Политико-финансовые кланы как селекторат в процессах парламентского представительства современной России*
Гаман-Голутвина О.В. (Москва)
Поскольку система представительства является центральным элементом современной демократии, постольку изучение системы парламентаризма, конституирующей представительный элемент режима, имеет стратегически важное значение для понимания существа демократии, процессов ее становления, развития и консолидации. Национальный парламентский корпус вследствие избирательного характера своей легитимации может рассматриваться в качестве важной характеристики современной демократии и ключевого механизма взаимосвязи общества в целом и политического сообщества.
В контексте изучения современного российского парламентаризма значительный интерес представляет опыт европейского парламентаризма, ставший предметом исследования в рамках международного проекта под руководством проф. Г. Беста (Университет Йены, Германия) и М. Котты (Университет Сиены, Италия) "Парламентское представительство в Европе. 1848-2000. Рекрутирование и карьера парламентариев в одиннадцати европейских странах". Исследование процесса эволюции парламентского представительства в европейских странах на протяжении полуторавекового периода позволило выявить содержание, основные параметры и тенденции этого процесса. В частности, исследователи отмечают, что эволюция парламентского представительства в Европе в 1848-2000 г. характеризуется следующей важнейшей тенденцией, определяющей основное содержание этого процесса: в течение исследуемого периода европейские парламенты перешли от позиции ограниченного влияния на процесс легитимации и формирования правительств к позиции определяющего влияния на эти процессы.
Предложенная Бестом и Коттой модель европейского парламентаризма включает четыре системообразующих элемента: кандидаты в депутаты национального парламента (претенденты); селекторат - система групп, осуществляющих отбор кандидатов; конечный потребитель, в качестве которого выступает электорат; формальная структура возможностей парламентского представительства. Ключевым элементом системы рекрутирования парламентского корпуса является селекторат. Социальный и политический облик последнего исторически изменчив: в этом качестве на протяжении XIX-XX вв. выступали аристократия, высшая бюрократия, финансовая олигархия, персональные клики, политические партии и т.п. Различные селектораты отбирают претендентов на вхождение в пул законодателей, на основании существенно различных критериев. Структура и специфика организации селектората является важной характеристикой системы парламентского представительства в целом.
Как отмеченная Бестом и Коттой тенденция европейского парламентаризма реализуется в современной РФ российской почве и каков характер селектората в российских условиях?
Прежде всего, следует отметить, что процесс эволюции парламентского представительства в России последних десятилетий отмечен противоречивыми тенденциями. С одной стороны, политическая демократизация 1980-90-х гг. ознаменована переходом от формального парламентаризма, характерного для советского периода, к обретению парламентом реального политического влияния. И в этом отношении эволюция российского парламентаризма вписывается в main stream эволюции западного парламентаризма в течение последних полутора веков. С другой стороны, несмотря на являющийся неотъемлемым слагаемым проекта демократических преобразований России лозунг повышения роли институтов представительной демократии, десятилетие реформ в России отмечено тенденцией усиления политического влияния исполнительной власти и института президентства на процесс формирования парламента и принимаемые в его стенах решения.
Более того, в настоящее время парламентское представительство не просто играет подчиненную роль - в условиях формирования моноцентричного политического режима в период президентства В. Путина, идея превращения парламента в "приводной ремень" исполнительной власти и института президентства обрела плоть. Сегодня центр управления законотворческим процессом обеих палат парламента находится в администрации Президента РФ.
Влияние Президента и правительства РФ на процессы формирования и функционирования парламента столь велики, что даже периодизация эволюции парламентаризма в течение последнего десятилетия тесно увязана с персональными перестановками на президентском Олимпе. В эволюции парламентского представительства в течение последнего десятилетия можно выделить три этапа. Первые два этапа совпадают с первым и вторым сроками президентства Б. Ельцина (1991-1996; 1996-1999); второй - с периодом президентства В. Путина (2000-2003). При этом от этапа к этапу политическое влияние парламента постепенно снижалось, что нашло отражение в падении его роли как канала рекрутирования элиты.
