Этапы эволюции, состояние и перспективы развития электорального процесса в современной России
Пляйс Я.А. (Москва)
1. Опыт организации и проведения выборов в России в последние годы, как на федеральном так и на региональном уровнях, дал огромный материал, который позволил, с одной стороны, убедиться в правильности основ современного российского избирательного законодательства, а, с другой стороны, побуждал задуматься над его недостатками и слабыми сторонами, которых оказалось немало.
Эти недостатки позволяли активно развиваться всяким серым и черным выборным технологиям, негативно влияли не только на электоральную активность и результативность выборов, но и на веру российских граждан в их справедливость и честность, в целесообразность и необходимость этого демократического института вообще. По этой причине Центризбиркомком РФ настойчиво стремился к тому, чтобы электоральное законодательство стало не только совершеннее, но и всячески препятствовало развитию негативных сторон выборных процессов. «Комплексное, системное изменение выборной системы, отметил в одном из своих интервью председатель ЦИК А.Вешняков, залог нормального проведения избирательных кампаний 20032004 годов». Это «позволит разгрузить выборы от негативных явлений, многих скандалов, возникающих из-за неточности формулировок, закроет некоторые лазейки, откапываемые политтехнологиями, избавит от произвольного толкования некоторых положений избирательного закона» 1.
Изменения в избирательном законодательстве произведены действительно значительные (по словам того же А.Вешнякова радикальные), особенно на общефедеральном уровне. Что же касается законодательства о выборах в регионах и на местах, то оно подвергнется исправлению и дополнению, как предполагается, в 2003 году. На общегосударственном уровне изменения избирательного законодательства основательно затронули как процедуру выбора президента страны, так и выборов депутатов Государственной Думы. До Совета Федерации очередь, судя по всему, также дойдет, но уже в 2003 году, если не позже.
2. Процесс формирования современной избирательной системы зародился в нашей стране еще в советское время, а именно в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. Преодолев несколько сложных этапов, этот процесс привел к формированию основ такой системы, которая (с определенными оговорками) уже может считаться инструментом формирования новых для России демократических органов власти и в некоторой степени даже средством их контроля. Переняв позитивный опыт западных стран в области организации и функционирования избирательных систем, апробировав его на различных уровнях, российская электоральная система развивается и совершенствуется теперь на собственной базе.
3. Обобщая, можно говорить о трех этапах трансформации современной избирательной системы в России.
Первый этап, начавшийся еще в советское время, охватывает 1989 – 1993 гг. и характеризуется применением на практике лишь некоторых элементов демократии. Проявилось это еще во время выборов народных депутатов СССР 26 марта 1989 г., а также в ходе избирательной кампании по выборам народных депутатов РСФСР и местных советов, когда впервые были использованы такие демократические нормы, как: альтернативность; образование предвыборных блоков; расширение круга субъектов, выдвигающих кандидатов в депутаты и т.д.
Второй этап преобразования нашей избирательной системы датируется осенью-зимой 1993 – 1995 годами. Начало этому этапу было положено Указом Президента РФ Б.Н.Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г. На его основании был распущен действующий Верховный Совет и Съезд народных депутатов и назначены выборы нового российского парламента – Федерального Собрания.
Выборы в Государственную Думу нижнюю палату Федерального собрания были назначены этим же указом на 12 декабря 1993 г. Несколько позднее, 11 ноября 1993 г. был издан указ Б.Ельцина о проведении 12 декабря 1993 г. одновременно с выборами в Госдуму также выборов в верхнюю палату парламента Совет Федерации.
В промежутке между этими двумя вехами реформы избирательной системы было принято решение о начале преобразования местного самоуправления. Проводилось оно в соответствии с указом Б.Ельцина от 26 октября 1993 года «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». По этому указу органами местного самоуправления в городах, сельских поселках и других населенных пунктах вместо распускаемых Советов народных депутатов становились выборные и другие органы местного самоуправления собрание представителей (дума, муниципальный комитет и т.п.), глава местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и др.).
