Отчет о Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики РФ в области противодействия коррупции», Екатеринбург, 25-27 апреля 2014 г.

В рамках Национального плана противодействия коррупции на 2014–2015 годы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 226 от 11 апреля 2014 года 25-27 июня 2014 г. в Екатеринбурге прошла Всероссийская научная конференция «Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции».

Цель конференции – рассмотрение актуальных вопросов научного обеспечения формирования и реализации государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции, а также разработка мер по его совершенствованию. В последние годы в Российской Федерации тема противодействия коррупции стала предметом активного научного анализа. При этом проведенная в Екатеринбурге конференция стала первым мероприятием, непосредственно посвященным проблемам научного обеспечения формирования и реализации государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции.

В работе конференции приняли участие 120 человек из Российской Федерации, Белоруссии, Казахстана, Украины. Среди них ученые более чем из сорока научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений, активисты общественных организаций, журналисты.

Кроме того, в конференции приняли участие представители федеральных и региональных органов государственной власти, государственных органов и органов местного самоуправления, в частности:

– Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;

– Следственного комитета Российской Федерации;

– Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;

– Уставного Суда Свердловской области;

– Екатеринбургской городской Думы;

В работе конференции принял участие также Уполномоченный по правам человека Свердловской области.

 

Работа конференции освещалась в ряде федеральных и региональных электронных средств массовой информации. В частности: www.znak.com, http://vsenauki.ru, http://news.mail.ru, http://uralpolit.ru, http://lait-news.ru/ и др.

В настоящее время готовится материал в газете Уральского отделения РАН «Наука Урала», а также обзор для ведущих научных журналов.

 

Конференция была проведена в форме четырех пленарных сессий, первая из которых – в форме докладов представителей органов государственной власти и местного самоуправления. Другие три пленарные сессии прошли в формате подиумных дискуссий, в которых приняли участие 18 основных дискуссантов и около 60 участников конференции.

 

Подиумные дискуссии были посвящены следующим вопросам:

«Потенциал современного государства и гражданского общества в противодействии коррупции»;

«Политико-правовые механизмы противодействия коррупции»;

«Мировой и российский опыт противодействия коррупции в сравнительно-исторической перспективе».

 

Наибольший интерес при обсуждении заявленных тем вызвали следующие проблемы:

– особенности противодействия коррупции в России и возможность использования зарубежного опыта противодействия коррупции;

– возможность сочетания в России восточной «конфуцианской» и западной «веберианской» моделей противодействия коррупции;

– оценка последствий распространения концепций оправдания коррупции через выявление ее онтологических оснований в российской традиции;

– понимание разнородности коррупционных проявлений, которые часто описываются с помощью одних научных понятий, хотя требуют различных научных дескриптивных практик;

– перспективы совершенствования правовых механизмов противодействия коррупции и основные направления их научно-методической проработки;

– возможности и последствия криминализации/декриминализации различных коррупционных деяний;

– уголовная ответственность юридических лиц;

– перспективы создания механизмов защиты заявителей о фактах коррупции;

– оценка накопленного опыта антикоррупционной экспертизы правовых актов всех уровней;

– задачи противодействия коррупции в негосударственном секторе;

– причины недостаточного использования потенциала имеющихся правовых и гражданских механизмов противодействия коррупции;

– состояние гражданского общества и возможности использования его потенциала в противодействии коррупции;

– возможные меры по сокращению числа закрытых для общественного контроля и научных исследований институтов;

– проблема понимания коррупции, как явления противоположного «общему благу», в связи с чем одной из приоритетных задач противодействия коррупции является поиск общих фундирующих социум ценностей;

– проблемы символического обеспечения деятельности по противодействию коррупции и оценки символических политик, связанных с указанной деятельностью.

 

По итогам конференции планируется издание сборника статей и материалов. Срок издания – ноябрь 2014 г.

