Отчет о Третьей Международной научно-практической конференции «Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты (ISC - 14)», МГГУ, 18 – 19 сентября 2014 г.

18 – 19 сентября 2014 года на базе Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова прошла Третья Международная научно-практическая конференция «Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты» (ISC - 2014). Организатором конференции выступил Институт гуманитарных технологий в сфере социального компьютинга МГГУ им. М.А. Шолохова (далее - Институт). Миссия Института заключается в реализации национальных интересов России посредством разработки, продвижения и тиражирования передовых технологий исследования структуры и динамики развития Интернет-пространства и мобильных коммуникаций, прогнозирования социальных и политических эффектов влияния социальных медиа на сознание и поведение Интернет-пользователей (подробнее об Институте см. в Приложении).

На пленарном заседании конференции выступили представители ведущих зарубежных и российских центров исследования Интернета. Открыл конференцию доклад профессора Гранта Уэля Бланка (Институт Интернета Оксфордского Университета, Великобритания), посвященный Интернет-культурам, распространенным в среде британских пользователей. По мнению проф. Бланка, выделение социальных и политических характеристик поведения пользователей, относящихся к разным типам Интернет-культур, позволяет не только лучше понимать тренды развития,  национальные особенности  Интернет-коммуникации, но и  оптимизировать принятие решений, касающихся стимулирования роста рынка телекоммуникационных услуг, совершенствования практик электронной демократии, повышения эффективности онлайн-сопровождения политических кампаний.

Лидер национальной исследовательской команды «Мирового Интернет Проекта» в Чили – профессор Сержио Годой (Католический Университет в Сантьяго) представил сравнительный анализ развития Интернета в России и Латиноамериканских странах. Особое внимание исследователь обратил на то, что по таким параметрам, как уровень проникновения глобальной сети, развитие коммуникационной инфраструктуры, эффективность электронного правительства, рост Интернет-экономики РФ существенно опережает большинство стран Латинской Америки. Вместе с тем, общность политического и социально-экономического развития стран БРИКС формирует схожесть характеристик  Интернет-поведения (так, например, предельно совпадает структура потребления Интернет-контента российскими и латиноамериканскими пользователями). Учет особенностей Интернет-коммуникации в странах БРИКС позволяет формулировать более точные сценарии и прогнозы их развития.

Выводы, отражающие результаты сравнительного анализа развития Интернет-коммуникации в 12-ти странах Южно-африканского субрегиона, прозвучали в докладе доктора Индры де Лейнролла (Университет Витвотерсрэнд в Йоханнесбурге, ЮАР). С точки зрения д-ра де Лейнролла, страны Африки не вполне справедливо относят к пространству с низким уровнем развития коммуникационной инфраструктуры (т.н. «Internet poor world»), так как за последние 10 лет произошел существенный прогресс в распространении мобильных технологий (иными словами, у большинства африканских пользователей нет возможности использовать компьютер, но, как правило, они являются обладателями смартфонов). Ученому удалось зафиксировать формирование «мобильно-ориентированной» модели Интернет-коммуникации в странах Африки, которая во многом объясняет технологические особенности реализации Twitter-революций на континенте. Методика изучения Интернет-коммуникации в регионах со сниженным уровнем развития коммуникационной инфраструктуры, предложенная д-ром де Лейнроллом, может быть использована в аналитических и прогностических целях применительно к некоторым субъектам РФ на Дальнем Востоке, а также к ряду стран СНГ.

Руководитель Информационно-сетевого Центра, доктор Лью Ксин (Китай) рассказал о том, что современный Китай переживает настоящий «Интернет-бум», несмотря на ограничения Интернет-коммуникации, установленные государством. Данный этап, который остался позади у пользователей США, Канады, ряда европейских стран, в китайском обществе сопряжен с переживанием «всемогущества мировой паутины» и оптимизмом в отношении функций Интернета. Основной акцент в докладе был сделан на изменении потребительского поведения китайцев под влиянием социальных сетей, микроблогов и иных сервисов мгновенного обмена сообщениями. Д-р Лью Ксин подчеркнул, что на смену традиционным технологиям маркетинга, направленным на стимулирование потребительской активности, приходит новая модель, включающая в себя следующие компоненты: «получение информации о товаре» - «принятие решения» - «покупка» - «информирование о качестве товара других пользователей». В докладе  прозвучала идея о необходимости создания методики сегментирования пользователей Интернета с использованием принципов анализа больших данных (Big Data), что позволит существенно повысить адресность сообщений в глобальной сети, увеличить экономические эффекты от развития Интернет-экономики, снизить издержки политической коммуникации при проведении электоральных кампаний.  

