Отчет о семинаре «Соотношение уровней конструирования прошлого в постсоветской исторической политике». Доклад М.М.Левченко. СПб., 15 июня 2016 г.

15 июня 2016 года в Санкт-Петербурге (НИУ высшая школа экономики – Санкт-Петербург, департамент прикладной политологии)  пошло очередное заседание семинара Исследовательского комитета РАПН по изучению идей и идеологий в публичной сфере и департамента прикладной политологии НИУ ВШЭ-СПб серии «Символическая политика и социальное конструирование прошлого».

В Семинаре приняли участие:

С.В.Акопов – д.филос.н., доцент НИУ ВШЭ-СПб; С.Ачильдиев – журналист (СПб); Т.Л.Барандова – к.соц.н., НИУ ВШЭ-СПб; С.Белоусова – журналист (СПб, страны Прибалтики); В.В.Костюшев – к.социол.н., профессор НИУ ВШЭ-СПб; Леа Про - исследователь аналитического центра IRIS в Париже (Французский Институт Международных Стратегических Исследований); М.М.Левченко – НИУ ВШЭ-СПб; А.Ю.Сунгуров – д.п.н., глава департамента прикладной политологии НИ У ВШЭ-СПб; Тульчинский Г.Л. – д.филос.н., проф.НИУ ВШЭ –СПб; В.И.Шинкунас – сокоординатор проекта Мегарегион.

Участники семинара заслушали и обсудили сообщение Марии Михайловны Левченко на тему «Соотношение уровней конструирования прошлого в постсоветской исторической политике».

Открывая семинар, его ведущий, соруководитель семинара Г.Л.Тульчинский отметил, что в рамках образовательных программ «Политология» и «Политика и управление» НИУ ВШЭ-СПб была реализована серия исследований реализации символической исторической политики в системе образования, влияния политического курса на историческое образование в современной российской средней школе, соотношения этих процессов с другими формами социального конструирования прошлого. Доклад М.М.Левченко открывает обсуждение этих аналитик.

            М.М.Левченко рассказала о результатах двухлетнего исследования соотношения уровней социального конструирования прошлого в постсоветской России: оперативного (медийного),   долговременного (культурной памяти поколений) и промежуточного (в рамках системы образования). Исследование проводилось относительно трёх возрастных групп: от 40 до 60 лет (закончивших советскую школу), от 20 до 39 лет (закончивших школу во время реформ 1980-1990-х) и  от 16 до 19 лет (закончивших школу в пореформенный период). Сравнительный анализ показал возможности и роль конструирования прошлого на каждом из трех уровней. Анализ выявил достаточно любопытную картину. Во-первых, он показал ведущую роль медийной презентации прошлого во всех трех группах. При этом, во-вторых, эта роль медиа наиболее значима в самой старшей и самой младшей группах. Однако, в-третьих, с возрастом большее значение приобретает долговременная культурная память поколений. Из трех групп уровень конструирования и презентации прошлого в системе образования оказался наиболее значимым для средней возрастной группы.

            При обсуждении главное внимание (Т.Л.Барандова, А.Ю.Сунгуров) было уделено методологии исследования, необходимости его продолжения и конкретизации для различных социальных групп, роли различных средств массовой информации, сопоставления с опытом других стран (С.В.Акопов, Л.Про) – как европейских, так и, особенно, постсоветских – имеющих общее прошлое в рамках СССР. Особый интерес участников (С.Ачильдиев, В.Шинкунас, Г.Тульчинский) вызвала близость представлений о прошлом у поколений  «бабушек-дедушек» и «внуков-внучек». Были высказаны гипотезы о трансляции культурного опыта «через поколение» и о большей уязвимости перед медийным воздействием именно этих поколенческих групп.

В выступлении В.В.Костюшева было обращено внимание на смеховую культуру презентации прошлого и отношения к нему и настоящему. Высказано предположение, что именно смеховая культура играет ключевую роль в современных практиках политического протеста, в том числе с использованием средств современного искусства.   

Участниками семинара была поддержана идея продолжения обсуждения роли смеха и смеховой культуры в символической политике. 

 

Соруководитель семинара

Г.Л.Тульчинский

 

 

 

Опубликовано: 31.10.16