Социальная политика: тенденции на Западе и в России
Люблинский Виктор Викторович, кандидат исторических наук (ИСП РАН)
В современном мире ценности социального развития играют огромную роль. Причем эта роль отнюдь не меньше по сравнению с традиционными – экономическими механизмами. Теорией и практикой общественного развития доказано существование тесной взаимозависимости между экономическими и социальными факторами. Эта закономерность активно проявляет себя на всех уровнях институциональных субъектов, как в масштабах общества в целом, так и на отдельных территориальных и производственных уровнях. При том, что данная закономерность стала проявляться на более ранних стадиях промышленного развития общества, ее осознание и тем более «освоение» политическими институтами произошло (по историческим меркам) сравнительно недавно. И она отнюдь не подрывается процессами транснационализации и глобализации, хотя у данной точки зрения немало сторонников.
Свидетельством тому является логика развития мировой цивилизации в XIX- ХХ веке. Длительное время общественное развитие происходило в рамках чисто «экономической» парадигмы, основанной на философии свободного рыночного хозяйства, господства принципа «эгоистической» мотивации, ориентированной на максимизацию рентабельности в текущем плане и недопущении активной регулирующей роли государства. Правящие политические и экономические элиты не руководствовались принципами социальной стратегии, долговременного общенационального интереса, не учитывали в должной мере социальные проблемы, характер развития социальной структуры. Иными словами, длительное время доминировала простая политико-институциональная модель развития, в рамках которой социальным проблемам отводилось небольшое место.
Потенциал этой модели исчерпал себя в процессе трансформационного усложнения экономической и социальной системы, когда встал вопрос о ее выживании, выхода из длительного критического состояния паралича и нестабильности, порожденного Великим кризисом 30-х гг. ХХ века. И не будет преувеличением сказать, что разработанные и введенные в действие после этого принципы политической стратегии, давшие начало механизмам социальной политики, явились поворотным пунктом в развитии западной цивилизации. Эти принципы полностью оправдали себя в последующие десятилетия. Речь идет о том, что социальная политика, осуществляя корректировку текущих напряжений, обеспечивает в долговременном плане рост или поддержание потенциала общественной стабильности. Отсюда вытекают более конкретные задачи, связанные с обеспечением адекватных условий для роста и научно-технического обновления экономики, с одной стороны, и с эффективным развитием социальной структуры, с другой стороны. При этом социальная политика не может осуществляться по законам стандартизации. С изменением конкретного социально-экономического контекста должна меняться и социальная политика. Различные типы социальной структуры, социально-экономической, институциональной и национально-культурной организации общества предполагают и различные модели социальной политики, способной синтезировать общие и специфические интересы.
Наиболее трудный, проблематичный аспект социальной политики – это сочетание в ней принципов социальной справедливости ( равенства) и экономической эффективности. А найти равновесие между ними весьма непросто. В современном обществе прослеживается крен или в ту, или в другую сторону. В этом плане большое значение имеет характер политики перераспределения доходов, который бы обеспечивал эффективное сочетание этих принципов. В любом случае стратегически социальная политика должна обеспечивать такое равновесие между ними, которое бы способствовало росту социального благосостояния.
С учетом этих общих замечаний необходимо рассматривать современный контекст формирования и осуществления социальной политики как в странах Запада, так и в России. Различия между ними по-прежнему весьма существенны и будут сохраняться по многим существенным моментам до тех пор пока они не достигнут примерно одинакового уровня экономического благосостояния. Запад в настоящее время находится на этапе пересмотра некоторых доминировавших ранее представлений о социальной политике, как политике всеобщего блага, ответственность за которое несет государство. Такая постановка проблемы отнюдь не ставит под сомнение идеологию благосостояния, которая сохраняется в качестве фундаментальной основы развития современной западной цивилизации.
