Калининград в контексте Северного измерения ЕС: пилотный регион или эксклав?

Сергунин А.А. (Нижний Новгород)

После распада СССР Калининградская область (КО), оказавшись от оторванной от основной части страны, испытала множество проблем, связанных с обеспечением ее всем необходимым (от топлива и сырья для промышленности до продовольствия и других потребительских товаров), транзитом товаров и людей через территории стран Балтии и Польши, конверсией оборонной промышленности и огромной военной инфраструктуры, оставшейся от прежних времен, трудоустройством и обеспечением жильем бывших военнослужащих (численность военнослужащих в КО за последнее десятилетие уменьшилась со 100 до 23 тыс.), обустройством границы и пр. С предстоящим расширением ЕС калининградская проблема приобретает новые измерения. Ужесточается визовый режим со стороны ЕС, меняются таможенные правила, хозяйственное законодательство, стандарты, что может обернуться ограничением свободы передвижения людей и товаров, а также потерями для калининградского бизнеса. В свою очередь это неизбежно приведет к увеличению разрыва в уровне и качестве жизни (уже существующего) между КО и соседними странами и дестабилизации ситуации в регионе. В то же время анклавное положение КО в ЕС делает ее привлекательной для незаконных мигрантов со всего мира (с целью последующего проникновения на территорию Евросоюза). Вероятность дальнейшей изоляции КО и ее исключения из процессов европейской интеграции привела к тому, что некоторые аналитики стали даже называть КО эксклавом.
Думается, что решение калининградской проблемы нужно искать в двух измерениях: 1) разработка цельной внутренней стратегии РФ в отношении КО и 2) диалог с ЕС (и странами-кандидатами).
Что касается внутрироссийской стратегии в отношении КО, то она могла бы включать следующие компоненты:
• Определение особого правового статуса КО, предусматривающего ее наделение более широкими (по сравнению с другими субъектами РФ) полномочиями в сфере внешнеэкономической и международной деятельности. Это может быть реализовано в виде принятия специального федерального конституционного закона о КО. Нуждается в серьезной переработке действующий федеральный закон об особой экономической зоне (ОЭЗ) в КО (1996 г.). Новый закон должен быть нацелен на более широкое привлечение иностранного капитала и международных финансовых институтов к деятельности ОЭЗ. Последняя должна стать основным инструментом интеграции КО в единое европейское экономическое пространство.
• Проведение более активной и динамичной социально-экономической политики в регионе, нацеленной на решение накопившихся социальных проблем (в частности выполнение в полном объеме мер, предусмотренных в Федеральной целевой программе по социально-экономическому развитию КО (принята в 2001 г.).
• Более четкая координация деятельности местных и федеральных властей, а также различных центральных ведомств. Ныне нередко имеют место разнобой и нездоровое соперничество между ними.
Что касается диалога РФ с ЕС, то, на наш взгляд, были бы целесообразны следующие меры:
• Более активное развитие торгово-экономического сотрудничества между КО, с одной стороны, и странами-членами и кандидатами в члены ЕС – с другой. Это сотрудничество должно быть прежде всего направлено на привлечение инвестиций и развитие высокотехнологичных производств в КО. В перспективе КО должна стать частью единой европейской зоны свободной торговли.
• Распространение на КО (а в перспективе - на всю РФ) программ по линии структурных фондов ЕС, которые дают гораздо большие возможности для экономических реформ, чем ТАСИС.
• Помощь ЕС в завершении конверсии (или, как вариант, диверсификации) оборонной промышленности и военной инфраструктуры КО.
• Более интенсивное развитие транспортной инфраструктуры, включая паневропейские мультимодальные транспортные коридоры и их ответвления в виде via Baltica и via Hanseatica. Без них КО вряд ли может быть полноценно интегрирована в единое европейское экономическое пространство (равно как и страны Балтии, отрезанные от ЕС территорией КО и Беларуси).
• Введение упрощенного и стабильного визового режима для поездок российских граждан в и из Калининграда через Литву, пуск скоростного безвизового поезда через территорию Литвы. Заключение соглашения о выдаче дешевых, многократных виз для жителей КО для краткосрочных поездок в Литву и Польшу (после их окончательного присоединения к Шенгену).
• Обустройство пограничной инфраструктуры (сооружение новых и модернизация старых погранпереходов, оснащение их современной техникой и информационными технологиями и пр.).
• Ратификация соглашения о реадмиссии с Литвой и подписание подобных соглашений с Польшей и странами ЕС.
• Всемерное развитие совместных экологических программ и проектов в бассейне р. Неман, на побережье и в самом Балтийском море, заповеднике и рекреационных зонах на Куршской косе.
• Помощь ЕС в радикальной реформе системы здравоохранения КО, неспособной справиться с такими опасными заболеваниями как СПИД, мультирезистентный туберкулез и пр.
• Сотрудничество в области интернационализации/европеизации системы образования КО (программы ТЕМПУС-ТАСИС, ИНТАС и пр.)
• Развитие институтов гражданского общества.
Сотрудничество между РФ и ЕС по Калининграду должно быть формализовано в виде специального, обязательного для обеих сторон, соглашения (особого или в форме протокола к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве 1994 г.).
При наличии политической воли у обеих сторон КО мог бы действительно стать пилотным регионом, моделью для других пограничных регионов России, зоной сотрудничества и процветания.
Опубликовано: 03.01.06