К I Всероссийскому конгрессу
политологов
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
Москва
Уважаемые коллеги!
Вы держите в руках выпуск Информационного бюллетеня Российской Ассоциации
политической науки, приуроченный к Первому Всероссийскому конгрессу
политологов.
Идея такого издания давно вызревала в недрах нашего сообщества - доступ
к информации сегодня справедливо рассматривается как одно из обязательных
условий полноценного существования в сфере научного знания. О необходимости
постоянного обмена информацией как между членами Ассоциации, так и между
теми, кто так или иначе способствует становлению политических наук в
России говорилось, в частности, на Общем собрании Ассоциации, состоявшемся
в конце декабря 1997 года. Реализуя его решения, мы подготовили этот
номер.
В нем помещены материалы, рассказывающие о том, как проходило последнее
Общее собрание Ассоциации, что оно обсуждало и к каким выводам пришло.
Главное из его постановлений - подготовка Первого Всероссийского конгресса
политологов, который должен состояться 17-18 февраля 1998 г. в г. Москве,
и параллельно - в рамках Конгресса - Учредительной конференции Ассоциации
политической науки в качестве общероссийской организации, базирующейся
на отделениях в большей части регионов нашей страны. Для тех, кто хочет
принять участие в этих мероприятиях, мы даем информацию, как это можно
сделать.
В последующих номерах бюллетеня мы намереваемся помещать сообщения о
деятельности коллективных и индивидуальных членов Российской Ассоциации
политической науки, ее региональных отделений, о планируемых и состоявшихся
мероприятиях в области политологии в России и за рубежом, представлять
наиболее интересные книжные новинки и рассказывать о содержании ведущих
российских политологических журналов, информировать о спонсорской поддержке,
деятельности Фондов и о грантах.
Информационный бюллетень вряд ли сможет стать на ноги без вашей коллективной
поддержки и активного участия в его подготовке. Мы готовы анонсировать
и рекламировать вашу деятельность не только в рамках нашего содружества,
но и за его пределами. Мы убеждены в том, что обмен информацией поможет
российским политологам найти единомышленников, соратников и спонсоров.
Ждем Ваших сообщений
Наш адрес: 101831, Москва, Колпачный пер. 9а, тел. 917 94 63, тел./факс
921 01 32
E-mail: ilyin@glasnet.ru WCF1@glasnet.ru spatrushev@glasnet.ru
Общее Собрание Российской Ассоциации политической науки
В соответствии с требованиями Устава Ассоциации политической науки
20 декабря 1997 года состоялось ее очередное Общее собрание, которое
является высшим руководящим органом ассоциации. В его работе участвовали:
-около двухсот индивидуальных членов Ассоциации;
-представители 7 региональных отделений Ассоциации;
-представители 18 научных и университетских центров страны.
В работе Общего собрания приняли участие все те, кто выполнил уставные
требования и подтвердил свое членство в Ассоциации, в частности, погасил
задолженность по уплате членских взносов. В адрес Собрания поступили
заявления о приеме в Ассоциацию от ряда коллективов политологов, которые
по разным причинам не смогли направить своих представителей на данное
заседание. В числе других обратились межрегиональная Ассоциация политической
науки Сибири, а также Ассоциация центров политического консультирования.
Заседание открыл президент Ассоциации, член-корреспондент РАН А.В. Дмитриев,
который передал слово для приветствия первому проректору МГИМО МИД РФ
И.Г. Тюлину. Затем заседание вел член Правления Ассоциации А.И. Никитин.
После докладов А.В. Дмитриева и председателя ревизионной комиссии РАПН
А.А. Дегтярева, а также сообщения вице-президента РАПН В.В. Смирнова
о предложениях по изменениям в Уставе РАПН, развернулись прения. В их
ходе выступили Е.Б. Шестопал, С.В. Рогачев, Г.Х. Шахназаров, М.В. Ильин,
В.Б. Кувалдин, М. Курников, Р.М. Бикметов, В.Н. Коновалов и Ф.М. Бурлацкий.
За три года после проведения предшествующего отчетно-предвыборного собрания
членов Ассоциации произошло заметное развитие политологии как учебной
дисциплины и области научного знания. Возникли и укрепились кафедры,
отделения и факультеты политологии в подавляющем большинстве научных
центров в субъектах Российской Федерации, стало быстро возрастать число
дипломированных специалистов и защищенных диссертаций по различным направлениям
политической науки. Исходя из этого, а также учитывая обязательную перерегистрацию
всех общественных объединений страны в 1998 году, собрание констатировало
целесообразность преобразования Ассоциации из межрегиональной в общероссийскую
организацию. Участники собрания приняли проект нового Устава Ассоциации
и постановили направить его на обсуждение и утверждение как в уже существующие
региональные отделения Ассоциации, так и в те субъекты Федерации, где
такие отделения пока не созданы.
Собрание поддержало предложения по реорганизации инфраструктуры сотрудничества.
Речь идет о создании качественно нового объединения российских политологов,
способного адекватно выразить и реализовать профессиональные интересы
и потребности сообщества. С этой целью планируется, в частности, возобновить
издание сначала бюллетеня, а затем и ежегодника Ассоциации. Готовится
переработанное и существенно дополненное издание справочника "Кто
есть кто в политической науке России", а также создание базы данных
о российских политологах и проводимых ими исследованиях, соответствующих
справочных материалов.
Собрание признало необходимым активизировать подготовку к Первому Всероссийскому
конгрессу политологов. Его организацию совместно осуществляют Российская
Ассоциация политической науки, Академия политической науки и Совет Федерации
Федерального Собрания РФ. Конгресс состоится 17-18 февраля 1998 г. в
Москве. В рамках Конгресса намечается проведение Учредительной конференции
Российской Ассоциации политической науки как общероссийской общественной
организации.
Общее собрание приняло Устав Российской Ассоциации политической науки
(РАПН). В соответствии с этим Уставом предполагается создать общероссийскую
структуру с отделениями в большинстве субъектов Российской Федерации.
Задача сложная, но без ее решения политологи различных университетских,
академических и иных научных центров России вряд ли смогут наладить
эффективное сотрудничество друг с другом, столь необходимое для успешного
развития политической науки в нашей стране.
В соответствиями с новыми положениями устава был образован Совет РАПН
как ее высший научно-консультативный орган. В него вошли М.Н.Афанасьев,
Ф.М. Бурлацкий, А.А. Галкин, А.В. Дмитриев, В.Б. Кувалдин, Ю.М. Павлов,
А.С. Панарин, И.К. Пантин, А.М. Салмин, А.В. Торкунов, М.Х. Фаркушин,
Л.Ф. Шевцова и Г.Х. Шахназаров.
Президентом РАПН стал д.п.н., профессор М.В. Ильин. В состав Правления
были избраны С.Г. Айвазова, Т.А. Алексеева, А.А. Дегтярев, Т.И. Захарова,
В.С. Комаровский, А.И. Никитин, С.А. Марков, А.Ю. Мельвиль, С.В. Патрушев,
Ю.С. Пивоваров, В.С. Семенов, В.В. Серебрянников, В.В. Смирнов, А.И.
Соловьев, И.Г. Тюлин, М.М. Утяшев, Е.Б. Шестопал, А.И. Щербин и И.Г.
Яковлев. Собрание постановило использовать новые положения Устава и
кооптировать впоследствии в состав Правления РАПН представителей ряда
региональных отделений РАПН.
На первом заседании правления вице-президентами Ассоциации были избраны
А.И. Никитин, А.Ю. Мельвиль, В.В. Смирнов и А.И. Соловьев.
По завершению работы Общего собрания его участники провели научную конференцию
"Состояние политической науки в России".
Обращение президента Российской ассоциации политической науки
Российская политическая наука, а вместе с ними и все отечественное политологическое
сообщество переживают сложный период своего становления. За последнее
десятилетие в области политических исследований появилось немало ценных
работ, книг и статей, были образованы многочисленные кафедры политологии,
возникли консультационные и аналитические центры, издаются журналы и
сборники научных трудов, сотни людей заявляют о своей причастности к
политологии. Немало делается для восстановления разрушенных или подорванных
традиций отечественной политической науки, для сохранения и преумножения
всего ценного и поучительного, что дали почти два столетия изучения
политики в нашем Отечестве.
