Электронное правительство как постиндустриальная философия государственного управления
Нисневич Ю.А. (Москва)
На наших глазах человеческая цивилизация входит в новую постиндустриальную фазу своего развития. Тектонические изменения, порожденные начавшейся во второй половине ХХ века информационной революцией, происходят во всех сферах жизнедеятельности социума. Определяя генезис нового постиндустриального мира М.Кастельс особо подчеркивает, что его ключевым фактором является развитие электронных сетей как динамической, саморасширяющейся формы организации человеческой активности и эта превалирующая, сетевая логика трансформирует все области общественной и экономической жизни.
Опыт стран, уже вступивших на путь постиндустриального развития, показывает, что в этих странах опережающими темпами происходит развитие новой экономики, основанной не только на непосредственном использовании интеллектуальных и информационных ресурсов для извлечения прибыли, но и на использование качественно новых свойств информационной среды для оптимизации расходования таких традиционных ресурсов как природные, человеческие, финансовые. Происходит глобальное разделение труда и интенсивное внедрение новых методов и технологий в управление и организацию работы отдельных субъектов экономической деятельности, а также в процессы коммуникаций и взаимодействий субъектов экономической деятельности между собой и, что самое главное, с потребителями их продукции и услуг. Такие методы и технологии базируются на использовании современных ИКТ и информационно-коммуникационных сетей, реализуют сетевую логику коммуникаций и взаимодействий, что позволяет производителям товаров и услуг более оперативно и адекватно реагировать на запросы потребителя, который реально становиться главной фигурой и ориентиром развития рыночной экономики. При этом коренным образом изменяется сервисное обслуживание потребителя, расширяются его вариативные возможности по приобретению товаров и услуг, происходит качественное изменение всей сферы услуг, спектр которых постоянно расширяется, а качество и оперативность предоставления постоянно повышаются.
Кардинальная трансформация информационной среды обуславливает не только интенсивное развитие новой экономики, но постепенный переход к новому типу социальной организации общества. Формирование этого нового типа социальной организации, получившего название «информационное общество», предопределяется начавшейся трансформацией социальных и политических коммуникаций и институтов. В социальном плане существенные преимущества получают члены общества, имеющие возможности, знания и навыки в использовании современных ИКТ, что позволяет им свободно действовать в новой информационной среде и активно использовать ее для удовлетворения своих потребностей и достижения успеха. В странах, вступивших на путь постиндустриального развития, количество таких членов общества, составляющих его наиболее активную, продвинутую и преуспевающую часть, постоянно возрастает, и постепенно преобладающей в обществе становится сетевая логика социальных взаимодействий и коммуникаций, основанных на индивидуальном использовании инфокоммуникационной инфраструктуры сетевого типа. Однако, следует отметить, что параллельно развивается и социально опасный процесс «информационного» расслоения общества, суть которого состоит в том, что различные социальные группы получают неравные возможности доступа к информационным ресурсам и к использованию информационно-коммуникационных технологий и сетей.
Интенсивное смещение человеческой активности, прежде всего, в экономической и социальной сферах в качественно новую информационную среду, глобальная инфокоммуникационная инфраструктура которой становится преобладающей сетевой формой самоорганизации и расширения такой активности, требует адекватного ответа на этот вызов информационной эпохи в поле политики. Очевидно, назревает настоятельная необходимость реорганизации политической системы и, в первую очередь, в части построения и организации системы государственного управления. Внедрение современных ИКТ в сферу политического, включая государственное, управления и смещение политических процессов в сетевую информационную среду представляется реальным направлением развития демократических принципов организации политических порядков, перехода к прямой полиархической демократии.
Следует отметить, что сегодня даже в странах, уже вступивших на путь постиндустриального развития, постоянно выражается озабоченность тем, что необходимая реорганизация государства как высшего политического института запаздывает по отношению к начавшейся информационной трансформации экономических и социальных порядков. Такое запаздывание чревато нарастанием негативных тенденций во взаимоотношениях государственной власти и общества.
