Отчет о межвузовском круглом столе «Сравнительное правоведение: опыт и проблемы преподавания», Киев, 18 января 2013 г.
18 января 2013 года на базе Национального университета Государственной налоговой службы Украины состоялся межвузовский круглый стол «Сравнительное правоведение: опыт и проблемы преподавания». Его организаторами выступили Национальный университет Государственной налоговой службы Украины, Центр сравнительного правоведения Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины и Украинская ассоциация сравнительного правоведения. Информационно мероприятие поддержали журналы «Право Украины», «Правовое государство», «Евразийский юридический журнал», «Сравнительное правоведение» и «Сравнительно-правовые исследования».
Как отмечали в своих вступительныых словах председатель Оргкомитета круглого стола кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Национального университета ГНС Украины Михаил Алексеевич Мацелик и кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой международного права Лилиана Алексеевна Тимченко, без глубокого изучения сравнительного правоведения невозможно подготовить высокопрофессионального специалиста, квалификация которого не теряется после внесения законодателем поправок в тот или иной кодекс, который осознает право как творчество и не удовлетворится ролью покорного и бездумного исполнителя любого приказа государства. Знания в этой сфере создают фундамент для эффективных реформ и обеспечения функционирования современной правовой системы.
В своем выступлении «Юридическая компаративистика в структуре высшего юридического образования» доктор юридических наук, член-корреспондент Международной академии сравнительного права, профессор Национальной академии внутренних дел Украины Александр Деонисович Тихомиров отметил, что со времени проведения предыдущей международной конференции, посвященной различным аспектам преподавания сравнительного правоведения, организованной Институтом государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины, Киевским национальным университетом имени Тараса Шевченко и Украинской ассоциацией сравнительного правоведения, прошло уже более двух лет, произошли некоторые изменения, в основном положительные, можно подвести некоторые итоги и переосмыслить подходы к преподаванию сравнительного правоведения с учетом условий 2013 года и ожидаемых перспектив. К наиболее важным изменениям следует отнести в правовой реальности – возможное подписание соглашения об ассоциации Украины и ЕС, в сфере высшего образования – изменения в законе о высшем образовании, в сфере сравнительного правоведения – создание в Украине национальных комитетов Международной академии сравнительного права и Международной ассоциации юридических наук, появление научного журнала «Сравнительное правоведение», издание коллективной монографии украинских компаративистов в Лондоне и многие другие, которые свидетельствуют о том, что украинская компаративистика постепенно приобретает международное признание и к счастью, может еще и не «пылает», но и не «тлеет».
В связи с этим следует обратить внимание на следующие моменты. Прежде всего на необходимость изменений в подготовке юристов через компаративизацию преподавания ряда учебных дисциплин. Это также должно быть отражено при разработке государственных образовательных стандартов.
В научном плане для развития сравнительного правоведения в Украине актуальной становится не только содержательная (качественная) составляющая, но и количественная и организационная – дальнейший прогресс в этой сфере зависит от роста количества сравнительно-правовых исследований разного рода, числа исследователей, потребностей, сообществ компаративистов, центров координации, финансирования, общественного и научного признания и т.д.
Предметом сравнительного правоведения является формирование научной правовой карты мира, что происходит путем систематизации юридических знаний. Сравнительное правоведение при этом выступает как теория среднего уровня, которая создается на основе индуктивных обобщений. Именно в таком качестве оно задает каркас и структуру этой правовой карты, координирует процесс ее познания и научного моделирования, дает возможность идентифицировать глобальные и региональные процессы и проблемы современности в правовой сфере. Теория государства и права по своей природе является дедуктивной дисциплиной, философия права имеет мировоззренческий характер. А сравнительное правоведение является индуктивным, эмпирическим, прагматичным. Поэтому путь мысли и методы исследований этих дисциплин разные. Особыми объектами сравнительно-правовых исследований являются: комплексные исследования иностранного права, современные мировые правовые процессы, становление регионального права, познание самобытных элементов национального права и др.
Доктор юридических наук, профессор кафедры права Европейского Союза и сравнительного правоведения Национального университета «Одесская юридическая академия» Хашматулла Бехруз в своем выступлении «Место сравнительного правоведения как учебной дисциплины в системе подготовки юристов» отметил, что в современных условиях юридическая наука находится в стадии трансформации, которая проявляется прежде всего в изменениях нормативно-правовой сферы и институционализации государства, обусловленных процессами глобализации общества. Это, в свою очередь, ставит перед юридической наукой вообще и перед сравнительным правоведением в частности новые задачи.
Кроме того, докладчик уделил внимание применению мультимедийных средств в преподавании сравнительного правоведения, что, по его мнению, интегрирует мощные распределенные образовательные ресурсы, обеспечивающие среду формирования юридического мышления как основы компетентности современного юриста.