Вместе с тем все эти важные и нередко плодотворные усилия остаются во
многом разрозненными. Все еще не сложились признанные научные школы
и достаточно четкие теоретико-методологические подходы. Инерция привычных
мыслительных схем велика, творческая мысль зачастую не находит необходимого
отклика и поддержки коллег. В условиях разобщенности явственно ощущается
дефицит материальных ресурсов и духовно-волевых сил для разработки исследовательских
и образовательных программ, равно как и для знакомства коллег по профессии
с инициативами и их результатами.
Политология может требовать больше внимания со стороны властей и общественных
сил, поскольку капиталовложения в политическую науку обещают в ближайшие
десятилетия стать наиболее окупаемыми с точки зрения развития нашей
страны, обеспечения свободной и достойной жизни нашим согражданам, весомого
и авторитетного участия России в мировых делах. Однако подобные требования
мы вправе выдвигать только под надежное обеспечение - нашу профессиональную
компетентность и способность эффективно решать встающие перед нами исследовательские,
просветительские и экспертные задачи. Дать подобное обеспечение мы окажемся
способны, только если сможем вполне консолидироваться как независимое
профессиональное сообщество, способное проявить высокий уровень внутренней
солидарности, требовательности к себе и решимости достойно отвечать
на вызовы времени.
Основным приоритетом Российской ассоциации политической науки является
консолидация профессионального политологического сообщества, способного
достойно и уверенно осуществлять свои функции на благо и нашей Родине,
и человечеству, и каждому из нас.
Решение этой задачи предполагает постоянную и целеустремленную работу
по реализации целой серии других взаимосвязанных друг с другом приоритетов:
- утверждения профессиональных стандартов и этических норм;
- развития инфраструктуры сообщества политологов;
- развития научных основ и традиций российской политологии;
- развития политического образования и преподавания политологии;
- повышения экспертной значимости отечественной политической науки.
Консолидация профессионального сообщества российских политологов немыслима
без формирования достаточно отчетливых и строгих критериев принадлежности
к этому сообществу. Это в свою очередь предполагает общее, пусть даже
весьма условное и гибкое, понимание того, кто может называть себя политологом,
какая ответственность и какие обязательства влечет за собой подобная
претензия.
Подобное согласие не возникает спонтанно. Требуются сознательные усилия
по выработке стандартов профессиональной деятельности, по уяснению и
признанию каждым из коллег-политологов и всем нашим сообществом того,
что может быть признано отвечающим современному уровню научной, просветительной
и экспертной деятельности в области знания о политике, а что этому уровню
не отвечает, а потому не может считаться профессионально приемлемым.
Необходимо повысить критическую оценку и самооценку того, что делается
в российской политологии, результатов, которые достигаются или могут
быть достигнуты.
Требовательность к своей профессиональной деятельности и к ее результатам
неразрывно связана с укреплением общего корпоративного этоса российских
политологов, с кристаллизацией моральных принципов и этических норм,
которыми коллеги должны руководствоваться по отношению друг к другу,
а все вместе - по отношению к нашим клиентам, согражданам и общественности.
Ключевое значение в реализации данного приоритета призван сыграть созданный
в соответствии с новым Уставом Совет как высший научно-консультационный
орган РАПН. Предполагается, что Совет сконцентрирует свою деятельность
на утверждении профессиональных стандартов и этических норм нашего сообщества.
Для этого в рамках Совета могли быть созданы постоянные комитеты или
комиссии по профессиональным стандартам и по корпоративной этике, возглавляемые
заместителями председателя Совета.
В своей деятельности Совет и его постоянные комитеты должны руководствоваться
специальным положением, которое устанавливает порядок осуществления
экспертной оценки профессиональной деятельности и ее результатов, разрешения
конфликтов и достижения согласия внутри нашей политологической корпорации.
Положение могло бы также определить порядок привлечения к повседневной
работе Совета и его постоянных комитетов отдельных членов Правления
РАПН, а также наиболее авторитетных представителей нашего профессионального
сообщества.
Работа по утверждению профессиональных стандартов и этических норм не
может быть полностью переложена на Совет РАПН. Ею должны заниматься
и Правление РАПН, и региональные отделения, и коллективные члены Ассоциации,
и все заинтересованные политологи. В этой связи важно добиться постоянного
и конструктивного сотрудничества с Государственным высшим аттестационным
комитетом (ВАК) Российской Федерации, с советами по присвоению ученых
степеней и званий, с Минвузом и с Миннауки, а также с другими ведомствами.
Соответствующие направления деятельности выделяются как постоянные в
рабочих планах Правления РАПН и региональных отделений.
Важнейшим, поворотным пунктом, открывающим перспективу организационной
консолидации российского сообщества политологов, является проведение
Первого Всероссийского конгресса политологов, также учредительной конференции
Российской ассоциации политической науки как общероссийской общественной
организации (18 февраля 1998 г.).
Создание такого общероссийского объединения предполагает образование
региональных отделений в более, чем половине субъектов федерации нашей
страны. Представители всех этих - старых и новых - региональных отделений
должны принять участие в работе учредительной конференции. Одной из
их важнейших задач должно стать одобрение нового Устава обновленной
общероссийской ассоциации. Для этого необходимо, чтобы коллеги-политологи
в различных регионах России включились в преобразование Ассоциации путем
активизации старых и создания новых региональных отделений, а также
выразили свое отношение к новому Уставу общероссийского объединения
политологов, направив своих представителей на учредительную конференцию.
Данная деятельность должна осуществляться в соответствии с федеральным
законом "Об общественных объединениях" и с соответствующей
инструкцией Министерства юстиции РФ, которые требуют проведения учредительного
собрания регионального (республиканского, краевого, областного или другого
субъекта Федерации) отделения и предоставления учредительной конференции
общероссийского объединения соответствующего протокола своего учредительного
собрания.
Проведение учредительной конференции РАПН открывает возможности для
развития организационной инфраструктуры сообщества российских политологов,
которая должна быть оперативной и эффективной.
Поддержки заслуживает инициатива сибирских политологов, создавших Ассоциацию
политической науки Западной Сибири. Было бы желательно, чтобы при соответствующих
условиях многие вопросы сотрудничества и практической деятельности политологов
решались на межрегиональном уровне. Этому могло бы способствовать создание
межрегиональных ассоциаций, например, на Дальнем Востоке, в Восточной
Сибири, на Урале, в Поволжье, на севере, в центре и на юге России.
Утверждение РАПН в качестве корпоративной организации предполагает,
что Ассоциация обеспечивает своих членов определенным объемом услуг
(бюллетень, ежегодники, публикации, информационный обмен и т.п.).
Ключевое значение имеет информационный обмен. В связи с этим первостепенной
задачей Правления РАПН является создание бюллетеня Ассоциации и открытие
своей страницы в Интернет, что позволит наладить обмен информацией,
в том числе и с использованием электронной почты, создать базы данных
о деятельности коллег, а в перспективе - предоставлять информацию по
запросам.
Для обеспечения финансовой базы деятельности РАПН предстоит наладить
систему сбора взносов. Установление их размера предполагается осуществлять
посредством специальных договоров между Правлением РАПН и региональными
отделениями, а также договоров Правления РАПН с коллективными членами
и межрегиональными объединениями. Фиксированный вступительный взнос
для индивидуальных членов должен сочетаться с ежегодным пересмотром
размера годичного взноса в зависимости от объема предоставляемых услуг
и материального благополучия Ассоциации и ее членов.
Существенное расширение и укрепление нашего профессионального сотрудничества
несомненно скажется как на повышении научного уровня нашей деятельности,
так и на обеспечение большей политической значимости наших исследовательских,
просветительских и экспертных усилий.
Российская ассоциация политической науки берет на себя ответственность
предпринять необходимые действия, которые способны содействовать усилиям
разнообразных политологических центров и наших отдельных коллег, а тем
самым помочь тому, чтобы отечественная политическая наука стала эффективным
двигателем развития России и обрела мировое признание.
Предложение о создании молодежной секции
в рамках Российской ассоциации политической науки.
(внесено 20.12.97 г. на общем собрании Ассоциации)
1. Цели:
а) Формирование нового слоя российских политологов, ориентированных
на синтез новейших достижений зарубежной политической науки с учетом
российской специфики.
б) Концентрация научной деятельности молодых политологов на наиболее
продуктивных направлениях совместной политической науки и прикладной
политологии.
в) Представительство молодых исследователей в области политической науки
из регионов России.
2. Задачи:
а) Обеспечение доступа молодых специалистов в области политической науки
к ведущим политологическим центрам.
б) Распространение теоретических и практических знаний в области политической
науки среди молодого поколения вузовских преподавателей, аспирантов
и студентов различных российских регионов.
