Группа по исследованию межрегионального международного сотрудничества РАПН провела Международный круглый стол «Имидж как фактор эффективности международной деятельности региона»

22 октября 2022 г. по инициативе Группы по исследованию межрегионального международного сотрудничества РАПН состоялся Международный круглый стол «Имидж как фактор эффективности международной деятельности региона». Мероприятие проходило при поддержке Российской ассоциации политической науки, Тюменского регионального отделения РАПН, АНО «Академический альянс» и при содействии Фонда Президентских грантов (грант № 21-2-012295).

Всего в круглом столе приняли участие 51 чел. Приглашенные гости мероприятия – Александр Владимирович Соколов, д.полит.н., доцент Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, Марианна Николаевна Шестакова, к.геогр.н., старший преподаватель кафедры сравнительной политологии, МГИМО МИД России, Юлия Петровна Мотякина, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Программа включила 12 докладов, представленных на английском и русском языках. Синхронный перевод осуществлял ассистент-исследователь Группы Максим Сергеевич Игнатенко.

Модератор мероприятия Ольга Сергеевна Пустошинская, к.полит.н., доцент Тюменского государственного университета, руководитель Группы, председатель Тюменского регионального отделения РАПН, в приветственном слове отметила, что в современных условиях критической нестабильности и всеобщего риска субнациональные акторы вынуждены налаживать наднациональные связи с подобными себе субъектами или правительствами стран, стремясь получить доступ к инвестициям, высоким технологиям, рынкам сбыта, различного рода ресурсам. Это позволяет территориям эффективно развиваться и обеспечивать населению благополучное существование. В случае корректно разработанной имиджевой стратегии и ее эффективного продвижения обеспечивается выгодная на национальном и глобальном уровнях узнаваемость региона или города.

Направление дискуссии было задано Грегом Саймонсом, PhD, доцентом в области политических наук, ведущим специалистом в области стратегических коммуникаций, независимым исследователем из Швеции. Ключевые тезисы его выступления:

- в настоящее время необходим реляционный, а не транзакционный подход, дела, даже более важные, чем слова, должны взаимно усиливать друг друга;

- следует установить симметрию и взаимность в отношениях, развивать потенциал «мягкой силы» посредством публичной дипломатии и вовлечения аудитории;

- есть смысл разработать четкую и заслуживающую доверия региональную идентичность и цель, а также то, что регион может предложить на международном уровне;

- выросла потребность в понимании и удовлетворении интересов и пожеланий международных партнеров;

- бренд и репутация – это не только идентичность, но и воплощенное в жизнь обещание; их развитие – это не только передача маркетинговых концепций и слоганов, но и личный опыт;

- в текущей ситуации кризисы и проблемы создают разрушения, но они также предоставляют возможность обойти ортодоксальные условности status quo, такие как трансформация глобального порядка и подъем незападного мира.

Антон Георгиевич Арутюнов, член Совета по региональному развитию Российской ассоциации политической науки, раскрыл различные аспекты финно-угорской международной кооперации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. На его взгляд, ХМАО-Югра является весьма сложным регионом Российской Федерации в вопросах субрегионального и межрегионального взаимодействия. Кроме того, данный субъект Федерации участвует на различного рода площадках, посвященных международному сотрудничеству. В частности, это выражается в финно-угорском факторе взаимодействия. Вопрос актуальности таких контактов, а также вопрос интересов Югры и в целом России при их осуществлении, становится новым уникальным предметом исследования.

Продолжая разговор, белорусские эксперты осветили опыт своей страны, затронув успехи и проблемные аспекты в позиционировании территорий. Так, Константин Леонидович Снисаренко, старший преподаватель Белорусского государственного университета, раскрыл исторические условия формирования международного образа Беларуси, оценил эффективность таргетирования его целевой аудитории. Он также обозначил текущие внешние факторы, влияющие на развитие имиджа государства, возможные изменения в подходах к формированию имиджа Республики Беларусь. Петр Николаевич Орлов, заместитель председателя Комиссии по межрегиональному сотрудничеству Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, в своей речи затронул вопросы, связанные с местом и ролью имиджа Беларуси в процессе конструирования положительного восприятия, используемого в ходе ее позиционирования на международной арене. Отдельное внимание было уделено реализации политики национального брендинга с акцентом на конкурентное преимущество для различных сфер деятельности государства. На основании собранного эмпирического материала Петр Николаевич пришел к выводу о наличии проблемных аспектов в процессах формирования национального бренда и имиджа Беларуси на современном этапе. Марина Владимировна Рощина – директор Репутационного агентства SbyS, эксперт группы Министерства экономики Республики Беларусь по территориальному брендингу и маркетингу – размышляла о проблеме снижения эффективности технологий по построению имиджа региона на всех уровнях. В докладе представлены рекомендации по совершенствованию системы маркетинговых коммуникаций, использование которых призвано способствовать укреплению имиджа любого региона и формированию его привлекательности. Олег Геннадьевич Казак, к.ист.н., доцент Белорусского государственного экономического университета, сосредоточил свое внимание на использовании культурной самобытности Закарпатья в качестве своеобразного инструмента брендирования региона. В докладе были рассмотрены различные инструменты позиционирования лингвистических, исторических, культурных особенностей края для привлечения иностранных туристов (буклеты известного издательства «Lonely Planet», имиджевые видеоролики, гастрономические туры, фестивали и др.). Проанализированы действия местной власти (областная и районные государственные администрации) по налаживанию сотрудничества с зарубежными партнерами в сфере туризма и культурного сотрудничества. В итоге сделан вывод о том, что в условиях глобализации и унификации уникальное историческое и культурное наследие закарпатского региона, своеобразный местный диалект приобретают экономическую ценность. Все большее число туристов проявляет интерес к экзотике, погружению в непривычный для себя аутентичный, «экзотический» мир.