Так в России закончилась эра Советской власти и началась эпоха новых органов законодательной власти, избираемых на основе альтернативности и конкурентной борьбы между различными политическими силами.
Хотя наиболее важные решения по реформированию избирательной системы России были приняты осенью 1993 года, этим временем процесс не ограничивается. На самом деле он охватывает примерно два года, начиная с сентября 1993 и заканчивая декабрем 1995 г., когда была избрана вторая Госдума. Но если в самом начале эта система формировалась в соответствии с указами президента Б.Ельцина, изданных осенью 1993 г. (в том числе теми, которые были упомянуты выше), то в последующем уже на основе федеральных законов, принятых в апреле – июне 1995 г. Речь идет о таких законах, как: «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», «О выборах президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», «О референдуме в Российской Федерации».
В основе всех этих законов и, соответственно, в основе избирательной системы лежат следующие конституционные принципы: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свобода предвыборной агитации; равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании и др.
Третий этап трансформации нашей избирательной системы охватывает 2000 – 2003 годы. Его особенности, важнейшей из которых является заметное повышение роли политических партий в электоральном процессе, прямо связаны с политической линией Президента РФ В.В.Путина. Изменения в законодательстве о выборах, осуществленные в 2001 г. и особенно в 2002 г. по его инициативе, настолько существенны, что можно говорить о качественно новом этапе в формировании современной электоральной системы в России. Это наглядно видно как на изменениях, произведенных в законодательстве о выборах президента РФ, так и в законодательстве о выборах депутатов Государственной думы.
3. В законе «О выборах Президента Российской Федерации», вступившего в силу 16 января 2003 г., содержатся важные новации, которые в российском избирательном законодательстве формулируются впервые. Эти новации потребовались для того, чтобы правила выборов главы нашего государства привести в соответствие с двумя ранее принятыми федеральными законами «О политических партиях» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». По новому закону, не вызвавшего каких-либо серьезных возражений у депутатов («за» голосовало 416 депутатов при необходимом минимуме 226 голосов), соискателей президентского поста могут выдвигать партии и блоки как прошедшие в парламент, так и не преодолевшие 5%-ного барьера. При этом первым из них не потребуется собирать подписи в его поддержку (для его регистрации достаточно будет решения партийного съезда), а вторым нужно будет собрать не менее 2 млн. подписей избирателей. При этом число регионов, где они должны быть собраны, увеличивается.
Самовыдвижение в кандидаты на пост президента также возможно, но для этого кандидат-одиночка должен созвать инициативную группу, состоящую из не менее чем 500 человек (по прежнему закону для этого требовалось не менее 100) и собрать в свою поддержку не менее 2 млн. подписей избирателей в не менее чем 40 субъектах РФ (ранее для этого требовался 1 миллион подписей, собранных в 15 субъектах).
Новый закон подробно прописывает также положения, касающиеся финансирования президентских выборов. Кандидат имеет право использовать во время своей избирательной кампании не более 250 млн. рублей (по прежнему закону эта сумма равнялась 30 млн. рублей). По новому закону кандидаты в президенты должны представлять более широкий, чем раньше, перечень сведений о своих доходах и имуществе. Например, к информации о банковских вкладах нужно прилагать и сведения о владении ценными бумагами.
Но в новом законе есть и послабления: теперь кандидат должен будет предоставлять сведения только о своих доходах и доходах супруги, но не на своих детей, как это было раньше.
Новый закон учитывает и ряд новшеств, введенных другими законами о выборах. В частности, снять кандидата с регистрации теперь может только суд, а недостоверные сведения о своих доходах не могут служить поводом для снятия с регистрации.
4. Значительные изменения электорального законодательства коснулись и выборов депутатов Государственной думы. Эти изменения отражены в новом законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации».
Наиболее важной поправкой, вызвавшей немало споров и противоречивых суждений, является поправка о повышении так называемого заградительного барьера с 5% до 7%. Правда, повышенный барьер решено ввести не на выборах 2003 г., а на последующих, т.е. на выборах 2007 года. Решение об этом было принято 25 октября 2002 г. во время второго чтения закона.