в) Оснащение будущего поколения российских политологов современной политической
технологией в процессе выработки и принятия политических решений.
3. Предполагаемая деятельность.
а) Проведение научных конференций и "круглых столов" для молодых
ученых-политологов.
б) Организация научно-практических семинаров с приглашением ведущих
специалистов в области политологии.
в) Создание баз данных, направленных на аккумуляцию информации в помощь
молодым исследователям.
г) Публикация материалов "круглых столов".
4. Предполагаемые условия членства.
а) Студенты старших курсов и выпускники факультетов социальных наук,
а также молодые ученые, занимающиеся исследованиями по данной проблематике.
б) Ведение научно-исследовательской работы в области политической науки
или прикладных политологических исследований.
в) Возраст до 35 лет.
Учредительная конференция Ассоциации политической науки Западной Сибири
В Правление
Российской ассоциации политической науки
ЗАЯВЛЕНИЕ
18 декабря 1997 г. состоялась учредительная конференция Ассоциации политической
науки Западной Сибири. Принято решение о вхождении в состав РАПН на
основании ее Устава. В состав правления вошли Бойко Е.А., к.полит.наук,
ректор Западно-Сибирской академии государственной службы, действительный
член АПН; Гомеров И.Н., д.полит.наук, профессор, действительный член
АПН; Лифанов А.В., к.и.н., зав. кафедрой политологии Западно-Сибирской
академии государственной службы, действительный член АПН (все Новосибирск);
Желтов В.В., д.п.н., проф., зав. кафедрой политологии Кемеровского госуниверситета,
действительный член АПН; Тимошенко А.Г., к.и.н., зав. кафедрой международных
отношений, проректор Томского госуниверситета; Чернышев Ю.Г., д.и.н.,
проф., директор Алтайской школы политических исследований; Щербинин
А.И., к.и.н., зав. кафедрой политологии Томского госуниверситета, действительный
член АПН (председатель Ассоциации политической науки Западной Сибири);
Игишев В.Г., исполнительный директор Фонда гражданского и политического
образования (секретарь).
В состав ассоциации вошли ученые, преподаватели и студенты-политологи.
...
Просим вас в соответствии с Уставом РАПН зарегистрировать нашу ассоциацию
в качестве полноправного члена РАПН, разделяем уставные положения и
обязуемся в срок платить членские взносы, обращаемся к Общему собранию
с просьбой включить в состав руководящих органов РАПН председателя Ассоциации
политической науки Западной Сибири Щербинина Алексея Игнатьевича.
Желаем Конференции успешной работы. С наилучшими пожеланиями
А.Щербинин
Информация о Первом Всероссийском конгрессе политологов
Российская ассоциация политической науки и Академия политической науки
при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской федерации
проводят 17-18 февраля 1998 года Первый Всероссийский конгресс политологов.
Тема конгресса "Современная Россия: власть, общество, политическая
наука".
Цель конгресса заключается в осмыслении актуальных проблем политической
теории и практики, в налаживании профессиональных контактов между политологами
различных регионов России, в оценке состояния и перспектив российской
политической науки.
Планируется, что после краткого пленарного заседания в течение всего
первого дня будут работать шесть секций:
1. Современная российская государственность: проблемы и тенденции развития.
2. Становление гражданского общества в России: перспективы демократического
развития.
3. Геополитические интересы России: вызовы и ответы.
4. Политическое образование в современной России, проблемы преподавания
политологии.
5. Прикладная политология: теория и практика.
6. Политическая коммуникация: общественное мнение и СМИ. Регламент работы
в секциях - до 10 минут. Второй день открывается работой круглых столов
и встреч по интересам. Их тематика охватывает вопросы теории и методологии
политических наук, электоральных и гендерных исследований, регионалистику,
партиологию и транзитологию, сравнительную политологию, проблемы конфликтологии
и т.п.
Завершит конгресс краткое пленарное заседание, после которого состоится
Учредительная конференция РАПН. Ее проведение вызвано необходимостью
перерегистрации ассоциации в качестве общероссийского объединения политологов.
Материалы конгресса будут опубликованы.
Обращение Российской Ассоциации политической науки.
Уважаемые коллеги!
Российские политические науки и все наше политологическое сообществ
переживают сложный период своего становления, Нам необходимо существенно
укрепить и расширить инфраструктуру нашего профессионального сотрудничества,
поскольку от этого в немалой степени зависит как повышение научного
уровня нашей деятельности, так и обеспечение большой политической значимости
наших исследовательских, просветительских и консультационно-аналитических
усилий.
Вот почему в рамках Первого Всероссийского конгресса политологов, который
будут совместно проводить РАПН и Академия политических наук при поддержке
Совета Федерации РФ 17-18 февраля 1998 года, планируется собрать Учредительную
конференцию Российской Ассоциации политической науки в новом качестве
общероссийской общественной организации. Создание общероссийского объединения
политологов предполагает образование региональных отделений Ассоциации
в более, чем половине субъектов Российской Федерации. Представители
всех этих - старых и новых - региональных отделений должны принять участие
в работе Учредительной конференции.
Одной из ее важнейших задач будет принятие Устава обновленной общероссийской
Ассоциации.
Многие положения Устава этой Ассоциации были сформулированы Общим собранием
РАПН 20 декабря 1997 года. Проект Устава Российской Ассоциации политической
науки публикуется для широкого обсуждения в данном выпуске нашего бюллетеня.
Он также распространяется среди коллег-политологов с помощью почты и
оперативных средств связи. Если наши коллеги в различных регионах России
разделяют положения Устава и готовы включиться как в процесс преобразования
Ассоциации, так и в ее дальнейшую деятельность, то мы просим их в соответствии
с федеральным законом "Об общественных объединениях" и с соответствующей
инструкцией Министерства юстиции РФ провести учредительное собрание
регионального (республиканского, краевого, областного или другого субъекта
Федерации) отделения и направить нам его протокол (образец публикуется
в данном выпуске бюллетеня). Обращаем ваше внимание на то, что на этом
собрании, согласно статье 18 закона "Об общественных объединениях",
должны присутствовать не менее трех физических лиц.
Надеемся на ваше понимание и дальнейшее плодотворное сотрудничество
по подготовке Первого Всероссийского конгресса политологов и Учредительной
Конференции РАПН.
Правление РАПН
январь 1998 г.
Проект
УСТАВ
Российской Ассоциации политической науки
I.Общие положения и цели
1.1. Российская Ассоциация политической науки является добровольным
общественным объединением, действующим в рамках Конституции и законодательства
Российской Федерации, федерального закона "Об общественных объединениях"
и иного законодательства РФ, которое объединяет лиц, занимающихся исследованиями
в области политической науки.
Ассоциация осуществляет участие в ведущихся исследованиях в области
политических систем и политических отношений.
Деятельность Ассоциации осуществляется в регионах Российской Федерации,
где созданы и функционируют ее отделения.
1.2. Ассоциация сотрудничает с государственными учреждениями, общественными
организациями и объединениями, а также зарубежными и международными
организациями по вопросам научной деятельности в области политологии.
1.3. Основными задачами Ассоциации являются:
- содействие развитию политической науки, политических аспектов проблем
сохранения и упрочения мира, укрепления международного сотрудничества,
преодоления социальных и межнациональных конфликтов как на внутригосударственном,
так и на международном уровне, деятельности современных политических
партий и общественных движений;
- анализ социально-политической ситуации, деятельности органов государственной
власти и управления, а также политических партий и общественных организаций;
- научная общественная экспертиза политических решений, принимаемых
органами государственной власти и управления, а также общественными
организациями;
- участие в политическом консультировании государственных органов, общественных
организаций и движений;
- участие в организации координации и проведении политологических исследований,
в том числе по заказам государственных и общественных организаций;
- содействие подготовке, публикации и распространению результатов и
информационных материалов по проблемам политической науки, ознакомление
российской и зарубежной общественности с исследованиями по актуальным
проблемам политики;
- оказание помощи членам Ассоциации в расширении и углублении их политологических
знаний, защита их социальных, гражданских, политических прав перед органами
государственной власти и управления;
- содействие деятельности Международной ассоциации политической науки,
развитие научных связей с национальными ассоциациями политической науки,
а также сотрудничество с другими международными и зарубежными организациями
в области политической науки.