Из исторического опыта известны два основных пути преодоления нарастающих разногласий между обществом и властью: внутренние революционные преобразования и внешнее силовое воздействие. Постиндустриальный этап развития открывает альтернативный путь решения проблемы приведения взаимоотношений между обществом и государственной властью в соответствие новым социально-экономическим условиям. Новая информационная среда позволяет без революционных взрывов и потрясений поэтапно перераспределить властные полномочия в пользу общества и передать ряд регулирующих функций его политическим, экономическим, социальным и иным самоорганизующимся структурам. Эта среда обеспечивает также возможности эволюционного преодоления консерватизма органов государственной власти в организации своей деятельности и взаимодействий с гражданами и их объединениями.
Однако для того, чтобы реорганизация системы государственного управления, адекватная вызовам информационной эпохи, не осталось бы только декларацией о намерениях, а начала реально воплощаться в жизнь необходимы, во-первых, политическая воля правящей элиты и, во-вторых, практически реализуемая концепция такой реорганизации, учитывающая сложнейшие экономические, социальные, административные и правовые проблемы, возникающие при внедрении новых организационных моделей.
В качестве такой концепции ведущими странами мирового сообщества сегодня предлагается концепция «электронного правительства», суть которой заключается в следующем. Во-первых, вся система органов государственной власти и государственных учреждений, обобщенно называемая правительством, рассматривается как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению. Во-вторых, деятельность правительства должна быть открытой и информационно прозрачной для граждан и правительство должно быть доступно каждому субъекту общества в любой момент времени и из любого места его расположения. В-третьих, для совершенствования и повышения качества оказания услуг населению и повышения эффективности функционирования правительства в его деятельности используется виртуальное пространство или, точнее, его деятельность переносится в современную сетевую информационную среду.
Стратегическая цель электронного правительства – решение всех государственных проблем с позиции защиты прав и в интересах граждан и участие всех граждан в процессе руководства и управления страной. Его практическая задача – трансформация внутренних и внешних взаимоотношений в системе государственного управления на основе использования ИКТ и сетевой инфокоммуникационной инфраструктуры для оптимизации процесса оказания государственных услуг населению, расширения взаимодействий всех граждан с правительством и их участия в его деятельности.
Исходя из сущностных свойств, стратегической цели и практической задачи электронного правительства, его следует рассматривать не только как современное организационно-технологическое построение системы государственного управления, но и, прежде всего, как постиндустриальную философию государственного управления.
Электронное правительство как постиндустриальная философия государственного управления ориентируется на приоритеты общественного, политического и социально-экономического развития общества, в рамках которых должно быть обеспечено: повышение постоянной осведомленности граждан о деятельности органов и иных структур государственной власти всех уровней; доступность государственной информации и ее оперативная доставка до конечных пользователей; поддержка и усиление обратной связи между властью и обществом; непосредственное участие граждан в деятельности системы государственного управления; поддержка политических процессов, направленных на развитие и совершенствование прямой демократии.
Приоритетность реализации электронного правительства как актуальной внутриполитической задачи обусловлена тем, что с одной стороны опережающее развитие новой экономики и начавшаяся информатизация социальных отношений стимулируют необходимость реорганизацию системы государственного управления в наиболее адекватной вызовам информационной эпохи форме электронного правительства, а с другой стороны реализация электронного правительства может стать локомотивом трансформаций всех сфер жизнедеятельности социума в направлении информационного общества.
Формирование электронного правительства представляется основополагающим стратегическим направлением и ключевой задачей государственной власти в лице ее органов и организаций в осуществлении перехода к информационному обществу. Решение этой задачи и может стать реальным практическим вкладом государства как высшего политического института в развитие качественно новой информационной среды. При этом государству следует в первоочередном порядке решить следующие проблемы. Во-первых, сосредоточить свои властно-принудительные, административные возможности и материальные ресурсы на трансформации собственных структур и алгоритмов деятельности на основе их перевода в сетевую информационную среду. Во-вторых, законодательно обеспечить равные и обязательные для всех правила участия бизнес-сообщества в развитии информационной среды на основе свободной и равноправной конкуренции, демонополизации и либерализации рынка информационной и коммуникационной продукции и услуг. В-третьих, создать благоприятные условия, включая необходимую государственную поддержку, научному сообществу, общественным, профессиональным и иным объединениям граждан, социальным институтам для их непосредственного участия как в развитии информационной среды, так и в решении ключевой социальной проблемы постиндустриального этапа развития - адаптации человека к кардинальным изменениям информационной среды.