Тематика электронной демократии нашла отражение в выступлении доктора Агаты Влодарской (Лодзинский Университет, Польша), специализирующейся на изучении политических процессов в странах Балтийского субрегиона Европы. В первой части доклада глобальная сеть рассматривалась в качестве инструмента формирования имиджа политических лидеров и продвижения брендов политических партий. Данная мысль была проиллюстрирована примером успешных электоральных кампаний «Партии реформ» в Эстонии, которая опираясь преимущественно на Интернет-технологии, сумела мобилизовать молодых избирателей и обеспечить масштабную поддержку на выборах в 2011 году (48 % всех избирателей в возрасте от 18 до 30 лет). Кроме этого, польская коллега проанализировала применение процедур электронного голосования в Эстонии и  отметила некоторый рост интереса граждан к этому способу реализации избирательных прав (в 2011 году 24,3 % избирателей Эстонии, принявших участие в парламентских выборах, отдали свои голоса через Интернет).

Генеральный директор компании «Stakeholder Management» Линда Борн (Австралия)  поделилась опытом применения технологий социального компьютинга в проектном менеджменте, развитии Интранета, работе с заинтересованными группами. Линда Борн считает, что поведение пользователя в социальных медиа является важным показателем состояния корпоративной культуры и успешности развития бизнес-компании или команды, работающей над проектом.

Руководитель фонда Vox Populi Кирилл Родин (ВЦИОМ) охарактеризовал современное состояние аудитории Рунета, выделив социально-демографические сегменты и политические профили пользователей социальных медиа. Основная идея его выступления – в социологическом знании наступила революция, связанная с окончанием эпохи поквартирных опросов и приходом на их смену новых форматов получения данных о состоянии общественного мнения таких, как «социология социальных сетей».

Заведующий лабораторией математического моделирования Института, канд. тех.н., Артур Азаров на кейсе событий «Евромайдана» показал возможности авторской методики автоматизированного анализа данных профилей пользователей социальных сетей. Методика позволяет по цифровым следам выделить маркеры перерастания предконфликтной ситуации в конфликт, выявить сетевых «лидеров общественного мнения», обнаружить технологии мобилизации протестных настроений, прогнозировать наступление фазы радикализации протеста.

Презентацию системы мониторинга Интернет-текстов по теме «Социально-политическая жизнь регионов России» осуществила заведующая лабораторией компьютерной лингвистики и когнитивных технологий обработки текстов Института проблем информатики РАН, канд. филол.н. Елена Козеренко. Функция данной системы - помогать заинтересованным лицам или организациям отслеживать социальное самочувствие населения и отдельных социальных групп, своевременно реагировать на социально-экономические и политические проблемы, возникающие в субъектах федерации.

Основными дискуссионными площадками конференции стали секции, круглые столы, экспертные семинары, мастер-классы и презентации. Среди наиболее актуальных тематик конференции, отражающих мировые тренды развития знаний об Интернете, можно назвать следующие: компаративный анализ Интернет-коммуникации, математическое моделирование социально-политических процессов, влияние Интернета на современные массовые движения, инструменты анализа социальных сетей, психология «поколения «Z», E-learning, журналистика больших данных, экономика Интернета и технологии краудсорсинга и др.

Самыми обсуждаемыми кейсами на площадках конференции стали «оранжевые революции», «арабская весна», протестная активность в крупных российских городах после выборов депутатов ГД ФС РФ в 2011 г., «Евромайдан» на Украине, акции протеста в американском городе Фергюсон и др.

Ключевые доклады, прозвучавшие на секциях, отражали актуальные подходы и методики к исследованию, профилактике и противодействию процессам, связанным с дестабилизацией ситуации в нашей стране (политические протесты, межнациональная напряженность, социально-экономические кризисы, кризисы легитимности и т.д.).