1.4. В соответствии со своими задачами Ассоциация:
- проводит различные мероприятия в рамках Ассоциации для обсуждения
научных и организационных вопросов соответственно задачам Ассоциации,
а также может принимать участие в подготовке и проведении аналогичных
мероприятий, организуемых государственными органами, а также иными общественными
организациями;
- содействует организации отделений (региональных, областных, республиканских/,
а также других организационных объединений членов Ассоциации (коллективных
членов/, осуществляет руководство их деятельностью в соответствии с
Уставом;
- в установленном порядке осуществляет информационно-издательскую деятельность;
- в установленном порядке принимает участие в подготовке учебников и
учебно-методических пособий для высших и средних учебных заведений по
политологии;
- проводит обсуждение и рецензирование научной и учебной литературы
Ассоциации по политологии;
- организует и проводит силами членов Ассоциации политологические исследования,
общественные экспертизы и консультации государственных учреждений и
общественных организаций на договорной основе, а также по своей собственной
инициативе;
- организует и проводит конкурсы на лучшие исследовательские и популярные
работы Ассоциации, а также учебники и другие учебные пособия в области
политологии, подготовленные членами Ассоциации, и присуждает победителям
премии;
- осуществляет хозрасчетную деятельность в соответствии с законодательством.
II. Члены Ассоциации, их права и обязанности.
2.1. Ассоциация состоит из индивидуальных и коллективных членов. В состав
Ассоциации могут быть избраны Почетные члены.
Индивидуальными членами Ассоциации могут быть российские и иностранные
граждане, оказывающие содействие решению задач, предусмотренных настоящим
Уставом.
Коллективными членами Ассоциации могут быть коллективы научных учреждений,
учебных заведений, кафедр, а также иные коллективы организаций и предприятий,
общественные организации, способствующие деятельности Ассоциации и уплачивающие
членские взносы.
2.2. Прием в индивидуальные члены Ассоциации производится Правлением
Ассоциации, а также правлением республиканских Ассоциаций и региональных
отделений на основе личного заявления.
Прием в коллективные члены Ассоциации осуществляется Правлением Ассоциации,
а также правлением республиканской Ассоциации или регионального отделения
на основании решения трудового коллектива общественной организации с
просьбой о принятии в коллективные члены Ассоциации.
2.3. Коллективным членом Ассоциации также может быть группа граждан
и их объединения, зарегистрированные в установленном порядке, разделяющие
цели и задачи Ассоциации, своей деятельностью создающие условия для
их реализации, включая финансовую поддержку в виде целевых взносов и
пожертвований, не оговоренных никакими предварительными условиями.
2.4. Для вступления в Ассоциацию коллективному члену кроме решения коллектива
необходимо письменное заявление с указанием проблем и участка работы,
которыми данный коллективный член будет заниматься. Коллективный член,
не выполняющий принятых на себя обязательств в течение трех месяцев,
считается выбывшим из Ассоциации.
2.5. Коллективные члены Ассоциации имеют право:
- пользоваться помощью Ассоциации в организации и проведении семинаров,
лекций, совещаний, консультаций и других мероприятий по вопросам политической
науки;
- в лице своих представителей участвовать в выборах и быть избранными
в руководящие органы Ассоциации;
- публиковать научные работы членов своей первичной группы в изданиях
Ассоциации, использовать в своей работе подготовленные Ассоциацией научные
и информационные материалы, получать членские билеты установленного
образца;
- свободного выхода из Ассоциации путем уведомления об этом Правления
Ассоциации.
2.6. Коллективные члены Ассоциации обязаны:
- регулярно и своевременно уплачивать членские взносы;
- соблюдать Устав и выполнять поручения и решения руководящих органов
Ассоциации, принятые в уставных целях;
- выполнять иные принятые на себя обязательства, вытекающие из коллективного
членства.
2.7. Индивидуальные члены Ассоциации имеют право:
- избирать и быть избранными в руководящие органы Ассоциации;
- приобретать на приоритетных началах издаваемую Ассоциацией литературу
и публиковать свои работы;
- использовать в своей работе научно-информационные материалы Ассоциации;
- пользоваться помощью Ассоциации в получении консультаций, в рецензировании
своих научных трудов по проблемам политической науки;
- свободно выйти из состава Ассоциации путем уведомления об этом Правления
отделения или Ассоциации.
2.8. Индивидуальные члены Ассоциации обязаны:
- принимать активное участие по содействию реализации задач Ассоциации;
- выполнять требования Устава;
- своевременно уплачивать членские взносы;
- участвовать в научной разработке актуальных проблем политической науки;
2.9. Член Ассоциации за невыполнение уставных обязанностей может быть
исключен из членов Ассоциации.
Решение об исключении принимает Правление Ассоциации простым большинством
голосов членов Правления. Оно может быть обжаловано Общему собранию
Ассоциации, решение которого является окончательным.
III. Руководящие и контрольные органы РАПН
3.1. Высшим органом Ассоциации является общее собрание ее членов или
делегатов от отделений и коллективных членов Ассоциации, проводимое
не реже одного раза в три года. Внеочередное общее собрание может созываться
как по инициативе Правления, так и по требованию не менее 1/3 коллективных
членов или 1/5 индивидуальных членов Ассоциации.
В промежутке между заседаниями Общего собрания могут проводиться ежегодные
конференции Ассоциации, созываемые Правлением.
3.2. Общее собрание Ассоциации:
- принимает Устав Ассоциации, а также изменения и дополнения к нему;
- определяет очередные задачи Ассоциации;
- избирает сроком на три года Правление и Совет Ассоциации, председателя
и Ревизионную комиссию;
- заслушивает и утверждает отчеты Правления Ассоциации, Председателя,
ученого секретаря и ревизионной комиссии Ассоциации;
- избирает по рекомендации Правления Ассоциации почетных членов Ассоциации;
- утверждает принятие на работу ученого секретаря, редакторов и редколлегию
печатных органов, назначаемых Правлением Ассоциации;
-образует Экспертный Совет Ассоциации, рассматривающий и утверждающий
к публикации работы, которые издаются под эгидой Ассоциации (ежегодники,
сборники материалов конференций и др.);
- утверждает награды, премии Ассоциации;
- определяет размер и сроки уплаты членских взносов;
- принимает решения о реорганизации и ликвидации Ассоциации;
- разрешает другие вопросы, входящие в круг деятельности Ассоциации.
Общее собрание (конференция) правомочно, если в его работе принимает
участие не менее половины членов (делегатов) Ассоциации. Общее собрание
принимает решения простым большинством голосов присутствующих на собрании
членов Ассоциации.
Нормы представительства и порядок избрания участников собрания, делегатов
на Общее собрание определяет Правление Ассоциации.
3.3. В период между собраниями руководящим органом Ассоциации является
правление Ассоциации в составе Председателя, его заместителей, членов
Правления. В состав Правления входит по должности ученый секретарь,
назначаемый Председателем. Правление из своего состава избираетчетырех
заместителей Председателя Правления сроком на три года, полномочия которых
определяет Правление. Заседания Правления Ассоциации созываются не реже
одного раза в месяц. Решения их являются правомочными при наличии в
работе Правления не менее половины его членов.
Правление может вводить дополнительных членов в свой состав в количестве
не более 1/3 от избранного на общем собрании Ассоциации общего числа
его членов;
Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.
3.4. Правление Ассоциации:
- созывает собрания Ассоциации и проверяет выполнение их решений;
- устанавливает основные направления деятельности Ассоциации;
- заслушивает и утверждает отчеты о деятельности отделений Ассоциации,
ученого секретаря Ассоциации;
- осуществляет прием индивидуальных и коллективных членов Ассоциации;
- рассматривает подготовленные членами Ассоциации научные доклады и
информирует Ассоциацию по актуальным проблемам политической науки;
- готовит и представляет Общему Собранию Ассоциации отчет о своей работе,
- назначает редакторов /состав редакционной коллегии Ежегодника и других
изданий Ассоциации (с последующим утверждением Общим собранием);
- обсуждает вопросы о создании или упразднении Ассоциации и ее отделений;
- разрабатывает и утверждает планы координационной деятельности Ассоциации;
- пересматривает и утверждает размеры заработной платы штатных сотрудников
аппарата Ассоциации;
- рассматривает и утверждает годовые планы работ, смету доходов и расходов
и отчет об их исполнении;
- распоряжается имуществом и средствами Ассоциации, открывает и закрывает
счета в кредитных учреждениях.
3.5. Члены Правления, Председатель, заместители Председателя Правления
не получают вознаграждения за работу. Это положение не распространяется
на ученого секретаря, получающего вознаграждение за свею работу согласно
штатному расписанию.
