Гайк С. Котанджян: Доклад на IV заседании совета Лазаревского клуба, Ереван, 14 июня 2021 г.
ПРОЕКТ СИСТЕМНОЙ ИННОВАЦИИ АРХИТЕКТУРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СОЮЗА РФ – РА
Член Совета «Лазаревского клуба» Гайк Котанджян, генерал-лейтенант, профессор РА, РФ, США (стратегические исследования безопасности), экс-сопредседатель Общественного форума Армения-Израиль.
Позвольте подчеркнуть стратегический калибр именно сегодняшнего заседания «Лазаревского клуба». Его актуальность обусловлена поиском путей предотвращения потери армянской национальной государственности. Продукт поиска должен быть выстроен вокруг совпадения стратегических интересов безопасности и устойчивого развития двух наших братских народов и государств-союзников – России и Армении. Экзистенциальная востребованность мозгового штурма проблемы жизни и смерти государства, а также его инновационного развития обострена вызовом предстоящего формирования властей по итогам внеочередных парламентских выборов. Целеполагание и масштаб успеха – большая региональная политика! Контент – судьбы наших государств-союзников в результате ваимовыгодного применения умной силы!
Для государствоведов и деятелей в области национальной и международной безопасности понятно, почему я считаю долгом начать доклад с императива реализации проекта «Армения-российский Израиль» на Кавказе и окружающем регионе Большого Ближнего Востока. Профессиональная оценка характера угроз и долгосрочных интересов наших братских русского и армянского народов диктует приоритетность именно этого выбора. Обсуждение данного проекта, как мы знаем, развернулось в узком кругу высшего государственного руководства, начиная с 1992 года – с приобретением Арменией и Россией новой национальной государственности. Нам из первых уст известно, что об этом в свое время с вдохновением размышлял наш друг и спарапет Вазген Завенович Саргсян. О многообещающей перспективности этой модели выстраивания армяно-российских межгосударственных отношений высказывался и лидер нашего клуба Константин Федорович Затулин[1]. Обоснование востребованности данной модели стратегическими интересами России и Армении руководство нашей Ассоциации политической науки сочло необходимым в ходе войны в Карабахе опубликовать на портале Московской дирекции клуба[2].
Параллель между опытом гарантирования союзническому Израилю Соединенными Штатами неповторения Холокоста в отношении еврейского народа, а со стороны Российской Федерации гарантирования неповторения Геноцида в отношении армянского народа[3] – в обоих случаях отражает экзистенциальную точку отсчета стратегических интересов безопасности. При неоспоримости девиза «Никогда опять» главным приоритетом для обоих пар союзников является императив взаимного содействия устойчивому системному инновационному развитию[4].
Договорно-правовое закрепление российско-армянских союзнических обязательств для армянского народа гарантировало неповторение турецкого геноцида после резни мирного армянского населения в Баку, Кировабаде и Сумгаите в процессе распада СССР[5].
Для Москвы же военный союз с Арменией стал важным военным и военно-политическим фактором гарантирования международной безопасности России на армяно-турецкой границе с НАТО и корректировки баланса стратегических интересов Российской Федерации в процессе ее конфронтации-(тире)- соперничества с Североатлантическим Союзом[6]. Обеспечение взаимной безопасности Армении и России обрело дополнительные гарантии в процессе доверительно-слаженного сотрудничества РА и РФ в учреждении ими Договора коллективной безопасности и его развитии в ОДКБ. Системообразующей осью продвижения армяно-российского союзничества стала помощь России в создании и модернизации Вооруженных Сил Армении в роли своего надежного военного союзника на Южном направлении, а также 102-й росссийской базы в Гюмри[7].
Мировому сообществу известна чрезвычайно важная роль России в предотвращении турецкого геноцида также в наши дни, во время войны в Арцахе. Именно Россия осенью 2020 года вновь взяла на себя историческую ответственность за прекращение геноцидальной джихадистской военной агрессии Турции и Азербайджана против армянского народа в Карабахе и на границах Армении. Важно подчеркнуть факт официального подтверждения разведками России и Франции террористического характера антиармянской турецко-азербайджанской агрессии[8]. В связи с этим достойна высокой оценки профессиональная помощь Московской дирекции Лазаревского клуба в продвижении наших научно-экспертных разработок в обосновании неотложного размещения миротворческих сил России в Карабахе[9].
Реалии миро-войны в регоне требуют рассматривать взятие Россией лидирующей роли в прекращении геноцидальной войны Турции и Азербайджана в Карабахе, а также на государственных границах Армении в контексте вышеотмеченной модели армяно-российских союзнических отношений. Лидерство российского союзника Армении в миротворчестве дает основание рекомендовать российским властям продолжить первенство в сопредседательстве Минской группы по урегулированию карабахского конфликта с примененением обновленных Мадридских принципов, согласованных со сторонами конфликта в 2016 году в ходе саммитов в Вене и Санкт-Петербурге[10]. Россия как сопредседатель Минской группы имеет все основания для инициативного предложения США и Франции дать оценку геноцидальной агрессии Азербайджанской Республики и Турецкой Республики против Нагорно-Карабахской Республики – в нарушение согласованных принципов неприменения силы или угрозы силой[11].