Трансформация касается характера и механизмов социальной политики, обусловленных процессом глобализации, развитием информационного общества, ростом конкуренции. Речь идет о том, чтобы осуществлять стратегию выравнивания социальной ответственности между государством, корпорациями и населением. Государство уже не может позволить себе дальнейший рост социальных расходов, так как это оказывает негативное влияние на экономику, нарушая эффективные распределительные пропорции между институциональными субъектами. Вопрос о норме весьма существенный – общество должно стремиться к определенному диапазону этой нормы, в рамках которой социальная политика является эффективной, способствующей как социально-политической стабилизации, так и позитивной трансформации экономики. Таким образом, речь идет о том, что государство выполнило свою историко-политическую миссию по формированию условий для активного привлечения непосредственных участников социально-экономических отношений к проблемам социального развития.
Большую роль в этой «реструктуризации» социальной политики играют внешние факторы – процесс глобализации и связанный с ним рост конкуренции между экономиками и предприятиями различных стран и регионов мира. Именно в связи с этим в последнее десятилетие развертывалась особенно широкое наступление на социальные программы, которые частью специалистов рассматривались как фактор ухудшения в текущем и долгосрочном плане конкурентных позиций. Отсюда делается вывод о необходимости осуществления политики «минимизации» соответствующих издержек, особенно государственных социальных расходов, фактически лежащих тяжелым бременем на предприятиях. Однако речь идет отнюдь не о ревизии прежних ценностных установок, а именно о новом балансе социальной ответственности институциональных субъектов, не об упразднении, а о существенной модификации прежней социальной модели. Эта модель в течение длительного времени способствовала росту благосостояния и повышению качества социально-экономического развития, а значит, удовлетворяла и условиям конкурентоспособности. Главное состояло в том, что она способствовала формированию адекватного человеческого потенциала, необходимого для успешного развития общества. И те страны, которые имели большие относительные социальные затраты, располагали более качественными и производительными человеческими ресурсами, а соответственно и более продуктивной экономической системой.
Однако с течением времени потенциал этой системы в смысле мотивации и конкурентоспособности в силу ряда причин стал снижаться. Известную роль сыграл естественный закон адаптации, когда те или иные социальные ценности начинают по-иному восприниматься в массовом сознании (особенно у новых поколений), и эффективность соответствующих механизмов падает. Высокие государственные социальные стандарты, которые сформировались в наиболее развитых странах, становятся высоко затратными, не обеспечивающими равновеликую отдачу в плане эффективности. Важный аспект связан с характером социального страхования, изначально и длительное время ориентированного на пассивную модель. Однако проблема носит не только структурный характер. Механизм социального страхования стал приобретать качество инерционности, мало согласуясь со спецификой конъюнктурных процессов, а затем и среднесрочных особенностей развития. В социальной политике доминировала всеобъемлющая концепция, предполагающая серьезные гарантии фактически по всем социальным направлениям. В результате ней возник серьезный дефицит активности, и этот дисбаланс должен был быть преодолен, что, собственно говоря, и составляет одно из главных направлений модернизации социальной политики в странах Запада.
Другая важная причина происходящих изменений в социальной политике этих государств связана с меняющейся демографической ситуацией. Длительное время во второй половине ХХ века состояние этого фактора удовлетворяло выбранной социальной стратегии расширения социального государства. Активное население вполне выдерживало уровень налоговой и социальной нагрузки, необходимый для финансирования широких социальных программ. Причем необходимо отметить, что социальная политика продемонстрировала достаточно высокие характеристики в весьма непростые периоды развития, в частности в середине 70-х гг. и начале 80-х и 90-х гг. ХХ века. Однако изменение демографической ситуации происходит достаточно быстро и уже сейчас ставит промышленно развитые страны перед необходимостью
стратегической переориентации социальной политики по многим направлениям, особенно в области пенсионного обеспечения. В этом плане взят на вооружение принцип его «капитализации», предполагающий уменьшение роли традиционных «распределительной» социальной политики.
Именно в таком направлении в последние два десятилетия происходит структурирование системы социальной политики во многих странах Западной Европы и США. Стратегическая цель проводимой политики состоит в том, что государство должно существенно измениться и сконцентрировать усилия ( с точки зрения приоритетов и политики прямого действия ) в основном на поддержке малообеспеченных слоев населения. Фактически считается, что прежняя политика, ориентированная на «всеобщее благосостояние», в современных условиях уже неоправданна, так как выполнила свою основную задачу, связанную с формированием массового относительно состоятельного среднего класса, который располагает достаточными ресурсами для активного участия в негосударственных социальных программах.