3.6. Председатель Правления Ассоциации осуществляет общее руководство
деятельностью Правления, возглавляет Правление Ассоциации. Председатель
Ассоциации:
- действует от имени Ассоциации по должности, представляет ее во взаимоотношениях
с государственными и общественными организациями, отдельными лицами,
зарубежными и международными организациями;
- отвечает за деятельность Ассоциации;
- принимает на работу ученого секретаря;
- утверждает штаты аппарата Ассоциации;
- организует исполнение решений Общего собрания и Правления Ассоциации.
Совет Ассоциации:
Является научно-консультативным органом Ассоциации.
На первом своем заседании избирает из своего состава Председателя Совета
и двух его заместителей.
Совет:
- предлагает дополнения и изменения к Уставу Ассоциации и дает заключения
на внесенные предложения по изменению и дополнению Устава;
- дает предложения по планам работы Ассоциации;
- дает рекомендации по совершенствованию работы Ассоциации, ее региональных
отделений и их руководящих органов;
- выступает с инициативами о проведении научных мероприятий Ассоциации.
3.7. Ученый секретарь и сотрудники аппарата принимаются на работу и
увольняются Председателем Ассоциации.
Прием ученого секретаря утверждается Общим собранием Ассоциации. Ученый
секретарь:
- руководит деятельностью учёных секретарей отделений, координирует
деятельность ученых секретарей республиканских ассоциаций политической
науки, а также всех подразделений Ассоциации, подчиняющихся непосредственно
ее Правлению;
- руководит работой аппарата и вырабатывает предложения по совершенствованию
штатной структуры для утверждения Председателя;
- вносит и разрабатывает предложения по созданию новых структур Ассоциации;
- отвечает за публикацию материалов Ассоциации;
- отвечает за организацию заседаний Правления и Общего собрания Ассоциации;
- осуществляет руководство текущей оперативной деятельностью Ассоциации;
- разрабатывает проект годового бюджета;
- обеспечивает разработку годового бухгалтерского и финансового отчета
и представляет их Правлению Ассоциации. По доверенности Председателя
на ученого секретаря могут быть возложены и другие обязанности, входящие
в компетенцию Правления Ассоциации.
IV. Ревизионные комиссии
4.1. Ревизионная комиссия Ассоциации и ревизионные комиссии республиканской
Ассоциации и регионального отделения избираются Общим собранием Ассоциации
(конференцией отделения) в числе, определяемом соответственно собранием,
конференцией. Ревизионные комиссии избирают из своего состава председателя,
его заместителя и секретаря.
Ревизионные комиссии осуществляют контроль за соблюдением Устава и финансовой
дисциплины. Ревизии производятся не реже раза в год. Решения комиссии
принимаются простым большинством голосов членов комиссии.
Ревизионные комиссии отчитываются о своей деятельности перед избравшими
их органами. Заседания ревизионной комиссии проводятся, не реже одного
раза в шесть месяцев. Члены ревизионной комиссии беспрепятственно допускаются
ко всем финансовым и хозяйственным документам Ассоциации.
V. Республиканские ассоциации, Межрегиональные отделения, первичные
группы, комиссии и другие подразделения Ассоциации.
5.1. Для организации работы на местах организуются республиканские ассоциации
и региональные отделения Ассоциации.
5.2. Под региональными отделениями Ассоциации понимаются краевые, областные,
окружные, городов Москва и Санкт-Петербург или их совокупности, признающие
Устав Ассоциации; они могут иметь собственные Уставы.
5.3. Правление Ассоциации координирует их деятельность.
5.4. Высшим руководящим органом республиканских ассоциаций и региональных
отделений является конференция, созываемая не реже одного раза в три
года. Нормы представительства и порядок избрания делегатов на Конференцию
определяет Правление, избираемое конференцией в составе председателя,
ученого секретаря и членов правления.
Конференция:
- принимает и изменяет Устав республиканской ассоциации и регионального
отделения;
- заслушивает и утверждает доклады, планы работ, отчеты и сметы Правления,
ревизионной комиссии отделения;
- избирает сроком на три года правление, ревизионную комиссию, а также
делегатов на Общее собрание Ассоциации.
Рассматриваемые вопросы решаются простым большинством голосов делегатов.
Конференция правомочна, если в ее работе принимает участие более половины
делегатов. Правление отделения собирается по мере надобности, но не
реже одного раза в шесть месяцев.
VI. Правовое положение и финансово-хозяйственная деятельность Ассоциации
6.1. Ассоциация со дня регистрации имеет права юридического лица, бланки,
круглую печать и штамп со своим наименованием, а также расчетные счета
в кредитных учреждениях Российской Федерации.
Отделения Ассоциации могут иметь права юридического лица после регистрации
в установленном порядке.
Ассоциация и ее подразделения являются собственниками принадлежащего
им имущества и денежных средств.
6.2. Финансово-денежные документы подписываются председателем Правления.
6.3. Ассоциация осуществляет свею финансово-хозяйственную деятельность
на основе самоокупаемости.
6.4. Средства Ассоциации состоят из:
- вступительных и ежегодных членских взносов;
- доходов от издательской деятельности;
- доходов от хозрасчётной научно-исследовательской, просветительской,
консультационной и иной научной деятельности;
- доходов от деятельности созданных Ассоциацией предприятий;
- пожертвований организаций, учреждений и частных лиц;
- иных поступлений, разрешенных законодательством
- дотаций.
6.5. Использование денежных средств осуществляется в соответствии с
Уставными задачами. Доходы от производственной и хозяйственной деятельности
не могут перераспределяться между ее членами (участниками) и используются
только на уставные цели
6.6. Местонахождение аппарата Правления Ассоциации - город Москва.
VII. Порядок принятия и изменения Устава Ассоциации
7.1. Устав Ассоциации и изменения в нем принимаются общим собранием
большинством не менее двух третей делегатов (членов) общего собрания.
VIII. Реорганизация и ликвидация Ассоциации.
8.1. Реорганизация РАПН осуществляется по решению общего собрания Ассоциации.
8.2. Имущество и средства Ассоциации после прекращения ее деятельности
по решению Общего собрания / после расчетов с бюджетом, банками и другими
кредиторами направляется на цели, предусмотренные ее уставом.
8.3. Деятельность Ассоциации может быть прекращена по решению Общего
собрания Ассоциации, если за него проголосует не менее двух третей делегатов
(членов) Ассоциации, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
8.4 Все документы штатного состава РАПН после ее ликвидации передаются
в установленном порядке в учреждения Мосгорархива.
8.5 Решения о ликвидации Организации направляются в зарегистрировавший
орган для исключения ее из единого государственного реестра юридических
лиц.
Протокол
Учредительного собрания N-ского отделения
Российской ассоциации политической науки.
Город …………… день, месяц, год.
Присутствовали: Фамилии-Имена-Отчества (полностью) всех присутствовавших.
Председателем собрания избран: Фамилия-Имя-Отчество (полностью).
Секретарем собрания избран: Фамилия-Имя-Отчество (полностью)
Повестка дня:
1) Об учреждении N-ского отделения общероссийской общественной организации
- Российской ассоциации политической науки (РАПН).
2) О проекте Устава Ассоциации (или РАПН).
3) Выборы Председателя и Секретаря отделения РАПН
4) О делегатах на учредительную конференцию общероссийской общественной
организации - Российской ассоциации политической науки.
1. По первому вопросу выступил(и) Фамилия(и)-Имя(ена)-Отчество(а), который
(ые) предложил(и) создать (или учредить) N-ское отделение общероссийской
общественной организации - Российской ассоциации политической науки.
Постановили: учредить N-ское отделение общероссийской общественной организации
- Российской ассоциации политической науки.
Решение принято: единогласно (или - за…; против…; воздержались…)
2. С сообщением о проекте Устава Российской ассоциации политической
науки выступил(а) Фамилия-Имя-Отчество, который(ая) предложил(а) принять
проект этого Устава.
Выступили: Фамилии-Имена-Отчества.
Постановили: одобрить проект Устава РАПН.
Решение принято: единогласно (или - за…; против…; воздержались…)
3. По вопросу о выборах Председателя и Секретаря N-ского отделения РАПН
выступил(и) Фамилия(и)-Имя(ена)-Отчество(а), который(ые) предложил(и)
избрать Председателем N-ского отделения Ассоциации Фамилия-Имя-Отчество
и Секретарем Ассоциации Фамилия-Имя-Отчество.
Постановили: избрать Председателем N-ского отделения РАПН Фамилия-Имя-Отчество
и Секретарем отделения Фамилия-Имя-Отчество.