В своем выступлении «Становление преподавания сравнительного правоведения в европейских странах в первой половине XIX в.» кандидат юридических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии сравнительного права, заведующий Центром сравнительного правоведения Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины Алексей Вениаминович Кресин обратил внимание на то, что становление преподавания сравнительного правоведения в Германии произошло еще в первой трети XIX в. (начиная с 1828 г.), во Франции – во второй трети XIX в., а проблематика роли и места этой дисциплины в системе подготовки юристов в то время стала предметом активного обсуждения европейских ученых. В Российской империи преподавание сравнительно-правовых дисциплин и образование соответствующих кафедр предполагалось еще с 1804 г., но позже долгое время отвергалось, а то и прямо запрещалось.
В то же время, достаточно показательным, по мнению докладчика, является опыт внедрения курса истории сравнительных законодательств в Коллеж де Франс начиная с 1834 г. профессором Ж.Л.Э. Лерминье. Необходимость отхода при преподавании этой дисциплины от философско-правовых идей (должного) в пользу анализа действующего права государств (сущего) привела к неприятию новшества со стороны либерально настроенного общества и бойкоту преподавателя со стороны студентов, прекращению чтения курса. Подобный конфликт, хотя и не так четко акцентированный, произошел позднее в Одесском (Новороссийском) университете между преподавателем нововведенного предмета «История славянских законодательств» В. Богишичем и группой студентов во главе с будущим народовольцем А. Желябовым. Можно предположить, что в основе этих конфликтов лежала одна и та же проблема – неготовность либерально и социал-революционно настроенной части общества к восприятию учебной дисциплины, предусматривающей уважение к существующей реальности как неслучайной, заслуживающей изучения и (в той или иной степени) сохранения. Однако, как отмечал А.В. Кресин, это вовсе не прекратило процесс становления комплекса сравнительно-правовых учебных дисциплин в университетских программах европейских вузов. И уже начиная с 30-х гг. ХІХ в. можно говорить об обобщении опыта преподавания сравнительно-правовых дисциплин – в виде программных публикаций, первых учебников и учебных пособий.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права юридического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Юлианна Владимировна Цветкова выступила с докладом «Сравнительное правоведение: опыт преподавания на юридическом факультете Киевского национального университета имени Тараса Шевченко». Она отметила, что тенденцией последних лет является расширение географии и объема его преподавания в украинских вузах. Около десяти лет назад эта область знаний появилась на юридическом факультете Университета как обзорный лекционный курс для специалистов под названием «Основные правовые системы современности». В ответ на заинтересованность студентов за пять лет он превратился в учебную дисциплину для магистров всех специализаций. И, наконец, в этом учебном году оформился в отдельную магистерскую специализацию дневного и заочного отделения на кафедре истории права и государства.
Специализация «Сравнительное правоведение» рассчитана на три семестра, из которых в течение первых двух будут прочитаны лекции и проведены семинарские занятия, а в третьем студенты будут заниматься самостоятельными научными исследованиями, которые завершатся написанием магистерских дипломных работ и их защитой в государственной экзаменационной комиссии. Введенная специализация предполагает изучение магистрами теории, истории, особенностей отдельных правовых семей и особенной части сравнительного правоведения.
В качестве новации на юридическом факультете Киевского национального университета имени Тараса Шевченко предлагается также изучение курсов «Западная традиция права» и «Восточная традиция права». Целью этих курсов является осознание студентами общих тенденций развития правовых институтов двух исторических и современных геополитических цивилизационных направлений.
Доцент кафедры международного права Национального университета ГНС Украины Екатерина Викторовна Глущенко в своем выступлении «Применение инновационных технологий при преподавании сравнительно-правовых дисциплин» отметила, что в этом вузе на пятом курсе преподается дисциплина «Правовые системы современности», но на нее выделено незначительное количество аудиторных часов. Она обратила внимание на плодотворность использования в процессе преподавания этой дисциплины интерактивных методик, кейс-метода.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры сравнительного и европейского права Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Елена Николаевна Лысенко в выступлении «Сравнительное конституционное право в системе сравнительного правоведения» указала на то, что эти дисциплины взаимодействуют, обогащая и дополняя друг друга. Так, детальное изучение конституционного права на основе сравнительного метода дает возможность выявить своеобразие отдельных институтов конституционного права, норм, терминологии. Расширение предмета отраслевой юридической науки за счет использования сравнительно-правового метода делает ее исследования более полными и содержательными. Именно благодаря сравнительно-правовому методу возможно использование опыта других стран в совершенствовании собственного законодательства, выявление тенденций его развития. Он помогает при толковании норм, а также в разработке теоретической части науки – выработке понятий, классификаций и т.д.
