ориентирует учащихся на освоение крайне узкого круга предметов и стимулируют запоминание, но не мышление; вызывают беспокойство планы цифровизации образовательного процесса, изложенные, в частности, в проекте Агентства стратегических инициатив «Будущее образование – глобальная повестка»; существующая в России система образования не учитывает ни лучшее наследие советской практики, ни современные мировые образцы.

Некоторые из этих проблем в феврале текущего года стали предметом обсуждения в ГД РФ, принято решение о разработке Стратегии развития образования в Российской Федерации. Полезно было бы к её разработке подключить тех, кого она прежде всего касается и кому предстоит реализовать эту стратегию на практике.

Докладчикам были заданы вопросы, на которые получены обстоятельные ответы.

Затем состоялась интересная дискуссия, в которой выступили:

Габриелян Олег Аршавирович, профессор кафедры философии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, действительный член АПН (г. Симферополь), доктор философских наук, профессор с темой «Современный российский университет: вызовы и возможные ответы».

Михайленок Олег Михайлович, зам. директора по научной работе, руководитель Центра изучения социально-политических отношений, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ РАН) (г. Москва), доктор политических наук, профессор с темой «Политические аспекты согласия по вопросам российского образования».

Римский Владимир Львович, ведущий научный сотрудник Фонда ИНДЕМ, ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН, координатор Исследовательского комитета РАПН и Российского общества социологов (РОС) «Политическая социология» (г. Москва) с темой «Бюрократизация как препятствие развитию российского образования».

Сащенко Наталья Петровна, руководитель Центра политической социологии и социально-политической психологии ИСПИ ФНИСЦ РАН, ученый секретарь АПН (г. Москва), кандидат психологических наук, доцент с темой «Образовательный и научный процессы в цифровой среде».

Борщевский Георгий Александрович, профессор кафедры политологии и политического управления факультета политических исследований Института общественных наук РАНХиГС, государственный советник Российской Федерации 3 класса, доктор политических наук (г. Москва) с темой «Актуальные проблемы образовательной политики России».

Тихонов Александр Андреевич, аспирант Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы (г. Москва) с темой «Образовательный баланс: как выстроить эффективное обучение и не потерять в процессе интерес?»

В научной дискуссии получили многостороннее рассмотрение следующие вопросы: система образования как институт, формирующий человека будущего и тем самым будущее страны; основные компоненты образования: знание, умение думать, усвоение ценностей культуры; глобальные вызовы и современный учебный процесс, реализация основных компонентов образования в цифровом обществе; болонская система, ЕГЭ: их соответствие целям современного образования; место политологии в современном учебном процессе и др.

По завершении дискуссии были подведены итоги.

В Чтениях приняли участие 25 человек - ученые, преподаватели, общественные деятели из 5 городов России: Москвы, Воронежа, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Ярославля.

 

Админ Админ
30 мая 2025 12:00