Решение принято: единогласно (или - за…; против…; воздержались…)
4. По вопросу об избрании делегатов на учредительную конференцию общероссийской
общественной организации - Российской ассоциации политической науки
выступил(и) Фамилия(и)-Имя(ена)-Отчество(а), который(ые) предложил(и)
избрать делегатом от N-ского отделения РАПН на ее учредительную конференцию
Фамилия-Имя-Отчество.
Постановили: избрать Фамилия-Имя-Отчество делегатом от N-ского отделения
Ассоциации на учредительную конференцию по учреждению общероссийской
общественной организации - Российской ассоциации политической науки.
Решение принято: единогласно (или - за…; против…; воздержались…)
Председатель собрания /Фамилия-Имя-Отчество/
Секретарь собрания /Фамилия-Имя-Отчество/
Состояние и проблемы становления российской политической науки*
Я.А. Пляйс,
доктор исторических наук, профессор,
ученый секретарь экспертного совета ВАК РФ
по политическим наукам
У всякой науки есть две основные составляющие: количественная и качественная,
или содержательная. Для перерастания первого во второе нужно, как мы
знаем, немало времени. Чтобы определить состояние и уровень развития
науки в конкретный момент, необходимо исследовать и осмыслить обе составляющие.
Что касается количественной стороны, то о ней нагляднее всего говорят
сухие цифры, беспристрастная статистика. В частности, статистика защищенных
диссертаций, особенно докторских, каждая из которых должна, как известно,
вносить теоретический вклад в науку.
Но одно лишь количество диссертационных работ, разумеется, не расскажет
все о состоянии науки. Нужно еще видеть, как они распределяются по научным
направлениям, или научным специальностям, кто создает эту науку, какова
ее география и т.д.
С учетом сказанного попытаемся показать количественную сторону российской
политической науки за период с 1990 по 1997 год, что позволит, во-первых,
сделать некоторые выводы о ее содержании и, во-вторых, укажет на некоторые,
может быть, наиболее острые ее проблемы.
За период с июня 1990 г., т.е. с того момента, когда состоялась первая
защита и по июнь 1997 г., ВАК РФ присудил ученую степень доктора политических
наук 108 соискателям, в том числе 92 гражданам РФ и 16 иностранцам Из
них 19 - женщины (16 -гражданки России и 3 - иностранки). Число защищенных
кандидатских диссертаций в период с начала 1991 по октябрь 1997 г. составило
3701.
По годам присуждение степени доктора наук распределилось следующим образом
(см. таблицу 1):
Таблица 1
1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.
доктор. 3 10 10+4* 10+3* 11+2* 18+2* 18+4* 12+1*
* Звездочкой здесь и далее отмечено количество иностранных соискателей.
Устойчивый рост числа докторов и кандидатов политических наук (по кандидатам
наук см. таблицу № 5) в последние три года говорит, по-видимому, о том,
что молодая российская политология в целом преодолела этап возрождения
(на мой взгляд, это произошло в 1995/96 годах) и входит в этап становления.
По возрасту диссертанты, защитившие докторские диссертации, разделились
следующим образом (см. таблицу 2):
Таблица 2
1920-29гг. рождения 1930-39 гг. рождения 1940-49 гг. рождения 1950-59
гг. рождения 1960-69 гг. рождения
3 15+1* 33+9* 37+4* 4+2*
Удивительно, что вначале, а именно в 1990 г., состоялись защиты докторских
диссертаций, а затем, начиная с 1991 г., стали защищаться и кандидатские.
Интересно и, видимо, не случайно также то, что первый диссертационный
совет по защите докторских диссертаций на соискание ученых степеней
по политическим наукам был создан в 1990 г. в Институте общественных
наук при ЦК КПСС, ректором которого был профессор Красин Ю.А., а проректором
по научной части - профессор Галкин А.А. Оба они были тогда и остаются
сейчас известными и активными учеными-обществоведами и с полным основанием
могут быть причислены к политологам.
Весьма показательно и то, что председателем этого совета был профессор
Бурлацкий Ф.М., один из основателей и наиболее активных разработчиков
советской и российской политической пауки, в том числе современной.
Данные таблицы № 2 показывают, что основная часть соискателей (83 из
108) родилась в 40-50-е годы и, соответственно, подошла к защите докторской
диссертации в свои зрелые и наиболее активные годы. Средний возраст
тех 70 российских докторов политических наук, которые родились в 40-50-е
годы, на момент защиты диссертации составил 46 лет.
Основная часть докторов политических наук России имели своей первой
ученой степенью либо степень кандидата исторических наук, либо кандидата
философских наук, что иллюстрируется таблицей 3.
Таблица 3
Кандидаты
исторических наук философских наук экономических наук юридических наук
психологических наук политических наук Другие
42 32* 4 4 4 2 4
* Один кандидат философских наук - Макаренко В.П. из Ростовского госуниверситета
- имел еще и степень доктора философских наук.
По одному соискателю на степень доктора политических наук приходится
соответственно на кандидатов социологических, педагогических, технических
и военно-морских наук. В будущем, надо полагать, эта ситуация изменится
в пользу кандидатов политических наук. Об этом говорит, во-первых, достаточно
быстрый рост в последние годы числа кандидатов политических наук и,
во-вторых, то, что с момента первых защит кандидатских диссертаций прошло
уже достаточно времени, чтобы начать преодоление следующей научной ступени.
Весьма показательно также распределение докторов и кандидатов политических
наук по политологическим специальностям (см. Таблицу 4).
Таблица 4
кандид. доктор.
23.00.01. Теория и история политической науки - 45 15+1*
23.00.02. Политические институты и процессы - 219 38+9*
23.00.03. Политическая культура и идеология 22 9
23.00.04. Политические проблемы международных систем и глобального развития
75 21+6*
22.00.05. Политическая социология 9 9
Представляется закономерным, что основная часть соискателей (47 чел.,
или 43,5% -по докторским диссертациям и 219, или 59,2% - по кандидатским)
отдала предпочтение исследованию научных проблем, связанных с политическими
институтами и процессами. На втором месте по притягательности находится
специальность политические проблемы международных систем и глобального
развития, по которой защитилось 27 человек, или 25 % - по докторским
диссертациям и 75 человек, или 20,3% - по кандидатским. Третье место
занимает специальность теория и история политической науки. По ней было
защищено 16 докторских диссертаций, или 14,8% и 45 кандидатских, или
12,2%.
Хотя значительное число докторских диссертаций российских исследователей
(37, или 1/3) посвящено общетеоретическим проблемам политических наук,
основная часть соискателей предпочла все же более конкретные исследования,
связанные с определенными странами или регионами мира. Так, американской
проблематике посвящено 7 работ, западноевропейской (в целом) тоже 7,
французской - 2, итальянской - 1, восточноевропейской - 1, германской
(ФРГ и ГДР) - 2, латиноамериканской - 6, ближневосточной - 5, азиатской
(Афганистан, Монголия, Республика Корея, Япония и Азия в целом) - 5,
африканской - 1, проблемам НАТО - 1, ООН -1.
Такое распределение тематики обусловлено, очевидно, местом работы диссертантов,
о чем можно судить сопоставляя тематику диссертаций с местом работы
соискателя. Действительно, основная часть преподавателей вузов явно
предпочитает общетеоретические темы исследований, в то время как сотрудники
научно-исследовательских институтов РАН и практические работники чаще
всего выбирают те темы, которые ближе им по роду их деятельности. Такой
подход, как нам представляется, вполне оправдан и полезен как для диссертантов,
так и для науки.
При этом, однако, следует заметить, что явно недостаточное внимание
уделяется российской тематике. Из 92 диссертаций отечественным проблемам
посвящены лишь 16, или 17,4%. Среди этих работ заслуживают упоминания
следующие: "Становление и развитие парламентаризма в России"
- автор И.П. Рыбкин; "Основные черты и тенденции развития федеративных
отношений в России на современном этапе" - Лысенко В.Н.; "Политика
аграрного реформирования в России: генезис, кризисы, ориентиры"
- Бакушев В.В.; "Историко-культурные условия эволюции политической
власти в России (вопросы политической теории)" - Пастухов В.Б.;
"Проблемы политической стабильности Российского государства (этнополитический
анализ)" - Жириков А.А; "Политическая культура современного
российского общества (1991-1995 годы) (проблемы социологического исследования)"
- Назаров М.Н. и некоторые другие. Многие из названных диссертантов,
а также неназванных, но тоже посвятивших свои работы российской проблематике,
относятся к ученым-практикам и заняты важной государственной работой.