В самом начале первого этапа именно парламентское представительство играло роль влиятельного канала рекрутирования новой политической элиты. Именно парламентская карьера стала стартовой площадкой для большинства из ельцинских протеже и выдвиженцев, составивших костяк нового политического класса, в том числе исполнительной власти. Важнейшим событием этого периода стал расстрел ВС России в октябре 1993 г. и принятие новой Коснтитуции, представлявшей собой де-факто Конституцию суперпрезидентской республики. В связи с принятием нового Основного закона баланс ветвей власти был нарушен в пользу исполнительной власти и института президентства. Эти шаги существенным образом изменили рекрутинговую функцию парламентского представительства: оно перестало играть роль канала рекрутирования элиты. Не случаен тот факт, что состав российской политической элиты к середине 1990-х гг. стабилизировался, и в начале второго срока президента Б. Ельцина эксперты констатировали, что элитный пул России закрыл двери для новичков.
Назначение В. Путина на пост премьер-министра России летом 1999 г. и последующие выборы в ГД в декабре 1999 г. частично изменили состав депутатского корпуса: новый полководец нуждался в новой армии. Но изменения персонального состава не изменили политической роли парламента и его взаимоотношений с президентской властью. В современной России не парламент формирует исполнительную власть, а парламентарии избираются благодаря патронажу исполнительной власти и администрации Президента РФ. Очевидно, что увязка динамики парламентского представительства с персональными изменениями на президентском Олимпе вряд ли соответствует нормативной модели демократии, зато органично вписывается в концепцию "управляемой демократии". Не случайно эта концепция прочно вошла в понятийный аппарат политических экспертов в качестве характеристики доминирующего влияния исполнительной власти на институты гражданского общества в период президентства В. Путина.
Очевидно, что формирование президентского режима (некоторые эксперты говорят даже о суперпрезидентском режиме) и доминирование исполнительной власти в отношениях с законодателями предстают в качестве закономерного результата сочетания вышеперечисленных факторов. Парламент в современной РФ играет подчиненную роль в сопоставлении с исполнительной властью и институтом президентства как в процессе принятия решений, так и процессах рекрутирования элит.
Однако сведение селектората к структурам исполнительной власти, на наш взгляд, неправомерно. Рассмотрение субъектного поля современной российской политики (административно-политическая бюрократия, политические партии, группы интересов, группы давления и т.д.) показывает, что наибольшим политическим влиянием на процесс принятия решений в целом и на процессы парламентского представительства в частности оказывают образовавшиеся в течение последнего десятилетия структуры, объединяющие представителей политико-административной и экономической элит на основе общности интересов - политико-финансовые кланы. Именно эти образования выступают в качестве селектората.
Многие сущностные характеристики политико-финансовых кланов в качестве селектората определены их генезисом. Институционально современная российская элита - как политико-административная, так и финансовая - сформировалась в процессе трансформации советской партийно-хозяйственной номенклатуры. Структурно этот путь предполагал трансформацию относительно гомогенной бюрократии (номенклатуры) в сообщество дисперсных автономных групп. В период президентства Б. Ельцина номенклатурно организованная элита постепенно превращалась в сообщество самодостаточных политико-финансовых кланов, претендующих на принятие ключевых политических решений. Важнейшей характеристикой этих кланов является слияние власти и собственности в их рамках. Это обстоятельство дает основание для диагноза олигархической природы новых российских элит, организационно оформившихся как политико-финансовые кланы (как известно, ключевым признаком олигархии является слияние власти и собственности). Персональный состав элитных кланов включает высший эшелон административно-политической бюрократии, с одной стороны, и владельцев и высший менеджмент корпоративных структур - с другой. Состав российского правительства, сформированный после президентских выборов 1996 г., стал ярким подтверждением победы "олигархической" модели элиты над "номенклатурной": правительство предстало в качестве сообщества олигофрендов (для справки: олигофренды - друзья олигархов). Таким образом, лето 1996 г. стало звездным часом российского делового класса. Российское государство было приватизировано олигархами. Парадоксальным образом пророчество К. Маркса об отмирании государства сбылось в постсоветской России, а термин "семибанкирщина" вошел в научный оборот.