 

В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2014–2015 гг. в третьем квартале 2015 г. планируется проведение второй научной конференции по обозначенной в Национальном плане тематике. При организации данной конференции оргкомитет считает необходимым направить свои усилия на привлечение зарубежных коллег, специализирующихся на данной тематике. Он также полагает, что необходимо обратить особое внимание на экономические проблемы противодействия коррупции. Кроме того, оргкомитет считает, что более активное участие в планируемой конференции примут органы государственной власти субъектов Российской Федерации УрФО, а ее работа получит более основательное освещение в средствах массовой информации.

 

 

Проект

РЕКОМЕНДАЦИИ

Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации

в области противодействия коррупции»

 

25-27 июня 2014 г., г. Екатеринбург

 

Участники конференции отметили, что в последние годы в Российской Федерации предприняты значительные усилия по противодействию коррупции. В частности:

– на законодательном уровне закреплено значительное количество мер по противодействию коррупции;

– идет активная работа в международных организациях антикоррупционной направленности, ратифицированы важнейшие международные акты в сфере противодействия коррупции;

– приняты эффективные административные регламенты оказания государственных и муниципальных услуг;

– в повседневную практику правотворческой деятельности вошла антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;

– более открытой стала деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, общественность получила значительный доступ к информации о деятельности судов судебной системы Российской Федерации, созданы условия для возможности интерактивного обращения граждан в государственных органы и органами местного самоуправления с сообщениями о коррупционных действиях;

– совершенствуются те сферы законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, породившие наибольшее количество коррупционных практик,

– законодательство о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, земельное законодательство, миграционное законодательство и др.;

– распространяется практика создания общественных советов при органах государственной власти, привлечения экспертов к деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по системе «pro bono publicо»;

– регулярно проводятся социологические исследования по соответствующей тематике;

– предпринимаются усилия по наработке практик диалога в рамках системы «власть – бизнес – гражданское общество» по вопросам противодействия коррупции;

– все более широкий перечень государственных и муниципальных услуг предоставляется в электронном виде;

– разработаны и совершенствуются кодексы этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих, вырабатывается практика урегулирования конфликта интересов;

– реализуются меры по повышению правовой грамотности населения, формированию нетерпимости общественности к коррупционным практикам и т.д.

Участники конференции считают, что эффективное противодействие коррупции должно опираться на релевантную теоретическую и эмпирическую базу. В этой связи, обсудив наиболее актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции, участники конференции выступили со следующими рекомендациями.

 

По результатам подиумной дискуссии «Потенциал современного государства и гражданского общества в противодействии коррупции»:

– разработать и реализовать комплекс мер по сокращению численности закрытых для общественного контроля и научных исследований институтов (органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных компаний, государственных корпораций и иных организаций); 

– обратить внимание на влияние избыточного управленческого вмешательства (непрерывность реформ) на эффективность управления и динамику коррупционных практик;

– осуществить исследования потенциального влияния реформы местного самоуправления на динамику коррупционных практик, в том числе при применении норм бюджетного и избирательного законодательства;

– осуществить мониторинг деятельности всех форм общественных советов с точки зрения их формальной и неформальной деятельности в сфере противодействия коррупции;

– оценить эффективность привлечения экспертов к деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по системе «pro bono publico» с точки зрения противодействия коррупции;

– обратить внимание на разработку теоретических основ антикоррупционной деятельности с целью исключить описание с помощью «коррупционной терминологии» принципиально разнородных явлений и техник;

– обратить внимание на отсутствие исследований по изучению неформальных практик на муниципальном уровне (круговая порука, непубличный характер принятия решений, формирование «клиентелистских» отношений и т.д.), способствующих распространению коррупции на низовом уровне, ее принятию в качестве нормы общественным мнением;

– разработать научно обоснованные нормативы регулярной ротации кадров, обеспечивающей недопущение доминирования прагматичных установок на коррупционное обогащение над идеологией общественного блага;

– организовать научно-методическое обеспечение принципов формирования кадрового состава подразделений государственных органов и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;