Из 16 докторских диссертаций, в которых исследуется российская и советская
проблематика, лишь в трех обобщены процессы, идущие в российских регионах.
К ним относятся: "Политическое поведение в постсоциалистическом
обществе (опыт регионального исследования)" - автор Утяшев М.М.
из Института экономики и социологии Уфимского научного центра РАН; "Политико-административная
элита: генезис и проблема ее становления в современной России (региональный
политологический анализ" - автор Понеделков А.В. из Северо-Кавказской
Академии государственной службы; "Общественно-политическая печать
как фактор политической социализации и нравственного воспитания молодежи
(опыт региональной печати (1985-1993 гг)" - автор Любимова Г.П.
из Нижегородского государственного педагогического .университета.
Что касается иностранных соискателей российской степени доктора политических
наук, то они посвятили свои работы в основном исследованию общественных
и государственных проблем своих стран. Граждане Казахстана - Огнева
В.В., Калиева и Мансуров Т.А. - проблемам формирования внутренней и
внешней политике этой республики; поляки - Клусак М. и Делюга В. - проблемам
Польши и Франции и т.д. Лишь диссертанты из Республики Корея - Джонг
Хи Сок, Вон Ги Ен и Ким Чжан Чжин -обратились к советской и российской
тематике. Среди их исследований стоит обратить внимание на работу Вон
Ги Ена "Распад советской номенклатуры и формирование новой политической
элиты".
Значительный интерес представляет и география диссертационных исследований.
Главным, по сути монопольным центром подготовки докторов политических
наук, является Москва, где состоялось 91 (84,25%) из 108 защит. В столице
выделяются такие учреждения как РАГС при Президенте РФ, подготовившая
за семь лет 18 докторов политических наук, МГУ - 9 человек, МГИМО МИД
РФ - 7 чел., ИМЭМО - 7 чел, ИСКРАН - 7 чел., Дипломатическая академия
- 6 чел., а также Институт государства и права, Институт Европы, Институт
российской истории, Институт Латинской Америки, Институт сравнительной
политологии и другие академические институты, входящие в систему РАН.
Другим важным центром российской политической науки становится Санкт-Петербург,
подготовивший за анализируемый период 12 докторов политических наук.
В третьем центре - Екатеринбурге подготовлено и защищено всего лишь
5 диссертаций.
Что касается географии кандидатских диссертаций, то наглядное представление
о ней дает таблица 5.
География защит как докторских, так и кандидатских работ, практически
полностью совпадает с географией диссертационных советов. Таких советов
по докторским диссертациям 25 (21- в Москве, 2 - в Санкт-Петербурге
и 2-в Екатеринбурге) и 24-по защите кандидатских диссертаций. Из них
16 советов - в Москве, Санкт-Петербурге -1 и 7-в других городах: Воронеже,
Владивостоке (2 совета), Казани, Орле, Саратове и Уфе.
Таблица 5
Москва С-Петербург Поволжье Урал Д.Восток Воронеж
1990 г. - - - - - -
1991 г. 3+1* 1 - - - -
1992 г. 37+1* 3+2 1 1 - -
1993 г. 42+22* 2 2+1* 4 - -
1994 г. 46+7* 5 4+1* 3 - -
1995 г. 28+13* 6 4 - - 2
1996 г. 45+11* 3+1* 5+1* * - 1
1997 г. 37+13* 4 2 1 1 1
Всего 238+68* 24+3* 18+3* 11 1 4
Представленная выше география имеет свои плюсы и минусы. Основной плюс
состоит в том, что в главных центрах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге,
формируются условия и предпосылки для возникновения в будущем российских
политологических школ, без которых, как известно, не может быть нормального
развития любой науки.
Что же касается минусов, то сосредоточение всех этих школ лишь в двух
столичных городах представляется явно недостаточным. На наш взгляд,
нужны и региональные центры и школы политической науки, которые должны
формироваться в университетских центрах на Волге, Урале, Сибири, Дальнем
Востоке, Северном Кавказе и т.д. Вероятно, это произойдет прежде всего
там, где работают факультеты, занимающиеся подготовкой профессиональных
политологов, где есть диссертационные советы по защите кандидатских
и докторских диссертаций, т.е. там, где для этого сформирована благоприятная
база. Именно такой центр формируется сейчас, как нам представляется,
в Саратовском государственном университете. В пользу такого вывода говорит,
в частности, тот факт, что из 18 кандидатских диссертаций, защищенных
российскими соискателями в Поволжье, 13 было защищено в СГУ.
Несколько слов о научном уровне диссертаций. По мнению экспертов совета
по политическим наукам, он в основном соответствует требованиям, которые
предъявляет ВАК России к таким работам. Почти каждая диссертация вносит
определенный вклад
Сосредоточение главных политологических центров и школ в Москве и Санкт-Петербурге
объяснимо и оправдано. Эти города всегда выступали основными научными
центрами страны. Такими они, вероятно, останутся и в обозримом будущем.
Если, однако, к этим центрам добавятся другие, крупные региональные
центры, выиграют и политическая наука и политическая практика России.
Создание, становление и развитие таких центров, в частности, на Волге,
Урале, Сибири, Дальнем Востоке, Северном Кавказе, которые сосредотачивались
бы на исследовании региональных проблем, следует, как нам представляется,
всячески поощрять. Эти центры могли бы сыграть важную роль в развитии
политической науки в России. Без таких центров российская политическая
наука не обретет свое оригинальное лицо. Именно в региональных центрах
можно лучше, чем в Москве, распознать и исследовать те глубинные политические
процессы, которые бурно развиваются на бескрайних и весьма специфичных
просторах Российской Федерации. А в регионах, как мы знаем, сегодня
происходят не менее интересные и не менее значимые для всей России политические
события, чем в Москве. Идет ли речь о новой структуре политической власти,
о становлении многопартийности, о политическом режиме, политической
и иных элитах, новой генерации лидеров, формировании основ гражданского
общества, законодательной базы власти, о новой политической культуре
и т.д., везде мы видим заметные (а иногда даже большие) отличия между
тем, что происходит в Москве и тем, что происходит в регионах. Это,
конечно же, не может не представлять интереса для исследователей, в
том числе и, даже в первую очередь, для политологов. Но пока интерес
к региональным исследованиям, как уже отмечалось выше, явно недостаточен.
О справедливости такого вывода говорит и тот факт, что существующие
диссертационные советы (как по защите кандидатских так и докторских
диссертаций) многих региональных вузовских центров, в частности, во
Владивостоке, Воронеже, Уфе, Казани работают неактивно, а в некоторых
случаях вообще не работают, что, кстати говоря, вынуждает экспертный
совет ставить вопрос о нецелесообразности их дальнейшего существования.
Политическая наука России имеет преимущественно "мужское лицо".
В ее становлении слабо участвуют женщины. Возрастающее участие женщин
в российской политике должно, как представляется, сопровождаться и ростом
их активности в науке.
Для российской политической науки характерна слабая связь с зарубежными
политическими школами и центрами, что в определенной мере объясняется
ее молодостью. Отсюда вытекает, что развитие международных связей и
контактов, особенно в рамках СНГ, - актуальная задача российской политологии.
Слабость политической науки в России объясняется, кроме названных выше
причин, также объективными трудностями, вызванными, в частности, отсутствием
еще в недавнем прошлом в наших вузах специальной политологической профессиональной
подготовки. Специальных факультетов и отделений и сейчас еще не так
много, что объясняется как объективными, так и субъективными причинами.
Надо полагать, что по мере расширения числа специализированных политологических
факультетов и отделений в вузах России будет не только расти уровень
профессиональных политиков за счет выпускников этих факультетов, но
и уровень политической науки. Естественно, что лучше и эффективнее развивают
науку да и практическую политику люди с базовым профессиональным образованием.
МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
(IPSA)
Международная ассоциация политических наук была основана в 1949 году
под эгидой ЮНЕСКО. Это международная неправительственная организация,
целью которой является содействие развитию политической науки во всем
мире. IPSA организует всемирные конгрессы и круглые столы, собирает
и распространяет документацию и реферирование политологической литературы,
облегчает доступ к информации по политической науке и способствует международной
кооперации в исследовательской деятельности. Членство в IPSA подразделяется
на три категории: коллективное (национальные и региональные ассоциации
политич.еских наук), ассоциированное (кафедры, факультеты, институты
и т.д.) и индивидуальное. Совет ассоциаций, состоящий преимущественно
из делегатов коллективных членов, собирается во время проведения конгрессов.
