Отчет о заседании дискуссионного клуба "Симбирский меридиан": «Социокультурный потенциал региональной модернизации: ценностный аспект», Ульяновск, 5 декабря 2014 г.
В рамках третьего заседания дискуссионного клуба "Симбирский меридиан", организованного общественными организаций города, Ульяновским обществом "Знание", региональным отделением Российской ассоциации политической науки, Русским географическое обществом и "Историко - архивной комиссией" были подняты важные аспекты патриотизма в России, идеологического воспитания, нравственности, особенно, среди молодежи. Мероприятие состоялась в стенах Ульяновского государственного университета.
Среди участников заседания были известные политические, религиозные деятели, ученые и журналисты. Основные вопросы были подняты Губернатором Ульяновской области Морозовым С.И. и Митрополитом Ульяновским и Новоспасским Феофаном. Теоретические и фундаментальные основы патриотизма были озвучены в докладе Малиновой Ольги Юрьевны, российского политолога, доктора философских наук, ведущего научного сотрудника Института научной информации по общественным наукам РАН, профессора кафедры сравнительной политологии МГИМО (У) МИД России, президента Российской ассоциации политической науки (РАПН) в 2008-2010 годах. Почётный президент РАПН, заместителя главного редактора журнала «Политическая наука», члена редколлегии журнала «Полис».
В своем выступлении Малинова О.Ю. поставила дискуссионный вопрос о необходимости идеологии в России, выделила основные принципы ее формирования. Особое внимание уделила статье 13., регламентирующей и ограничивающей деятельность политической элиты в вопросах идеологии. Сделала вывод о том, что обществу требуется четко структурированная, спрогнозированная и долгосрочная идеологическая карта, но возможность удовлетворения ее в современном меняющемся мире практически невозможна. Ольга Юрьевна выделила плюсы в системности и целостности советской идеологии. Возможно ли повторить такой опыт? Представила три варианта ответа на поставленный вопрос. Малинова охарактеризовала возможность становления "путинизма" в российском обществе и выделила его характеристики. Представила современную российскую идеологию как популистскую с вкраплениями консервативных элементов. Заметила, что консервативные проекты в формировании идеологии очень важны. Необходимо открывать и увеличивать число таких дискуссионных площадок. Ключевая проблема в консервативной идеологии - как сформулировать трансляцию традиций обществе, которое отрицает традиции. Представила предположение о том, что наше общество объединяется в настоящее время в силу негативной мобилизации. Минус в том, чтобы сохранять такую мобилизацию в обществе власть должна поддерживать источник угрозы. Есть ли перспектива перейти в дальнейшем к позитивной идеологии? Для этого необходимо: принятие решение об образе желаемого будущего. Чем мы должны пожертвовать ради этого? Во - первых, рассмотреть дилемму цивилизационного вектора, определить, что Россия и европейская, и евразийская страна. Внимательно формулировать образы символической политики в публичной политической сфере и способы трансляции этих образов из прошлого в настоящее.
Председателем дискуссионного стола, Дергуновой Н.В., была предложено обсудить проблемы патриотического, идеологического воспитания, исходя из тезисов, предложенных Малиновой О.Ю.
Морозов С.И. не согласился с тезисом Малиновой О.Ю. о том, что власть не задумывается о патриотическом воспитании молодежи. Он предложил рассмотреть вопросы о важности введения идеологического образования в детских садах и школах, поставил вопрос о возрастном ограничении такого образования и сути самих программ. Малинова О.Ю. считает, что рассматривать идеологические аспекты образования нужно в старших классах школ, когда учащиеся уже ознакомлены с историческими, обществоведческими, культурологическими предметами и имеют возможность критического восприятия материала.
Митрополит Феофан высказал утверждение о том, что идеология обществу бесспорно нужна. Она является его фундаментом. А на чем основан должен быть патриотизм? Какие элементы должны его составлять? Это действительно наша история, наша культура, наша вера, наш многонациональный язык во главе с русским как государственным. Русский язык, русская культура являются как раз таким основанием. Он заметил, что традиция не конструируется, она может только восстанавливаться. Нужно быть очень осторожными в данном вопросе. Никаких консенсусов не нужно навязывать консенсусы в отношении ненормального, например, однополых браков. По его мнению, с Запада нам хотят навязать общечеловеческие ценности. Самая большая проблема в том, что мировое сообщество не выработало образы общечеловеческих ценностей. Например, третий мир, вовсе долгое время не участвовал в их формирование. И политика по навязыванию этих ценностей со стороны пагубна. Поэтому важна работа над внутренней идеологии, но мы должны идти параллельно с мировым сообществом, сами вырабатывая свои общечеловеческие ценности.
Далее, продолжая тему вмешательства в наши нравственные, ценностные основы "третьей колонны" Запада, Дворкин Александр Леонидович, российский исследователь современного религиозного сектантства, светский и церковный историк, православный богослов, общественный деятель, писатель, профессор Православного Свято - Тихоновского гуманитарного университета, рассказал о развитии в России сектанства, его истоках и интенсивной работе, направленной на разрушение российского общества.
В ходе трехчасовой беседы высказались практически все участники заседания. Свое мнение об китах, на которых должна стоять современная российская идеология высказались Скворцов А.А., Прокопенко С.А., Перфилов В.А., Егоров В.Н. и Егоров В.И. Скворцов А.А. выделил аспекты современной модернизации. Согласился, что искусственно идеологию создать невозможно, так как она создается в процессе проживания человеком в неком универсуме и накоплении собственного индивидуального опыта. Основой нашего мировоззрения, по его мнению, являются наличие объединяющих знаковых языковых кодов, которые имеют важный сакральный смысл. Род, родник, урожай и рой. А также производные от этих слов, имеющие важную смысловую нагрузку.
Ученые согласились с тезисом Малиновой О.Ю. : "Идеология - это диалог. Поэтому попытки навязать всем уже известные истины вряд ли будут продуктивны". Одним из выводов работы стало предложение о важности привлечения молодежи к обсуждению такой важной темы, как патриотизм.
Также, Шейпак Ольга Георгиевна, редактор журнала "Мономах", предложила акцентировать вопрос о проведении и проверке патриотических занятий в дворовых досуговых клубах города. Она заметила, что данные кружки могут иметь однобокий, пропагандисткий характер. И идеологическое образование должно осуществлять в рамках определенных школьных программ только в специализированных образовательных учреждениях.
Завершила работу клуба Дергунова Н.В. Она предоставила пищу для дальнейшей работы, объявив результаты социологического исследования студентов: "Патриотизм глазами молодежи". Участники заседания отметили, что мероприятие является информативным, продуктивным и решили проводить его на постоянной основе каждый месяц. Надеемся, на дальнейшее участие всех участников, развитие дискуссионных площадок и благодарим за интерес, проявленный к клубу со стороны студентов, молодых аспирантов - политологов и СМИ г. Ульяновска.
Анжела Афонина, социолог, кандидат полит. наук, секретарь регионального отделения РАПН