Тотальная приватизация государственных институтов не оставила президенту В. Путина иного выбора, кроме стремления восстановить субъектность государства. Первый год президентства В. Путина был ознаменован попытками де-приватизации государства и разрыва порочного симбиоза власти и собственности. Не удивительно, что этот период был ознаменован острой борьбой между президентом и привилегированными политико-финансовыми кланами. Несмотря на то, что президенту не удалось в полной мере реализовать свой знаменитый лозунг о недопустимости фаворитизма в отношениях между государством и крупными бизнесом и необходимости "равноудаления" олигархов, соотношение бизнеса и власти в течение первых лет президентства Путина было изменено в пользу последнего. В настоящее время политические позиции государства подвергаются наступлению олигархов. Острый конфликт между командой "питерских чекистов" (термин, определяющий сообщество выходцев из Санкт-Петербурга в структурах федеральной власти) и "Семьей" (как синонимом олигархического пула) во многом есть проекция конфликта между привилегированным бизнесом и государством в политической сфере. Симптомом накопления сил для возвращения на политическую сцену в качестве доминирующего игрока можно рассматривать поглощение "Сибнефти" "Юкосом" весной 2003 г. и формирование крупнейшей в России нефтяной компании, потенциал которой способен стать непререкаемым аргументом в любых политических коллизиях. Так что не исключено, что конфликт "православных чекистов" и олигархов может завершиться в пользу последних.
В рамках политико-финансовой элиты можно выделить три основные силы, реально делегирующих своих представителей в состав национального парламента. Это федеральная исполнительная власть; крупный бизнес и региональные администрации, подчинившие себе местные парламенты. Таким образом, функции селектората в процессах парламентского представительства в современной России выполняет административно-финансовая элита, характер которой определен слиянием власти и собственности, а сам парламент "представляет собой институт не социально-классового или идеологического представительства, а арену столкновения интересов конкурирующих между собой частей политической элиты" 1.
*Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта РГНФ № 03-03-00621а.
1. Пшизова С. Н. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе // Полис. 2000. № 3. С. 15.
Опубликовано: 03.01.06В контексте изучения современного российского парламентаризма значительный интерес представляет опыт европейского парламентаризма, ставший предметом исследования в рамках международного проекта под руководством проф. Г. Беста (Университет Йены, Германия) и М. Котты (Университет Сиены, Италия) "Парламентское представительство в Европе. 1848-2000. Рекрутирование и карьера парламентариев в одиннадцати европейских странах". Исследование процесса эволюции парламентского представительства в европейских странах на протяжении полуторавекового периода позволило выявить содержание, основные параметры и тенденции этого процесса. В частности, исследователи отмечают, что эволюция парламентского представительства в Европе в 1848-2000 г. характеризуется следующей важнейшей тенденцией, определяющей основное содержание этого процесса: в течение исследуемого периода европейские парламенты перешли от позиции ограниченного влияния на процесс легитимации и формирования правительств к позиции определяющего влияния на эти процессы.
Предложенная Бестом и Коттой модель европейского парламентаризма включает четыре системообразующих элемента: кандидаты в депутаты национального парламента (претенденты); селекторат - система групп, осуществляющих отбор кандидатов; конечный потребитель, в качестве которого выступает электорат; формальная структура возможностей парламентского представительства. Ключевым элементом системы рекрутирования парламентского корпуса является селекторат. Социальный и политический облик последнего исторически изменчив: в этом качестве на протяжении XIX-XX вв. выступали аристократия, высшая бюрократия, финансовая олигархия, персональные клики, политические партии и т.п. Различные селектораты отбирают претендентов на вхождение в пул законодателей, на основании существенно различных критериев. Структура и специфика организации селектората является важной характеристикой системы парламентского представительства в целом.