Опубликовано: 03.01.06Опыт стран, уже вступивших на путь постиндустриального развития, показывает, что в этих странах опережающими темпами происходит развитие новой экономики, основанной не только на непосредственном использовании интеллектуальных и информационных ресурсов для извлечения прибыли, но и на использование качественно новых свойств информационной среды для оптимизации расходования таких традиционных ресурсов как природные, человеческие, финансовые. Происходит глобальное разделение труда и интенсивное внедрение новых методов и технологий в управление и организацию работы отдельных субъектов экономической деятельности, а также в процессы коммуникаций и взаимодействий субъектов экономической деятельности между собой и, что самое главное, с потребителями их продукции и услуг. Такие методы и технологии базируются на использовании современных ИКТ и информационно-коммуникационных сетей, реализуют сетевую логику коммуникаций и взаимодействий, что позволяет производителям товаров и услуг более оперативно и адекватно реагировать на запросы потребителя, который реально становиться главной фигурой и ориентиром развития рыночной экономики. При этом коренным образом изменяется сервисное обслуживание потребителя, расширяются его вариативные возможности по приобретению товаров и услуг, происходит качественное изменение всей сферы услуг, спектр которых постоянно расширяется, а качество и оперативность предоставления постоянно повышаются.
Кардинальная трансформация информационной среды обуславливает не только интенсивное развитие новой экономики, но постепенный переход к новому типу социальной организации общества. Формирование этого нового типа социальной организации, получившего название «информационное общество», предопределяется начавшейся трансформацией социальных и политических коммуникаций и институтов. В социальном плане существенные преимущества получают члены общества, имеющие возможности, знания и навыки в использовании современных ИКТ, что позволяет им свободно действовать в новой информационной среде и активно использовать ее для удовлетворения своих потребностей и достижения успеха. В странах, вступивших на путь постиндустриального развития, количество таких членов общества, составляющих его наиболее активную, продвинутую и преуспевающую часть, постоянно возрастает, и постепенно преобладающей в обществе становится сетевая логика социальных взаимодействий и коммуникаций, основанных на индивидуальном использовании инфокоммуникационной инфраструктуры сетевого типа. Однако, следует отметить, что параллельно развивается и социально опасный процесс «информационного» расслоения общества, суть которого состоит в том, что различные социальные группы получают неравные возможности доступа к информационным ресурсам и к использованию информационно-коммуникационных технологий и сетей.
Интенсивное смещение человеческой активности, прежде всего, в экономической и социальной сферах в качественно новую информационную среду, глобальная инфокоммуникационная инфраструктура которой становится преобладающей сетевой формой самоорганизации и расширения такой активности, требует адекватного ответа на этот вызов информационной эпохи в поле политики. Очевидно, назревает настоятельная необходимость реорганизации политической системы и, в первую очередь, в части построения и организации системы государственного управления. Внедрение современных ИКТ в сферу политического, включая государственное, управления и смещение политических процессов в сетевую информационную среду представляется реальным направлением развития демократических принципов организации политических порядков, перехода к прямой полиархической демократии.
Следует отметить, что сегодня даже в странах, уже вступивших на путь постиндустриального развития, постоянно выражается озабоченность тем, что необходимая реорганизация государства как высшего политического института запаздывает по отношению к начавшейся информационной трансформации экономических и социальных порядков. Такое запаздывание чревато нарастанием негативных тенденций во взаимоотношениях государственной власти и общества.
Из исторического опыта известны два основных пути преодоления нарастающих разногласий между обществом и властью: внутренние революционные преобразования и внешнее силовое воздействие. Постиндустриальный этап развития открывает альтернативный путь решения проблемы приведения взаимоотношений между обществом и государственной властью в соответствие новым социально-экономическим условиям. Новая информационная среда позволяет без революционных взрывов и потрясений поэтапно перераспределить властные полномочия в пользу общества и передать ряд регулирующих функций его политическим, экономическим, социальным и иным самоорганизующимся структурам. Эта среда обеспечивает также возможности эволюционного преодоления консерватизма органов государственной власти в организации своей деятельности и взаимодействий с гражданами и их объединениями.