Сегодня юридическое образование требует трансформации и переориентации на преподавание международных (в т.ч. европейских) ценностей. Это касается подготовки не только студентов-международников, но и студентов всех юридических вузов. Нужно отходить от традиционного для нашей страны подхода к преподаванию конституционного права по схеме: "Конституционное право Украины", "Конституционное право зарубежных стран". В рамках учебной дисциплины "Конституционное право" нужно широко использовать сравнительный метод, демонстрируя студентам наиболее удачные модели правового регулирования и знакомя их с европейскими конституционно-правовыми стандартами. Это поможет сформировать у студента определенный тип мировоззрения, ориентированный на европейские ценности, что так необходимо при построении демократического, правового государства.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры сравнительного и европейского права Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Ксения Владимировна Смирнова в выступлении «Роль сравнительно-правового метода в исследовании и преподавании европейского права» отметила особенности преподавания сравнительного конституционного, уголовного, административного, муниципального, судебного права и др. в сравнительно-правовом и международно-правовом аспектах. Такие особенности обусловлены необходимостью изложения не только содержания соответствующей отрасли права через призму национальной правовой системы, а и изучения особенностей норм, их применения, особенностей реализации в различных правовых системах. Учитывая роль международных стандартов при изучении сравнительно-правовых дисциплин, для юриста-международника важно выяснить особенности влияния международно-правового регулирования на соответствующую отрасль национального права.
В выступлении был представлен еще один аспект практического применения сравнительно-правового метода при определении предпосылок и перспектив развития права Украины. Процессы гармонизации законодательства Украины в различных отраслях приобретут обязательный характер в связи с предстоящим подписанием и последующим вступлением в силу Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Таким образом, на первый план анализа выходят сравнительно-правовые исследования межгосударственных и национальных правовых систем.
Доктор юридических наук, заведующий кафедрой хозяйственного права и процесса Межрегиональной финансово-юридической академии Роман Богданович Шишка выступил с докладом «Определение предмета сравнительного гражданского права в современных условиях». В ней он отметил, что в последнее десятилетие сравнительное правоведение в Украине получило развитие: а) как относительно самостоятельное направление правового познания с ориентацией на отраслевое его направление; б) как обязательный методологический атрибут познания и преподавания отраслевых дисциплин.
В практическом плане сравнительно-правовой анализ зарубежного гражданского права является важным для нормотворчества и правоприменительной деятельности. Речь идет о таком осуществлении прав, которое имеет судебную перспективу их защиты, в частности в Европейском суде справедливости.
Современное нормотворчество и проведение правовой реформы, о которой говорят иногда без достаточных на то причин, свидетельствуют о заимствовании зарубежных актов. В Украине сначала ориентировались на законодательство России, а затем других зарубежных, по большей части европейских стран. Так, подготовка проекта ГК Украины велась с учетом положений новейших кодификаций. В то же время, правовые системы разных стран проявляют склонность к сближению и унификации, что дает возможность гармонизировать национальные отрасли права. Параллельно ведется международная унификация, в частности в сфере договорного права. Безусловно, значение сравнительного правоведения в этих процессах весьма существенное и консолидация усилий в этом направлении компаративистов и отраслевиков только этому поспособствует.
В выступлении «Уголовно-правовые конфликты и способы их решения: сравнительно-правовой аспект» кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры уголовного права и криминологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Григорий Александрович Усатый отметил, что активное использование методологии сравнительного правоведения углубляет понимание многих проблем отечественной теории права, расширяет горизонты современных исследований, дает возможность наиболее объективно и полно реализовать интегративную функцию правовой науки, а также гармонизировать законодательство Украины с европейским и международным правом.
Однако, по мнению докладчика, не следует абсолютизировать (переоценивать) значение и место сравнительного правоведения в системе юридических наук. Сравнительное правоведение не может быть панацеей прежде всего потому, что оно используется главным образом лишь как сравнительно-правовой метод при исследовании явлений и процессов правовой действительности. И такой подход, по мнению многих юристов, не является случайным, поскольку: объекты сравнительно-правового исследования часто неоднородны, а следовательно их нельзя сопоставлять (сравнивать); некоторые внешне сходные явления и процессы правовой действительности существенно отличаются; отдельные правовые системы и институты достаточно специфические, что обусловливает уникальность терминологии для их определения; содержательное наполнение одинаковых терминов может существенно отличаться в различных государствах.
Во время круглого стола была проведена презентация нового научного журнала «Сравнительное правоведение», который является приложением к «Праву Украины». Как отметил главный редактор издания А.В. Кресин, этот журнал является уникальным не только для Украины, но и для всех постсоветских стран по своей фундаментальности, строгому отбору статей, тематичности номеров и другим показателям. Можно утверждать, что это издание станет незаменимым помощником для преподавателей и студентов и поможет существенно модернизировать преподавание сравнительно-правовых дисциплин в Украине.
Участники круглого стола поддержали инициативу Украинской ассоциации сравнительного правоведения создать общедоступный интернет-ресурс, посвященный научно-методическому обеспечению преподавания сравнительно-правовых дисциплин.
В целом в Межвузовском круглом столе «Сравнительное правоведение: опыт и проблемы преподавания» приняли участие около 40 представителей высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений Украины, а также заочно – профессора из Венгрии и Болгарии.
А.В. Кресин