Как отмеченная Бестом и Коттой тенденция европейского парламентаризма реализуется в современной РФ российской почве и каков характер селектората в российских условиях?
Прежде всего, следует отметить, что процесс эволюции парламентского представительства в России последних десятилетий отмечен противоречивыми тенденциями. С одной стороны, политическая демократизация 1980-90-х гг. ознаменована переходом от формального парламентаризма, характерного для советского периода, к обретению парламентом реального политического влияния. И в этом отношении эволюция российского парламентаризма вписывается в main stream эволюции западного парламентаризма в течение последних полутора веков. С другой стороны, несмотря на являющийся неотъемлемым слагаемым проекта демократических преобразований России лозунг повышения роли институтов представительной демократии, десятилетие реформ в России отмечено тенденцией усиления политического влияния исполнительной власти и института президентства на процесс формирования парламента и принимаемые в его стенах решения.
Более того, в настоящее время парламентское представительство не просто играет подчиненную роль - в условиях формирования моноцентричного политического режима в период президентства В. Путина, идея превращения парламента в "приводной ремень" исполнительной власти и института президентства обрела плоть. Сегодня центр управления законотворческим процессом обеих палат парламента находится в администрации Президента РФ.
Влияние Президента и правительства РФ на процессы формирования и функционирования парламента столь велики, что даже периодизация эволюции парламентаризма в течение последнего десятилетия тесно увязана с персональными перестановками на президентском Олимпе. В эволюции парламентского представительства в течение последнего десятилетия можно выделить три этапа. Первые два этапа совпадают с первым и вторым сроками президентства Б. Ельцина (1991-1996; 1996-1999); второй - с периодом президентства В. Путина (2000-2003). При этом от этапа к этапу политическое влияние парламента постепенно снижалось, что нашло отражение в падении его роли как канала рекрутирования элиты.
В самом начале первого этапа именно парламентское представительство играло роль влиятельного канала рекрутирования новой политической элиты. Именно парламентская карьера стала стартовой площадкой для большинства из ельцинских протеже и выдвиженцев, составивших костяк нового политического класса, в том числе исполнительной власти. Важнейшим событием этого периода стал расстрел ВС России в октябре 1993 г. и принятие новой Коснтитуции, представлявшей собой де-факто Конституцию суперпрезидентской республики. В связи с принятием нового Основного закона баланс ветвей власти был нарушен в пользу исполнительной власти и института президентства. Эти шаги существенным образом изменили рекрутинговую функцию парламентского представительства: оно перестало играть роль канала рекрутирования элиты. Не случаен тот факт, что состав российской политической элиты к середине 1990-х гг. стабилизировался, и в начале второго срока президента Б. Ельцина эксперты констатировали, что элитный пул России закрыл двери для новичков.
Назначение В. Путина на пост премьер-министра России летом 1999 г. и последующие выборы в ГД в декабре 1999 г. частично изменили состав депутатского корпуса: новый полководец нуждался в новой армии. Но изменения персонального состава не изменили политической роли парламента и его взаимоотношений с президентской властью. В современной России не парламент формирует исполнительную власть, а парламентарии избираются благодаря патронажу исполнительной власти и администрации Президента РФ. Очевидно, что увязка динамики парламентского представительства с персональными изменениями на президентском Олимпе вряд ли соответствует нормативной модели демократии, зато органично вписывается в концепцию "управляемой демократии". Не случайно эта концепция прочно вошла в понятийный аппарат политических экспертов в качестве характеристики доминирующего влияния исполнительной власти на институты гражданского общества в период президентства В. Путина.
Очевидно, что формирование президентского режима (некоторые эксперты говорят даже о суперпрезидентском режиме) и доминирование исполнительной власти в отношениях с законодателями предстают в качестве закономерного результата сочетания вышеперечисленных факторов. Парламент в современной РФ играет подчиненную роль в сопоставлении с исполнительной властью и институтом президентства как в процессе принятия решений, так и процессах рекрутирования элит.
