Отчет об осенней сессии ФУМО «Политические науки и регионоведение», МГИМО, 24 ноября 2016 г.
24 ноября в МГИМО прошла осенняя сессия Федерального учебно-методического объединения укрупненной группы направлений подготовки 41.00.00 «Политические науки и регионоведение».
В пленарном заседании приняли участие министр образования и науки России О.Васильева, руководитель Департамента государственной политики в сфере высшего образования А.Соболев, ректор МГИМО А.Торкунов, видные российские и иностранные ученые. Сессия ФУМО стала востребованной площадкой и для широкой университетской общественности, объединив около 350 представителей из 76 вузов.
Участникам сессии ФУМО направил приветствие в формате правительственной телеграммы первый заместитель руководителя Администрации президента РФ С.Кириенко. В телеграмме говорилось, что, объединяя ведущих специалистов-политологов и регионоведов России, ФУМО и РАПН вносят существенный вклад в развитие российской науки. Особое значение имеют масштабные публикации РАПН, которые продолжают традиции отечественной общественно-политической мысли. С.Кириенко выразил уверенность в том, что насыщенная работа ФУМО и конференции РАПН на пленарных заседаниях, секциях и круглых столах позволит охватить широкий круг наиболее актуальных вопросов и будет способствовать дальнейшему развитию политической науки и политологического образования в России.
Открыла пленарное заседание председатель ФУМО, президент РАПН О.Гаман-Голутвина. В своем вступительном слове она обозначила ключевые вопросы подготовки по профилю специальностей ФУМО, особо отметив значимость актуализации методического каркаса образования. Важнейшей миссией корпуса социо-гуманитарного знания выступает не только создание контента, но и формирование адекватного по своим качествам субъекта работы с социально-политической реальностью. На этом фоне миссия ФУМО — не просто осуществление содержательного мониторинга состояния профильных дисциплин в режиме тонометра, но выполнение функции источника интеллектуального тока высокого напряжения, способного содержательно коррелировать учебный процесс с нелинейной динамикой развития сложных систем.
С развернутым докладом о приоритетах и векторах развития высшей школы выступила министр образования и науки РФ О.Васильева, которая осветила насущные сюжеты российского образования. Министр начала свое выступление с освещения корреляции отношений рынок-образование. В настоящее время Министерством ведется работа по приведению в соответствие номенклатуры специальностей реальным потребностям экономики и императивам общественного развития. На протяжении длительного времени превалировал тренд, согласно которому задача высшей школы — максимально подстраиваться под текущие потребности рынка труда. Однако, по мнению министра, наша задача более стратегическая — формировать этот рынок труда согласно приоритетам государственной политики, поддерживая те специальности, которые будут востребованы через 5, 10, 15 лет. Т.е. высшая школа должна проактивно задавать тренды поступательного развития общества, а не только реактивно реагировать на его запросы. Особая роль в решении этой задачи принадлежит общественным наукам. Отдельно О.Васильева остановилась на формировании модели подготовки международников и политологов в русле тех вызовов, которые стоят сегодня перед РФ на международной арене. Будущие специалисты должны быть готовы к профессиональной деятельности в системе МИД России, международных департаментах федеральных министерств и ведомств, государственных корпораций для обеспечения наиболее выгодных условий интеграции РФ в мировую экономику. В этом смысле свою актуальность сохраняет задача усиления практической ориентированности подготовки международников и политологов. Помимо практико-ориентрованности подготовка по направлениям ФУМО 41.00.00 должна включать такие требования как актуальность, инновационность, эффективность — как по линии содержания, так и в плане приобретаемых студентами навыков и компетенций. Для магистерской подготовки особую ценность приобретает проблемное обучение и личностно-ориентированные педагогические методики. Особый фокус был сделан на воспитательной функции университетов, задача которых формировать не только высоких профессионалов, но и достойных граждан своей страны. Ключевой постулат, озвученный министром, — качественное обучение без воспитания невозможно! О.Васильева также обратила внимание на комплексную по своему характеру задачу повышения у вчерашних школьников и будущих студентов профильной мотивации при определении профессии. Министр разделяет положение, что гуманитарные вузы готовят специалистов широкого профиля, которые могут работать в разнообразном диапазоне специальностей без «переобучения». Однако она убеждена, что вернуть ориентацию на избираемую профессию необходимо. Отдельной темой для обсуждения стала проблематика обеспечения качества образования, которое до сих пор крайне неоднородно. В условиях, когда выпускник с дипломом о высшем образовании далеко не всегда является носителем адекватных знаний, вузы должны переориентироваться на обеспечение образовательного превосходства. Министерство крайне осторожно относится к процессу реорганизации и слиянию вузов, который должен исходить из соображений целесообразности и желания самих вузов. Для повышения качества образования более активно стали использоваться механизмы профессиональной аккредитации образовательных программ. В заключение О.Васильева отметила, что наша задача сохранить и преумножить то лучшее, что есть в российской системе образования на том коротком участке пути в несколько десятилетий, который выпал на жизнь нашего поколения. В этом смысле широкие образовательные инициативы должны проходить через фильтр обсуждения и согласования профессиональной университетской общественности, прежде всего на площадках ФУМО.