В соответствии с такими тенденциями в международной социальной практике стремится действовать и Россия, судя по тому, какой стратегический курс был выбран в области реформирования пенсионного обеспечения. Другое дело насколько он оправдан, учитывая большие особенности (по многим параметрам) социально-экономического развития страны. Ведь одна из основных проблем современной России в отличие от Запада отнюдь не в изменениях механизмов формирования источников финансирования социальных программ – они, несомненно, важны, но вторичны, а в крайне несправедливом распределении доходов и богатства, которое лишает страну источников развития и продуктивной мотивации. И без решения этой фундаментальной социальной и экономической и политической проблемы рассчитывать на большую вероятность успеха на других направлениях социальной политики вряд ли возможно.
Таким образом, можно определенно констатировать, что одна из основных стратегических проблем России – это формирование модели социальной политики, адекватной как условиям современного рыночного хозяйства и развивающимся процессам глобализации, так и особенностям исторического, социального и политического развития страны. В этом плане со стороны государства особенно важно, во-первых, сформировать и целенаправленно проводить более справедливую политику распределения доходов, которая могла бы существенным образом способствовать успешному решению текущих и стратегических проблем развития; во-вторых, в полной мере учитывать воздействие фактора глобализации не только на развитие отраслей российской экономики, но и на социальное положение населения страны. Таким подходом необходимо руководствоваться в процессе дальнейшей интеграции страны в мировую экономику, в частности решая проблемы присоединения России к ВТО.
Весьма существенно и то, чтобы при формировании социальной политики государственные и корпоративные институты постоянно учитывали долговременные закономерности и международный опыт. А они достаточно убедительно свидетельствуют о том, что чрезмерные уровни дифференциации доходов контрпродуктивны, лишают общество необходимых ресурсов и стимулов для развития, формируют долговременную ситуацию социальной нестабильности. В подобных условиях социальная политика является в большей степени декларативной и мало эффективной, не способной решать свою главную задачу, связанную с развитием человеческого потенциала, роста благосостояния различных социальных групп, обеспечением устойчивого социального равновесия и формированием гражданского общества, соответствующего высоким современным стандартам. Повышение социальной ответственности государства в России – необходимое условие для осуществления успешных и справедливых реформ.
Опубликовано: 03.01.06Свидетельством тому является логика развития мировой цивилизации в XIX- ХХ веке. Длительное время общественное развитие происходило в рамках чисто «экономической» парадигмы, основанной на философии свободного рыночного хозяйства, господства принципа «эгоистической» мотивации, ориентированной на максимизацию рентабельности в текущем плане и недопущении активной регулирующей роли государства. Правящие политические и экономические элиты не руководствовались принципами социальной стратегии, долговременного общенационального интереса, не учитывали в должной мере социальные проблемы, характер развития социальной структуры. Иными словами, длительное время доминировала простая политико-институциональная модель развития, в рамках которой социальным проблемам отводилось небольшое место.
Потенциал этой модели исчерпал себя в процессе трансформационного усложнения экономической и социальной системы, когда встал вопрос о ее выживании, выхода из длительного критического состояния паралича и нестабильности, порожденного Великим кризисом 30-х гг. ХХ века. И не будет преувеличением сказать, что разработанные и введенные в действие после этого принципы политической стратегии, давшие начало механизмам социальной политики, явились поворотным пунктом в развитии западной цивилизации. Эти принципы полностью оправдали себя в последующие десятилетия. Речь идет о том, что социальная политика, осуществляя корректировку текущих напряжений, обеспечивает в долговременном плане рост или поддержание потенциала общественной стабильности. Отсюда вытекают более конкретные задачи, связанные с обеспечением адекватных условий для роста и научно-технического обновления экономики, с одной стороны, и с эффективным развитием социальной структуры, с другой стороны. При этом социальная политика не может осуществляться по законам стандартизации. С изменением конкретного социально-экономического контекста должна меняться и социальная политика. Различные типы социальной структуры, социально-экономической, институциональной и национально-культурной организации общества предполагают и различные модели социальной политики, способной синтезировать общие и специфические интересы.