Однако сведение селектората к структурам исполнительной власти, на наш взгляд, неправомерно. Рассмотрение субъектного поля современной российской политики (административно-политическая бюрократия, политические партии, группы интересов, группы давления и т.д.) показывает, что наибольшим политическим влиянием на процесс принятия решений в целом и на процессы парламентского представительства в частности оказывают образовавшиеся в течение последнего десятилетия структуры, объединяющие представителей политико-административной и экономической элит на основе общности интересов - политико-финансовые кланы. Именно эти образования выступают в качестве селектората.
Многие сущностные характеристики политико-финансовых кланов в качестве селектората определены их генезисом. Институционально современная российская элита - как политико-административная, так и финансовая - сформировалась в процессе трансформации советской партийно-хозяйственной номенклатуры. Структурно этот путь предполагал трансформацию относительно гомогенной бюрократии (номенклатуры) в сообщество дисперсных автономных групп. В период президентства Б. Ельцина номенклатурно организованная элита постепенно превращалась в сообщество самодостаточных политико-финансовых кланов, претендующих на принятие ключевых политических решений. Важнейшей характеристикой этих кланов является слияние власти и собственности в их рамках. Это обстоятельство дает основание для диагноза олигархической природы новых российских элит, организационно оформившихся как политико-финансовые кланы (как известно, ключевым признаком олигархии является слияние власти и собственности). Персональный состав элитных кланов включает высший эшелон административно-политической бюрократии, с одной стороны, и владельцев и высший менеджмент корпоративных структур - с другой. Состав российского правительства, сформированный после президентских выборов 1996 г., стал ярким подтверждением победы "олигархической" модели элиты над "номенклатурной": правительство предстало в качестве сообщества олигофрендов (для справки: олигофренды - друзья олигархов). Таким образом, лето 1996 г. стало звездным часом российского делового класса. Российское государство было приватизировано олигархами. Парадоксальным образом пророчество К. Маркса об отмирании государства сбылось в постсоветской России, а термин "семибанкирщина" вошел в научный оборот.
Тотальная приватизация государственных институтов не оставила президенту В. Путина иного выбора, кроме стремления восстановить субъектность государства. Первый год президентства В. Путина был ознаменован попытками де-приватизации государства и разрыва порочного симбиоза власти и собственности. Не удивительно, что этот период был ознаменован острой борьбой между президентом и привилегированными политико-финансовыми кланами. Несмотря на то, что президенту не удалось в полной мере реализовать свой знаменитый лозунг о недопустимости фаворитизма в отношениях между государством и крупными бизнесом и необходимости "равноудаления" олигархов, соотношение бизнеса и власти в течение первых лет президентства Путина было изменено в пользу последнего. В настоящее время политические позиции государства подвергаются наступлению олигархов. Острый конфликт между командой "питерских чекистов" (термин, определяющий сообщество выходцев из Санкт-Петербурга в структурах федеральной власти) и "Семьей" (как синонимом олигархического пула) во многом есть проекция конфликта между привилегированным бизнесом и государством в политической сфере. Симптомом накопления сил для возвращения на политическую сцену в качестве доминирующего игрока можно рассматривать поглощение "Сибнефти" "Юкосом" весной 2003 г. и формирование крупнейшей в России нефтяной компании, потенциал которой способен стать непререкаемым аргументом в любых политических коллизиях. Так что не исключено, что конфликт "православных чекистов" и олигархов может завершиться в пользу последних.
В рамках политико-финансовой элиты можно выделить три основные силы, реально делегирующих своих представителей в состав национального парламента. Это федеральная исполнительная власть; крупный бизнес и региональные администрации, подчинившие себе местные парламенты. Таким образом, функции селектората в процессах парламентского представительства в современной России выполняет административно-финансовая элита, характер которой определен слиянием власти и собственности, а сам парламент "представляет собой институт не социально-классового или идеологического представительства, а арену столкновения интересов конкурирующих между собой частей политической элиты" 1.
*Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта РГНФ № 03-03-00621а.
1. Пшизова С. Н. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе // Полис. 2000. № 3. С. 15.