Более подробную картину деятельности ФУМО осветил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования А.Соболев. В своем выступлении он акцентировал внимание на серьезной проблеме, с которой столкнулось ФУМО в своей работе: как модифицировать образовательные стандарты таким образом, чтобы не парализовать работу образовательной системы. Директор департамента обозначил ключевые принципы разработки и реализации ФГОС ВО 3++, подробно описал структуру ФГОС и формат ПООП, а также определил точки сопряжения проектов ФГОС 3++ с профессиональными стандартами. В целом, ключевыми положениями доклада А.Соболева выступили следующие сюжеты: модификация существующих стандартов вместо создания новых; профессиональные стандарты как приложение к образовательным и внесение изменений в их содержание без изменения самого образовательного стандарта; введение актуализированных стандартов с 2018 г.; примерная образовательная программа как неотъемлемое и комплексное приложение к стандарту.
Ректор МГИМО А.Торкунов в своем выступлении обобщил опыт работы прежнего УМО, отметив, что новый — федеральный — статус площадки расширяет традиционный спектр повестки УМО и дает возможность сконцентрироваться на новых сюжетах, которые волнуют университетскую общественность. Так, он подробно остановился на вопросах сопряжения средней и высшей школы, с особым фокусом на проблематику социо-гуманитарного образования. Ректор отметил, что взаимодействие средней и высшей школы — это сложный и многоплановый процесс, для активизации которого сделано уже немало. В частности, Минобрнауки уделяет большое внимание школьному образованию, но уровень подготовки школьников стремительно снижается. Университет, в свою очередь, вынужден «латать дыры в школьном образовании». Отдельное внимание ректор уделил причинам, по которым возникают пробелы в среднем образовании, а также олимпиадному движению. По его словам, уровень знаний победителей и призеров олимпиад, выраженный в формате баллов ЕГЭ, не соответствует почетному званию дипломанта такого престижного конкурса, как Всероссийская олимпиада школьников. Закончил свое выступление А.Торкунов призывом ко всем собравшимся представителям вузов-членов ФУМО заниматься проблемой трансформации организации вузовского образования: «Необходимо вернуться к пониманию вуза как центра академического знания и воспитания».
Программа пленарного заседания была чрезвычайно плотной и насыщенной и в плане научных докладов. В докладе ректора БФУ им. И.Канта А.Клемешева шла речь о модели подготовки политолога во всем спектре аспектов этого процесса. Профессор А.Мельвиль затронул обширную тему методологических вызовов, стоящих перед современной политической наукой. По мнению докладчика, наиболее серьезным вызовом является современная необходимость избежать идеологического крена в политических исследованиях. А.Громыко осветил многообразные последствия Brexit для Европейского Союза. На пленарном заседании были представлены обстоятельные и богатые актуальной и детальной информацией доклады академиков РАН В.Барановского, В.Наумкина, С.Рогова, в которых авторы провели глубокий анализ различных аспектов текущих мирополитических процессов. В докладе В.Барановского был дан широкоформатный подробный анализ трансформации системы международных отношений и доминирующих трендов этих процессов; выделены и идентифицированы наиболее влиятельные акторы сегодняшнего и завтрашнего дня, также возможности их текущих и перспективных коалиций. В.Наумкин представил оригинальный взгляд на то, как артикулируется ближневосточная политика в категориях и терминах символической политики — начиная от целенаправленно сконструированных и аксиологически нагруженных понятий и имиджей и до создания полномасштабных, но виртуальных картин реальности. С.Рогов представил блестящий анализ хода и результатов президентских выборов в США, причем этот анализ был не только исключительно глубоким по содержанию, но также изящным и элегантным по форме.
Учитывая тот факт, что в работе ФУМО принимали участие представители 12 стран, на пленарном заседании прозвучали также доклады зарубежных участников. Президент Международной ассоциации политической науки профессор И.Туран (Турция), обладающий огромным опытом преподавания политологии и международных отношений, проанализировал то, как осуществляется преподавание данных дисциплин в различных странах. Чрезвычайный и Полномочный Посол Ирана в учреждениях ООН в Вене А.Солтание, возглавлявший делегацию этой страны на переговорах по Договору о всеобщем запрещении ядерных испытаний, представил насыщенный информацией и примерами доклад о том, как формируются и продвигаются переговорные позиции на сложных международных форумах.
Работа ФУМО была продолжена в формате учебно-методических секций по 6 направлениям подготовки.