Эта международно-правомочная позиция России может стать основой для отвода войск азербайджанского агрессора за границы бывшей Нагорно-карабахской автономной области с последующим проведением референдума среди населения Нагорно-Карабахской Республики по определению статуса ее субъектности. Имплементация такого международно-правомочного подхода в отношении инициатора военной агрессии укрепит лидирующую роль России также в отношении деэскалации на армяно-азербайджанской границе. Данный подход даст возможность для прекращения эскалации самого процесса делимитации и демаркации армяно-азербайджанских границ. Именно России целесообразно прекратить это беспрецедентное в международной практике форсирование делимитации и демаркации, навязанное агрессорами вопреки международно-правовым нормам на суверенной территории Республики Армения[12].
При этом важную роль может сыграть совпадение интересов Российской Федерации и США в использовании уникального ресурса непрерывающегося консенсуса сопредседательства Минской группы для продвижения американо-российского диалога по стратегической стабильности[13].
Лидерство Российской Федерации в урегулировании последствий агрессии в Карабахе предполагает также продолжение нашего сотрудничества с российскими безопасностными научно-экспертными центрами по инновации архитектуры армяно-российского отношений по модели «Армения-российский Израиль».
Среди получивших признание исследований обеспечения взаимной безопасности целесообразно рассмотреть наши проекты по адаптации модели системы обороны Израиля к интересам армяно-российского стратегического союза. Речь идет о востребованности инновационного пересмотра с учетом новых безопасностных реалий проекта «Нация-Армия» – «АЗГ-БАНАК», а также проекта адаптации государственной системы США по управлению ресурсами кибепространства к интересам модернизации совокупной мощи Армении с участием Всемирного Армянства[14]. Заметим, что проект «Общенародная армия» – до его переименования в «АЗГ-БАНАК» – был задуман и большей частью разработан под руководством Министра обороны генерал-полковника Оганяна[15].
В связи с предстоящим формированием нового правительства Армении в результате внеочередных парламентских выборов на первый план выдвигается задача меритократического выбора специалистов высшей квалификации для реализации армяно-российского межгосударственного проекта «Армения-российский Израиль». Очевидно, что при реальности угрозы потери армянской национальной государственности этот выбор должен быть безошибочным. В качестве образца при подборе подобных лидеров, владеющих обновляемыми знаниями предлагаю рассмотреть Сейрана Мушеговича Оганяна. Мы знаем его, как государственного деятеля, в течение 8 лет руководства которого системой обороны наблюдатели международно-безопасностного сообщества, в том числе из России и США, в результате стратегического пересмотра обороны периодически подтверждали самый высокий уровень боеспособности ВС Республики Армения среди государств Южного Кавказа. Данный стандарт руководителя высшего государственного звена при подборе кадров в состав новых властей особо важен с точки зрения обладания современными стандартами Умной силы. Именно такие кадры в международной практике оцениваются как ROLE MODEL: генерал – ученый-политолог в области руководства модернизацией систем обороны с целеполаганием их подготовки к войнам нового поколения.
В заключение, мы можем с уверенностью отметить полезность в реализации модели «Армения-российский Израиль» разработок Института национальных стратегических исследований Министерства обороны Армении, проведенных в результате наших государствоведных научно-экспертных командировок в Израиль в 2011-2017 годах. В первую очередь, речь идет об инновации методологии пересмотра Стратегии национальной безопасности Армении с адаптацией к вызовам войн нового поколения и к масштабам безопасностных интересов Всемирного Армянства, а также по:
- израильской модели парламентского обустройства архитектуры власти взамен действующей в Республике Армения германской модели;
- и малому или военно-политическому кабинету с действующим в ее тени эффективным Советом национальной безопасности, осуществляющим на базе стратегического консалтинга Института национальных стратегических исследований Минобороны РА подготовку решений Правительства в области военной политики, а также национальной и международной безопасности.
Как видим, проект «Армения-российский Израиль» при сложившихся реалиях является путем системной реализации заключения учредительного обращения «Лазаревского клуба», а именно: - «Россия и Армения должны быть сильными, чтобы преодолеть внешние и внутренние вызовы своему устойчивому развитию»[16]. Итак, друзья, вперед к инновационному обновлению архитектуры стратегического союза России и Армении.