Наиболее трудный, проблематичный аспект социальной политики – это сочетание в ней принципов социальной справедливости ( равенства) и экономической эффективности. А найти равновесие между ними весьма непросто. В современном обществе прослеживается крен или в ту, или в другую сторону. В этом плане большое значение имеет характер политики перераспределения доходов, который бы обеспечивал эффективное сочетание этих принципов. В любом случае стратегически социальная политика должна обеспечивать такое равновесие между ними, которое бы способствовало росту социального благосостояния.
С учетом этих общих замечаний необходимо рассматривать современный контекст формирования и осуществления социальной политики как в странах Запада, так и в России. Различия между ними по-прежнему весьма существенны и будут сохраняться по многим существенным моментам до тех пор пока они не достигнут примерно одинакового уровня экономического благосостояния. Запад в настоящее время находится на этапе пересмотра некоторых доминировавших ранее представлений о социальной политике, как политике всеобщего блага, ответственность за которое несет государство. Такая постановка проблемы отнюдь не ставит под сомнение идеологию благосостояния, которая сохраняется в качестве фундаментальной основы развития современной западной цивилизации.
Трансформация касается характера и механизмов социальной политики, обусловленных процессом глобализации, развитием информационного общества, ростом конкуренции. Речь идет о том, чтобы осуществлять стратегию выравнивания социальной ответственности между государством, корпорациями и населением. Государство уже не может позволить себе дальнейший рост социальных расходов, так как это оказывает негативное влияние на экономику, нарушая эффективные распределительные пропорции между институциональными субъектами. Вопрос о норме весьма существенный – общество должно стремиться к определенному диапазону этой нормы, в рамках которой социальная политика является эффективной, способствующей как социально-политической стабилизации, так и позитивной трансформации экономики. Таким образом, речь идет о том, что государство выполнило свою историко-политическую миссию по формированию условий для активного привлечения непосредственных участников социально-экономических отношений к проблемам социального развития.
Большую роль в этой «реструктуризации» социальной политики играют внешние факторы – процесс глобализации и связанный с ним рост конкуренции между экономиками и предприятиями различных стран и регионов мира. Именно в связи с этим в последнее десятилетие развертывалась особенно широкое наступление на социальные программы, которые частью специалистов рассматривались как фактор ухудшения в текущем и долгосрочном плане конкурентных позиций. Отсюда делается вывод о необходимости осуществления политики «минимизации» соответствующих издержек, особенно государственных социальных расходов, фактически лежащих тяжелым бременем на предприятиях. Однако речь идет отнюдь не о ревизии прежних ценностных установок, а именно о новом балансе социальной ответственности институциональных субъектов, не об упразднении, а о существенной модификации прежней социальной модели. Эта модель в течение длительного времени способствовала росту благосостояния и повышению качества социально-экономического развития, а значит, удовлетворяла и условиям конкурентоспособности. Главное состояло в том, что она способствовала формированию адекватного человеческого потенциала, необходимого для успешного развития общества. И те страны, которые имели большие относительные социальные затраты, располагали более качественными и производительными человеческими ресурсами, а соответственно и более продуктивной экономической системой.
Однако с течением времени потенциал этой системы в смысле мотивации и конкурентоспособности в силу ряда причин стал снижаться. Известную роль сыграл естественный закон адаптации, когда те или иные социальные ценности начинают по-иному восприниматься в массовом сознании (особенно у новых поколений), и эффективность соответствующих механизмов падает. Высокие государственные социальные стандарты, которые сформировались в наиболее развитых странах, становятся высоко затратными, не обеспечивающими равновеликую отдачу в плане эффективности. Важный аспект связан с характером социального страхования, изначально и длительное время ориентированного на пассивную модель. Однако проблема носит не только структурный характер. Механизм социального страхования стал приобретать качество инерционности, мало согласуясь со спецификой конъюнктурных процессов, а затем и среднесрочных особенностей развития. В социальной политике доминировала всеобъемлющая концепция, предполагающая серьезные гарантии фактически по всем социальным направлениям. В результате ней возник серьезный дефицит активности, и этот дисбаланс должен был быть преодолен, что, собственно говоря, и составляет одно из главных направлений модернизации социальной политики в странах Запада.