Однако для того, чтобы реорганизация системы государственного управления, адекватная вызовам информационной эпохи, не осталось бы только декларацией о намерениях, а начала реально воплощаться в жизнь необходимы, во-первых, политическая воля правящей элиты и, во-вторых, практически реализуемая концепция такой реорганизации, учитывающая сложнейшие экономические, социальные, административные и правовые проблемы, возникающие при внедрении новых организационных моделей.
В качестве такой концепции ведущими странами мирового сообщества сегодня предлагается концепция «электронного правительства», суть которой заключается в следующем. Во-первых, вся система органов государственной власти и государственных учреждений, обобщенно называемая правительством, рассматривается как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению. Во-вторых, деятельность правительства должна быть открытой и информационно прозрачной для граждан и правительство должно быть доступно каждому субъекту общества в любой момент времени и из любого места его расположения. В-третьих, для совершенствования и повышения качества оказания услуг населению и повышения эффективности функционирования правительства в его деятельности используется виртуальное пространство или, точнее, его деятельность переносится в современную сетевую информационную среду.
Стратегическая цель электронного правительства – решение всех государственных проблем с позиции защиты прав и в интересах граждан и участие всех граждан в процессе руководства и управления страной. Его практическая задача – трансформация внутренних и внешних взаимоотношений в системе государственного управления на основе использования ИКТ и сетевой инфокоммуникационной инфраструктуры для оптимизации процесса оказания государственных услуг населению, расширения взаимодействий всех граждан с правительством и их участия в его деятельности.
Исходя из сущностных свойств, стратегической цели и практической задачи электронного правительства, его следует рассматривать не только как современное организационно-технологическое построение системы государственного управления, но и, прежде всего, как постиндустриальную философию государственного управления.
Электронное правительство как постиндустриальная философия государственного управления ориентируется на приоритеты общественного, политического и социально-экономического развития общества, в рамках которых должно быть обеспечено: повышение постоянной осведомленности граждан о деятельности органов и иных структур государственной власти всех уровней; доступность государственной информации и ее оперативная доставка до конечных пользователей; поддержка и усиление обратной связи между властью и обществом; непосредственное участие граждан в деятельности системы государственного управления; поддержка политических процессов, направленных на развитие и совершенствование прямой демократии.
Приоритетность реализации электронного правительства как актуальной внутриполитической задачи обусловлена тем, что с одной стороны опережающее развитие новой экономики и начавшаяся информатизация социальных отношений стимулируют необходимость реорганизацию системы государственного управления в наиболее адекватной вызовам информационной эпохи форме электронного правительства, а с другой стороны реализация электронного правительства может стать локомотивом трансформаций всех сфер жизнедеятельности социума в направлении информационного общества.
Формирование электронного правительства представляется основополагающим стратегическим направлением и ключевой задачей государственной власти в лице ее органов и организаций в осуществлении перехода к информационному обществу. Решение этой задачи и может стать реальным практическим вкладом государства как высшего политического института в развитие качественно новой информационной среды. При этом государству следует в первоочередном порядке решить следующие проблемы. Во-первых, сосредоточить свои властно-принудительные, административные возможности и материальные ресурсы на трансформации собственных структур и алгоритмов деятельности на основе их перевода в сетевую информационную среду. Во-вторых, законодательно обеспечить равные и обязательные для всех правила участия бизнес-сообщества в развитии информационной среды на основе свободной и равноправной конкуренции, демонополизации и либерализации рынка информационной и коммуникационной продукции и услуг. В-третьих, создать благоприятные условия, включая необходимую государственную поддержку, научному сообществу, общественным, профессиональным и иным объединениям граждан, социальным институтам для их непосредственного участия как в развитии информационной среды, так и в решении ключевой социальной проблемы постиндустриального этапа развития - адаптации человека к кардинальным изменениям информационной среды.