Елена Владимировна Кузнецова, к.полит.н., доцент Донецкого национального университета, поделилась с участниками и слушателями круглого стола информацией о возможностях формирования имиджа Донецкой Народной Республики в рамках сотрудничества с российскими регионами. Она отметила, что после подписания 21 февраля 2022 г. Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи Российской Федерации и Донецкой Народной Республики взаимодействие между российскими и донбасскими регионами заметно активизировалось. Около 40 российских регионов заявили о своей готовности оказать содействие городским и районным властям Донецкой и Луганской Народных Республик. Сегодня подписанные соглашения наполняются встречами на регулярной основе, которые нацелены на достижение конкретных практических результатов. Разрушенные промышленные предприятия, затрудненный выход на мировой рынок, невозможность на данный момент достичь прежнего уровня и продолжающиеся военные действия, негативно сказываются на дальнейшем развитии региона и создании его благоприятного имиджа. Но, помимо внешнего имиджа региона, есть и его внутренняя составляющая, которая определяется отношением к нему проживающего на данной территории населения, а это, прежде всего, создание единого духа и патриотизма.

Юлия Ивановна Дзись, к.полит.н., доцент Сибирского федерального университета, затронула тему конструирования и продвижения имиджа как фактора развития инвестиционной привлекательности Арктического региона. В ходе выступления вскрыты проблемы формирования регионального имиджа, улучшения инвестиционного климата Арктической зоны России. Особый акцент сделан на брендинге и развитии инфраструктуры. Кроме того, проанализированы имиджевые потери и связанные с этим риски.

Ольга Сергеевна Пустошинская, к.полит.н., доцент Тюменского государственного университета, руководитель Группы по исследованию межрегионального международного сотрудничества Российской ассоциации политической науки, председатель Тюменского регионального отделения РАПН, познакомила участников и слушателей с особенностями корректировки тюменской имиджевой стратегии в обстоятельствах санкционного давления. В ходе разработки проблематики исследователем было установлено, что имиджу Тюменского региона уделяется пристальное внимание со стороны областного правительства. Работа по приращению символического капитала интенсифицируется в ситуации политических расколов и кризиса в отношениях с западными партнерами. Имиджевая стратегия адаптируется под реальность. Прилагаются усилия к сохранению прежних направлений при одновременном использовании открывшихся возможностей. Результаты проведенного интервью с гражданами иностранных государств показали, что внешнее восприятие Тюменского региона на уровне социумов мало изменилось. Представления о нем ассоциируются в рамках полученного опыта межличностного взаимодействия, который несет положительные коннотации о сибирском характере и гостеприимстве.

Отдельные кейсы, посвященные имиджу городов, осветили перспективные молодые исследователи: Кэин Чжу – аспирант Санкт-Петербургского государственного университета и Татьяна Витальевна Ильина – аспирант Санкт-Петербургского государственного института культуры. Речь в докладе Кэин Чжу шла об использовании Сингапуром имиджа в качестве ключевого фактора притока инвестиций. По ее словам, передовое положение данного города-государства тесно связано с имиджевой компонентой как в политическом, так и культурном аспектах. Сингапурская свободная инвестиционная атмосфера каждый код привлекает огромное количество людей. В свою очередь, Татьяна Витальевна Ильина подняла тему, связанную с памятованием «ганзейского периода» новгородской истории. В выступлении было отмечено, что позитивный образ Ганзы много лет формировался в российском регионе средствами культурной политики. Память о данном этапе истории города влияла на процесс развития территориальной идентичности его жителей. Также членство в Ганзейском союзе Нового времени позволяло формировать позитивный имидж города и региона в целом на международной арене. Однако после многолетнего сотрудничества Новгород был исключен из Ганзейского Союза в 2022 г. Исследователь ставит вопрос: как отразится новая политика Ганзейского союза на формировании образа Ганзы в Новгороде, а также существуют ли перспективы для возобновления участия Новгорода в работе Союза в будущем?

 

Опубликовано: 31.10.22