Другая важная причина происходящих изменений в социальной политике этих государств связана с меняющейся демографической ситуацией. Длительное время во второй половине ХХ века состояние этого фактора удовлетворяло выбранной социальной стратегии расширения социального государства. Активное население вполне выдерживало уровень налоговой и социальной нагрузки, необходимый для финансирования широких социальных программ. Причем необходимо отметить, что социальная политика продемонстрировала достаточно высокие характеристики в весьма непростые периоды развития, в частности в середине 70-х гг. и начале 80-х и 90-х гг. ХХ века. Однако изменение демографической ситуации происходит достаточно быстро и уже сейчас ставит промышленно развитые страны перед необходимостью
стратегической переориентации социальной политики по многим направлениям, особенно в области пенсионного обеспечения. В этом плане взят на вооружение принцип его «капитализации», предполагающий уменьшение роли традиционных «распределительной» социальной политики.
Именно в таком направлении в последние два десятилетия происходит структурирование системы социальной политики во многих странах Западной Европы и США. Стратегическая цель проводимой политики состоит в том, что государство должно существенно измениться и сконцентрировать усилия ( с точки зрения приоритетов и политики прямого действия ) в основном на поддержке малообеспеченных слоев населения. Фактически считается, что прежняя политика, ориентированная на «всеобщее благосостояние», в современных условиях уже неоправданна, так как выполнила свою основную задачу, связанную с формированием массового относительно состоятельного среднего класса, который располагает достаточными ресурсами для активного участия в негосударственных социальных программах.
В соответствии с такими тенденциями в международной социальной практике стремится действовать и Россия, судя по тому, какой стратегический курс был выбран в области реформирования пенсионного обеспечения. Другое дело насколько он оправдан, учитывая большие особенности (по многим параметрам) социально-экономического развития страны. Ведь одна из основных проблем современной России в отличие от Запада отнюдь не в изменениях механизмов формирования источников финансирования социальных программ – они, несомненно, важны, но вторичны, а в крайне несправедливом распределении доходов и богатства, которое лишает страну источников развития и продуктивной мотивации. И без решения этой фундаментальной социальной и экономической и политической проблемы рассчитывать на большую вероятность успеха на других направлениях социальной политики вряд ли возможно.
Таким образом, можно определенно констатировать, что одна из основных стратегических проблем России – это формирование модели социальной политики, адекватной как условиям современного рыночного хозяйства и развивающимся процессам глобализации, так и особенностям исторического, социального и политического развития страны. В этом плане со стороны государства особенно важно, во-первых, сформировать и целенаправленно проводить более справедливую политику распределения доходов, которая могла бы существенным образом способствовать успешному решению текущих и стратегических проблем развития; во-вторых, в полной мере учитывать воздействие фактора глобализации не только на развитие отраслей российской экономики, но и на социальное положение населения страны. Таким подходом необходимо руководствоваться в процессе дальнейшей интеграции страны в мировую экономику, в частности решая проблемы присоединения России к ВТО.
Весьма существенно и то, чтобы при формировании социальной политики государственные и корпоративные институты постоянно учитывали долговременные закономерности и международный опыт. А они достаточно убедительно свидетельствуют о том, что чрезмерные уровни дифференциации доходов контрпродуктивны, лишают общество необходимых ресурсов и стимулов для развития, формируют долговременную ситуацию социальной нестабильности. В подобных условиях социальная политика является в большей степени декларативной и мало эффективной, не способной решать свою главную задачу, связанную с развитием человеческого потенциала, роста благосостояния различных социальных групп, обеспечением устойчивого социального равновесия и формированием гражданского общества, соответствующего высоким современным стандартам. Повышение социальной ответственности государства в России – необходимое условие для осуществления успешных и справедливых реформ.