Например, в выступлении канд. физ.-мат.н. Андрея Фильченкова (МГГУ им. М.А. Шолохова) предложен новый подход к использованию профиля психологических особенностей пользователя при моделировании распространения мемов в социальных сетях. Разработки молодого ученого направлены на увеличение адресности онлайн-сообщений и повышение эффективности управления Интернет-контентом.

В свою очередь, канд. тех.н. Антон Пащенко (Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН) разработал технологию по экспорту данных, полученных со страниц пользователей социальных сетей. Представленный автором программный комплекс позволяет хранить и экспортировать информацию в формате, удобном для последующего анализа. Это существенно ускоряет и упрощает работу с большими массивами данных, выгружаемыми из социальных сетей.

Комбинацию технологий по определению пика онлайн-присутствия пользователей в социальных сетях предложил политтехнолог Андрей Батрименко (МГГУ им. М.А. Шолохова). Решение задачи определения пика онлайн-присутствия электоральных групп в социальных сетях обеспечено применением макроса для плагина IMacros в браузере Mozzila Firefox. Подход был апробирован в ряде политических и электоральных кампаний в рамках которых была решена проблема обеспечения ввода Интернет-контента в наиболее благоприятные с точки зрения онлайн-присутствия пользователей периоды.

Метод автоматического анализа Интернет-текстов предложен канд.тех.н. Михаилом Шарниным (Институт проблем информатики РАН).  С помощью данного метода, основанного на  автоматической классификации текстов, выделении объектов и связей между ними, а также механизмов определения тональности, возможно реализовывать мониторинг социальных сетей, осуществлять управление репутацией в социальных медиа, оценивать эффективность тех или иных мероприятий в рамках коммерческой/политической кампании, управлять адресной рекламой.

Метод формирования «панельных социальных сетей» был сформулирован в ходе дискуссии на заседании секции «Социология социальных сетей» канд. филос. н. Александром Долгоруковым (МГГУ им. М.А. Шолохова). Суть метода заключается в конструировании социального онлайн-сообщества - группы людей, которая в миниатюре повторяет российское общество по основным социально-демографическим характеристикам.  Изучение поведения этой общности позволит оперативно: оценить реакцию граждан на актуальные события политической, социально-политической, духовной сфер; выявить рейтинги политиков, иерархии социальных проблем; сформировать информационное пространство, отвечающее целям социального и политического развития российского общества. 

Методология и методика кросс-национального сравнительного анализа развития Интернет-коммуникации в странах с различными типами политических систем была разработана д-ром полит. н. Еленой Бродовской и канд. соц.н. Анной Домбровской (МГГУ им. М.А. Шолохова). В отличие от других центров, занимающихся сравнительным анализом развития Интернета, исследователи применили триангуляцию процедур кластерного, сравнительного и типологического анализа данных по семи странам (РФ, США, Китай, ЮАР, Мексика, Великобритания, Швеция). Разработка исследователей позволяет выявлять типы и модели взаимосвязи развития Интернет-коммуникации и политических систем в различных странах мира

В рамках конференции состоялась презентация основных исследовательских проектов Института: «Интеллектуальный поиск маркеров» (Predictor Mining) и «Мировой Интернет Проект в России» (World Internet Project).

Сотрудники Института проводят исследования, связанные с автоматическим выявлением особенностей поведения (паттернов) пользователей электронных социальных сетей (Vk.com, Twitter.com, Facebook.com и др.), на основании которых разрабатываются прогнозы протестной активности. Специфика работы исследовательской группы заключается в использовании комплекса Интернет-сервисов мониторинга социальных медиа, а также авторского программного обеспечения, позволяющих анализировать Интернет-контент, исчисляемый миллионами сообщений пользователей.

Институт является партнером международной исследовательской организации «Мировой Интернет Проект», объединяющей ученых, специализирующихся на исследовании Интернет-коммуникации, из 50 стран мира. Ежегодно, по единой методике, исследовательскими группами стран-участниц проекта осуществляются массовые опросы, фиксирующие изменения в динамике, содержании и структуре Интернет-коммуникации. Результаты исследования позволяют детализировать уровень проникновения Интернета в России, структуру потребления Интернет-контента, отношение пользователей к политическим функциям и возможностям Интернета.

Опубликовано: 07.10.14