[1] Затулин: Армения должна стать российским Израилем на Кавказе. News.am. 24.12.2020 https://news.am/rus/news/620736.html; Затулин: После апреля 2016 года Армении были поставлены самые современные виды вооружения. Радио Азатутюн, 26 марта 2018. https://rus.azatutyun.am/a/29125034.html
[2] Г. Котанджян, А.Атанесян. Миссия Армении – российский Израиль на Кавказе. https://lazarevsky.club/analitika/missiya-armenii-rossiyskiy-izrail-na/
[3] Юрий Барсегов. ГЕНОЦИД АРМЯН - ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (о правомерности термина и юридической квалификации). «Вестник общественных наук», 1985, № 9 (513).
[4] Гайк Котанджян. Уроки возрождения армянской и еврейской государственности. REGNUM, 23 декабря 2018 г.- https://regnum.ru/news/polit/2543028.html; Об уроках национальных катастроф: в преддверии 100-летия Геноцида Армян в Османской империи. Доклад на парламентских слушаниях в Постоянной комиссии по внешним сношениям Национального Собрания Республики Армения, 8 декабря 2014. - https://armenpress.am/rus/news/786902/azgayin-exernneri-daseri-masin-hayk-qotanjyani-zekuycy.html
[5] Говорят свидетели-азербайджанцы. Ер.: Ереван. Центр общественных связей и информации, 2018.— 136с. https://karabakhrecords.info/pdf/book-sumgait.pdf; https://karabakhrecords.info/sumgait_prigovor.html
[6] Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Армения (Москва, 29 декабря 1991 г.) ]https://base.garant.ru/1119001/ ; Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам совместного планирования применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности (вступило в силу 28 января 2002 года). https://docs.cntd.ru/document/901815992
[7] Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения (с изменениями на 20 августа 2010 года). https://docs.cntd.ru/document/901933348
[8] Закавказье может стать новым плацдармом для сотен террористов. Руководитель Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин. Москва, Вести, 6 октября 2020 г. https://www.1lurer.am/ru/2020/10/06/Закавказье-может-стать-новым-плацдармом-для-сотен-террористов-Сергей-Нарышкин/328632; Макрон заявил о присутствии боевиков джихадистских группировок в Карабахе. Берлин, DW, 1 октября 2020 г. https://www.dw.com/ru/makron-zajavil-o-prisutstvii-dzhihadistov-v-karabahe/a-55125244
[9] Генерал Гайк Котанджян: Миротворцы России востребованы для прекращения турецкого терроризма-Геноцида в Карабахе. Лазаревский клуб. Москва, 23 октября 2021. https://lazarevsky.club/analitika/general-gayk-kotandzhyan-mirotvorcy-ro/
[10] Эдвард Налбандян: Нагорный Карабах: рентген конфликта. Союз армян России, Москва, 19 апреля 2021. https://sarinfo.org/news/novosti-sar/edvard-nalbandyan-nagornyy-karabah-rentgen-konflikta.html
[11] Закавказье может стать новым плацдармом для сотен террористов. Руководитель Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин. Москва, Вести, 6 октября 2020 г. https://www.1lurer.am/ru/2020/10/06/Закавказье-может-стать-новым-плацдармом-для-сотен-террористов-Сергей-Нарышкин/328632; Макрон заявил о присутствии боевиков джихадистских группировок в Карабахе. Берлин, DW, 1 октября 2020 г. https://www.dw.com/ru/makron-zajavil-o-prisutstvii-dzhihadistov-v-karabahe/a-55125244; Azerbaijani and Turkish aggression against Armenia, European Parliament, 14 of October 2020 https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/E-9-2020-005599_EN.html
[12] Делимитация и демаркация государственных границ в регионе ОБСЕ. Вена, Секретариат ОБСЕ, 19 декабря 2017. https://www.osce.org/ru/secretariat/363471
[13] Военный конфликтолог: задачи сопредседателей МГ в Карабахе (международная репутация сопредседтельства МГ как ресурс продвижения стратегического диалога между РФ и США). Москва, Лазаревский клуб, 17 февраля 2021 г. https://lazarevsky.club/analitika/voennyy-konfliktolog-zadachi-sopreds/
[14] Гайк Котанджян: Важность вовлечения авторитетных армян Диаспоры в процесс создания в РА системы управления киберресурсами. Доклад на заседании VI всеармянского форума «Армения–Диаспора» по теме «Особенности оборонной политики РА в условиях современных вызовов». Ереван, 19 сентября 2017. https://armenpress.am/rus/news/905754/importance-of-engaging-renowned-diaspora-armenians-in-establishment-of-cyber-resources-0D0Amanagement-system.html
[15] Мы делаем все, чтобы стать общенародной армией – Сейран Оганян. Заявление в день Армянской армии. Ереван, 28 января 2016. https://www.tert.am/ru/news/2016/01/28/seyran-ohanyan/1913834
[16] Обращение к российской и армянской общественности, 2018 г. https://lazarevsky.club/img/2020/07/obrashcheniye_k_rossiyskoy_i_armyanskoy_obshchestvennosti.pdf