Участие президента РАПН О.В. Гаман-Голутвиной в обсуждении итогов деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
6 марта 2024 года в Общественной палате РФ состоялось заседание Общественного Совета при Министерстве науки и высшего образования РФ, на котором министр В. Н. Фальков представил отчет об итогах деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за последние 20 лет и задачах до 2030 года.
Открывая заседание, секретарь Общественной палаты РФ Л.Ю. Михеева отметила высокую эффективность работы Общественного совета при Минобрнауки России. Министр В.Н.Фальков обозначил основные задачи, которые сегодня стоят перед системой высшего образования:
— обеспечение кадровых потребностей национальной экономики;
— обеспечение научно-технологического суверенитета: для вузов важно коммерциализировать результаты исследований, которые ведут ученые, развивать взаимодействие с бизнесом;
— формирование патриотического мировоззрения молодежи.
По его словам, больше 60% выпускников школ имеют возможность получить образование бесплатно. «Сегодня у нас самая высокая за последние годы доступность высшего образования. Важно не только сохранить такую тенденцию, но и принципиальное внимание уделить его качеству в привязке к большой территории нашей страны», — отметил глава Минобрнауки России.
Общий объем бюджетных мест на 2024/2025 учебный год в российских вузах составит 620,5 тыс., из них новым регионам будет направлено 28,5 тыс.
В своем докладе глава Минобрнауки обозначил основные проекты и программы, направленные на развитие высшего образования и науки:
Программа «Приоритет-2030» направлена на поддержку программ развития университетов. Сегодня в ней участвуют 118 вузов из 50 регионов России. Благодаря ей уже разработано более 1 тыс. новых образовательных программ, создано более 500 научно-исследовательских лабораторий, свыше 14 тыс. преподавателей стали участниками программ академической мобильности. По поручению Президента программа будет продлена до 2030 года с финансированием 190 млрд рублей.
Передовые инженерные школы. Их цель —подготовка инженеров для высокотехнологичных компаний. Уже создано 30 таких школ. Среди партнеров передовых инженерных школ — более 160 высокотехнологичных компаний-партнеров, в них обучается более 6 тыс. студентов, а более 20 тыс. школьников приняли участие в мероприятиях ПИШ. Еще 20 школ будет создано до конца 2024 года. По поручению Президента их количество будет увеличено до 100.
Платформа университетского технологического предпринимательства. Федпроект направлен на раскрытие предпринимательского потенциала молодежи. В нем задействовано более 350 университетов из 78 регионов России.
Современные университетские кампусы. Уже сегодня реализуются 17 проектов кампусов. В результате их создания вузы, на территории которых создаются кампусы, получат более 62,1 тыс. мест для проживания студентов, аспирантов и молодых ученых.
Продолжается работа по популяризации науки. «Идет третий год Десятилетия науки и технологий, которое было объявлено Президентом России Владимиром Путиным. За это время появились новые знаковые мероприятия, такие как Конгресс молодых ученых. Это масштабное событие решает как минимум две основные задачи Десятилетия — по привлечению молодежи в науку и популяризации научного знания и технологий», — отметил глава Минобрнауки России.
Министр отметил возросшую популярность Всероссийской премии «За верность науке» и пригласил участников заседания Общественного совета посетить павильон Минобрнауки России на Международной выставке-форуме «Россия», посвященный проведению Десятилетия.
Среди основных достижений:
— проведено 5 тыс. мероприятий федерального и регионального уровня, в которых приняли участие 30 млн человек;
— реализованы 39 проектов научного волонтерства, 9 научных детских площадок, 43 маршрута научно-популярного туризма в 17 регионах;
— 82 региона приняли региональные планы проведения Десятилетия;
— стартовала работа портала «Живая история науки».
Также В.Н. Фальков назвал основные характеристики обновляемой системы высшего образования. Они будут включать:
— Целостность и достаточность программ, что позволит выпускнику получить полноценное высшее образование без необходимости продолжения учебы в магистратуре.
— Фундаментальность, которая была характерна для советской системы.
— Практикоориентированность, подразумевающую тесную связь вуза с рынком труда.
— Гибкость образовательных программ в зависимости от выбранной профессии и отрасли.
Сейчас в пилотном проекте по апробации системы участвуют шесть ведущих вузов: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет.
После выступления министра В.Н. Фалькова состоялось обсуждение доклада, в ходе которого выступили председатель Общественного Совета при Минобрнауки РФ, научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик РАН А.О. Чубарьян; декан факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова профессор Ю. П. Зинченко; заместитель секретаря Общественной палаты РФ доктор юридических наук В.В. Гриб; ректор Российского Нового университета профессор В.А. Зернов.
В ходе обсуждения выступила заведующая кафедрой МГИМО, член Общественной палаты РФ и Общественного Совета при Минобрнауки РФ, президент Российской ассоциации политической науки О.В. Гаман-Голутвина, которая дала высокую оценку качеству и уровню сотрудничества Министерства с институтами гражданского общества РФ. Основанием для этой оценки стал опыт руководства О.В. Гаман-Голутвиной с 2013 года Центром ответственности по политическим наукам и регионоведению при Минобрнауки РФ (действующий Приказ Министра В.Н. Фалькова о переназначении РАПН Центром ответственности был издан 07.07.2023 г.) и с 2015 года - Федеральным учебно-методическим объединением «Политические науки и регионоведение». По существу, данные институты представляют собой структуры, в значительной мере определяющие количественные и качественные параметры образовательного процесса. Центры ответственности представляют в Минобрнауки РФ предложения относительно численного объема бюджетного наборы в вузы РФ и его распределения между субъектами РФ. В сфере ответственности ФУМО - содержание и контекст образовательного процесса. Анализ деятельности Минобрнауки РФ в рамках данных форматов дает основания для высокой оценки эффективности деятельности этого ведомства, отметила О. В. Гаман-Голутвина.
Кафедра сравнительной политологии
Лаборатория «Политические процессы в системе Центр — регионы»
«Человеческий потенциал политических элит в
системе отношений Центр — регионы» НЦМУ ЦМИЧ
Опубликовано: 11.03.24