– выработать механизмы предотвращения коррупционных практик во внегосударственной сфере (акционерные общества, государственные корпорации, государственные компании, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.);

– инициировать изучение практик согласительных процедур (общественные советы всех форм и т.д.), практик непосредственного участия граждан в противодействии коррупции, включая в частности опыт инициирования отзыва должностных лиц и роспуска органов местного самоуправления;

– разработать учебно-методический комплекс по проблемам противодействия коррупции, предназначенный для использования в профильных вузах и на профильных специальностях (ГМУ, юриспруденция и т.д.);

– внедрять в образовательные программы вузовского и послевузовского образования по юридическим, политологическим и иным специальностям антикоррупционную проблематику.

 

По результатам подиумной дискуссии «Политико-правовые механизмы противодействия коррупции»:

– способствовать научному обобщению практики антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;

– обеспечить научно-методическую разработку вопроса привлечения юридических лиц к ответственности, в том числе уголовной, за «коррупционную деятельность»;    

– продолжить изучение проблемы признания нематериальных благ в качестве предмета «коррупционных» сделок, в том числе такого нематериального блага, как репутация должностного лица, в том случае, если она приобретается за счет бюджетных средств;

– стимулировать научные исследования, посвященные противодействию коррупции в сфере ЖКХ, приватизации и аренды помещений, в практике заключения корпоративных договоров, в деятельности арбитражных управляющих при продаже имущества должника, в системе государственно-частного партнерства, и иных областях взаимодействия общественных и частных интересов;

– осуществить комплекс исследований, связанных с разработкой ряда проектов федеральных законов, направленных на регулирование конфликта интересов в системе «власть – общество», регулирование практик продвижения интересов социальных групп, общественных структур, организаций (законодательство о лоббизме);

– выработать порядок привлечения независимых специалистов для научной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, получивших широкий общественный резонанс;

– стимулировать разработку научных методик предварительного учета мнения населения до принятия нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, имеющих большое общественное значение;

– подготовить методические рекомендации для государственных органов и органов местного самоуправления по реализации мероприятий антикоррупционной направленности.

 

По результатам подиумной дискуссии «Мировой и российский опыт противодействия коррупции в сравнительно-исторической перспективе»:

– стимулировать изучение мировых и исторических практик противодействия коррупции в правоохранительных органах;

– изучить опыт правового регулирования защиты заявителей о «коррупционных правонарушениях», ответственности юридических лиц, причастных к «коррупционным правонарушениям», привлечения к ответственности за «коррупционные правонарушения» лиц, обладающих неприкосновенностью и иммунитетом, в зарубежных государствах;

– проанализировать проблему допустимости доказательств, полученных на территории зарубежных государств;

– предпринять меры по изучению практики борьбы с транснациональной преступностью коррупционной направленности;

– обратить внимание на значение символического обеспечения деятельности по противодействию коррупции с целью ограничения распространения в общественном сознании мнения о неискоренимости, «полезности» коррупции, коррумпированности всего государственного аппарата, трактовок любых действий власти в логике коррупции;

– стимулировать исследование мировых и отечественных практик «электронного правительства» как существенного фактора, ограничивающего возможности для коррупции;

– способствовать проведению совместных с иностранными учеными сравнительных исследований, посвященных теме противодействия коррупции;

– на основе международного опыта разработать критерии эффективности антикоррупционной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации с учетом специфики российской правовой и социальной системы;

– обеспечить комплексный анализ тенденций развития международного права и международной практики предпринимательской деятельности по вопросу распространения юрисдикции российского государства в сфере противодействия коррупции на иностранных граждан и иностранные организации.

 

Конференция показала, что складывающийся активный диалог государственных органов власти и органов местного самоуправления с научным сообществом позволяет адекватно оценить имеющийся опыт антикоррупционной деятельности, актуализирует в общественном сознании нетерпимость к проявлениям коррупции, способствует выработке научно обоснованных механизмов противодействия коррупции.

 

 

Опубликовано: 05.08.14