Он избирает Президента и членов исполкома.
Информацию о членстве в IPSA. можно получить в Секретариате этой. организации.
IPSA имеет следующие публикации: International Political Science Abstracts
- реферативный журнал, выходящий c 1950 года, в котором помещаются краткие
рефераты статей из ведущих политологических журналов мира. International
Political Science Review - международный политологический журнал, выходящий
с 1980 года. Advances in Political Science: An International Series
- книжная серия, посвященная важнейшим проблемам политической науки
как научной дисциплины. Participation - бюллетень Международной ассоциации
политических наук. Издается, с 1977 года.
Состав исполкома IPSA
Президент - Теодор Лоуи, США
1-й Вице-президент - Далчунг Ким, Республика Корея
Вице-президенты -
Ренато Боски, Бразилия Кшиштоф Палецкий, Польша
Елена Шестопал, Россия Урсула Фогель, Великобритания
Члены исполкома
Карлос Альба, Испания Мауро Кализо, Италия
Гидеон Дорон, Израиль Аделе Жинаду, Африка
Макс Каазе, Германия Икуо Кабашима, Япония
Ги Лашапель, Канада Пола Маклейн, США
Ив Шемей, Франция Гюннар Съеблом, Дания
Ян Скалуд, Чехия
Главный редактор International Political Science Abstracts Серж Уртиг.
Редакторы International Political Science Review Назли Шукри,
Жан Лапонс.
Редактор Advances in Political Science: An Inlernational Series Aoa?
A?eai
Председатель Программного комитета 18- го Всемирного конгресса Уильям
Лафферти.
Генеральный секретарь IPSA Джон Кокли
Администратор Луиза Дилэни
Секретариат:
Department of Politics
University College Dublin
Belfield, Dublin 4, Ireland
tel +353-1-706.8182
fax +353-1-706.1171
e-mail: ipsa@ucd.ie
web page: http://www.ucd.ie/~ipsa/index.html
Предстоящие международные мероприятия под эгидой IPSA
Mar 5-7 University of Auckland, conference, "Environmental justice
and market mechanisms: new challenges for environmental law", Auckland,
New Zealand.
Mar 6-7 The Australian Studies Association of North America, conference,
"The construction of Australian identities", Ryerson Polytechnic
University, Toronto, Canada.
Mar 17-21 International Studies Association, 39th annual meeting, "The
Westphalian system in global and historical perspective", Minneapolis,
MN, USA.
Mar 18-21 Southwestern Political Science Association (USA), 1998 annual
meeting, "Evolution, devolution, or revolution: past, future, and
the social sciences", Corpus Christi Bayfront Hotel, Corpus Christi,
Texas, USA [21:2].
Mar 19-21 Western Political Science Association (USA), 1998 annual meeting,
"Defining and redefining institutions, culture, and civil society",
Biltmore Hotel, Los Angeles, California, USA [21:2].
Mar 19-21 Public Administration Theory, conference, Colorado Springs,
USA.
Mar 19-21 Governors State University, 24th annual Third World conference,
"Visioning for the 21st century: globalisation, transformation
and opportunity", Chicago, IL, USA.
May 19-23 IPSA RC21, Political socialisation and education, roundtable
conference, "Agents of amity or enmity, trust or distrust, and
hopes or fears: international political socialisation and education",
Brussels, Belgium [21:2].
Mar 21-23 National Conference on Teaching Public Administration, 1998
annual meeting, Colorado Springs, USA.
Mar 23-29 European Consortium for Political Research (ECPR), 26th Joint
Sessions of Workshops, Warwick, UK [20:2]
Apr 2-4 Texas Technical University, conference, "Society, language,
and culture in post communist Russia, the other Republics of the former
Soviet Union, and Eastern Europe", Lubbock, Texas, USA.
Apr 7-9 Political Studies Association of the UK, annual conference.
University of Keele, UK.
Apr 24-25 Centre for Iranian Research and Analysis in association with
Portland State University's Middle East Studies Centre, 16th annual
conference, "Iran and the region: past, present and future relations
with its neighbours", Portland State University, Oregon, USA 120:21.
Apr 29-May 3 European Public Choice Society, annual meeting. School
of Economics, Goteborg University, Goteborg Sweden [21:2].
May 1-2 University of Wisconsin-Milwaukee, Centre for International
Studies, interdisciplinary conference, "Impact of migration on
urban life in developed and developing countries", Milwaukee, WI,
USA.
May 31-Jun 2 Canadian Political Science Association, annual meeting,
Ottawa, Canada [21:31].
Jun 4-7 IPSA RC31, "Political philosophy", annual meeting,
"Markets and democracy", Rotterdam, The Netherlands [21:3].
Jun 4-7 Society for Disability Studies (USA), annual meeting, Oakland
Marriott City Centre Hotel, Oakland, CA, USA.
Jun 12-13 Institute for Women's Policy Research (USA), 1998 conference,
"Women's progress: perspectives on the past, blueprint for the
future", Washington, DC, USA [21:2].
Jun 22-26 IPSA RC8, Legislative specialists, "international workshop,
"Committees in comparative perspective: from conflict to cooperation",
venue to be determined [21:3].
Jun 25-28 International Institute for Asian Studies, First international
convention of Asian scholars, Noordwijkerhout, The Netherlands.
Jun 25-27 1998 world congress of environmental and resource economists,
Venice, Italy.
Jul 1-4 IPSA RC8, Legislative specialists, Budapest II international
conference, "The significance of the individual parliamentary member
in parliamentary politics", Budapest, Hungary [21:2].
Jul 6-9 IPSA RC8, Legislative specialists, in conjunction with the Political
Science Association of Slovenia and the University of Ljubljana, international
conference, "Opportunities and dilemmas of parliamentary leadership",
Ljubljana, Slovenia [21:2]
Jul 12-15 International Society for Political Psychology, annual meeting,
"Identities and interests at the close of the century: the contribution
of political psychology", Montreal, Quebec [21:3].
Jul 16-19 European Peace Research Association, international conference
on the 350th anniversary of the Peace on Westphalia, 1648-1998, "From
pragmatic solution to global structure", Munster, Germany.
Jul 19-25 Political Studies Association of the UK "Political Science"
specialist group in conjunction with the British International Studies
Association (BISA), multidisciplinary international conference, "The
Dominion concept: interstate and domestic politics in the British Empire",
University of Warwick, UK [21:2].
Jul 26-Aug I International Sociological Association, XIVth World Congress
of Sociology, Montreal, Canada.
Jul 26-Aug I International Union of Anthropological and Ethnological
Sciences (IUAES), 14th international congress, "The 21st century:
the century of anthropology", Willarnsburg, USA [21:2].
Aug 8-9 IPSA RC8, Legislative specialists, with the Centre for Legislative
Studies, University of Hull, third international workshop of "Parliamentary
scholars and parliamentarians", Wroxton College, Oxfordshire, UK
[21:3].
Aug 16-21 International Society for the Study of European Ideas, (ISSEI),
sixth international conference, "Twentieth century European narratives:
tradition and innovation", University of Haifa, Israel [21:1].
Aug 24-29 International Society for Criminology, 12th international
congress, "Crime and Justice in a Changing World - Asian and Global
Perspectives", Seoul, Republic of Korea [21:1].
Aug 29-Sep I IPSA RC9, Comparative judicial studies, 1998 interim meeting.
Northeastern University, Boston, USA [21:1].
Sep 3-6 American Political Science Association, 94th Annual Meeting,
Boston, MA, USA [21:3].
Sep8-ll World conference on family violence, "Sharing solutions:
changing the world", New Delhi, India [21:3].
Sep 8-12 Charles University, Institute of Indian Studies, 15th European
conference on modern South Asian studies, Prague, Czech Republic.
1999
Easter Political Studies Association of the UK, annual conference. University
of Nottingham
June African Association of Political Science, biennial meeting, Guinea
Bissau.
Jul 7-10 University of Florence, University of Ancona, Ecole des Hautes
Etudes en Sciences Sociales, Paris, International Commission for Historical
Demography, international conference, "Cities under siege: besieged
populations and the construction of historical memory", Montalcino,
Siena, Italy [21:1].
Sep 2-5 American Political Science Association, annual meeting, Atlanta,
GA, USA
2000
Aug 1-6 IPSA, XVIII world congress, Quebec City [21:2]
Aug 31-Sep 2 American Political Science Association, Washington, DC,
USA
|