Одновременно с введением нового барьера комитет по государственному строительству одобрил ряд других поправок. Суть их в том, чтобы гарантировать прохождение в Думу не менее четырех партий (вместо трех при 5%-м барьере). Это достигается за счет так называемого «плавающего барьера» путем допущения к распределению мандатов других партий в том случае, если возникает угроза монополизации Думы какой-либо одной партией.
Общие выводы.
* Переходное состояние, переживаемое нашей страной, отражается на всех сферах жизни, в том числе на процедуре формирования органов власти и управления. Принципиальное значение в этом деле играет электоральное законодательство, которое в последние годы не раз менялось и, судя по всему, еще не раз будет корректироваться. Главное при этом: не отступать от демократических основ.
* В условиях ускоряющейся глобализации политическая и другие сферы жизни любой страны неизбежно оказываются под ее воздействием. Но в каждой сфере это воздействие своеобразно. Поэтому, перенимая зарубежный опыт, в том числе в организации и функционировании электоральной системы, нельзя вместе с тем игнорировать национальные особенности и специфику переходного периода. Не следует опасаться также поиска собственных оригинальных решений.
1. См. Известия. 25 декабря 2002 г.
Опубликовано: 03.01.06Эти недостатки позволяли активно развиваться всяким серым и черным выборным технологиям, негативно влияли не только на электоральную активность и результативность выборов, но и на веру российских граждан в их справедливость и честность, в целесообразность и необходимость этого демократического института вообще. По этой причине Центризбиркомком РФ настойчиво стремился к тому, чтобы электоральное законодательство стало не только совершеннее, но и всячески препятствовало развитию негативных сторон выборных процессов. «Комплексное, системное изменение выборной системы, отметил в одном из своих интервью председатель ЦИК А.Вешняков, залог нормального проведения избирательных кампаний 20032004 годов». Это «позволит разгрузить выборы от негативных явлений, многих скандалов, возникающих из-за неточности формулировок, закроет некоторые лазейки, откапываемые политтехнологиями, избавит от произвольного толкования некоторых положений избирательного закона» 1.
Изменения в избирательном законодательстве произведены действительно значительные (по словам того же А.Вешнякова радикальные), особенно на общефедеральном уровне. Что же касается законодательства о выборах в регионах и на местах, то оно подвергнется исправлению и дополнению, как предполагается, в 2003 году. На общегосударственном уровне изменения избирательного законодательства основательно затронули как процедуру выбора президента страны, так и выборов депутатов Государственной Думы. До Совета Федерации очередь, судя по всему, также дойдет, но уже в 2003 году, если не позже.
2. Процесс формирования современной избирательной системы зародился в нашей стране еще в советское время, а именно в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. Преодолев несколько сложных этапов, этот процесс привел к формированию основ такой системы, которая (с определенными оговорками) уже может считаться инструментом формирования новых для России демократических органов власти и в некоторой степени даже средством их контроля. Переняв позитивный опыт западных стран в области организации и функционирования избирательных систем, апробировав его на различных уровнях, российская электоральная система развивается и совершенствуется теперь на собственной базе.
3. Обобщая, можно говорить о трех этапах трансформации современной избирательной системы в России.
Первый этап, начавшийся еще в советское время, охватывает 1989 – 1993 гг. и характеризуется применением на практике лишь некоторых элементов демократии. Проявилось это еще во время выборов народных депутатов СССР 26 марта 1989 г., а также в ходе избирательной кампании по выборам народных депутатов РСФСР и местных советов, когда впервые были использованы такие демократические нормы, как: альтернативность; образование предвыборных блоков; расширение круга субъектов, выдвигающих кандидатов в депутаты и т.д.
Второй этап преобразования нашей избирательной системы датируется осенью-зимой 1993 – 1995 годами. Начало этому этапу было положено Указом Президента РФ Б.Н.Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г. На его основании был распущен действующий Верховный Совет и Съезд народных депутатов и назначены выборы нового российского парламента – Федерального Собрания.
Выборы в Государственную Думу нижнюю палату Федерального собрания были назначены этим же указом на 12 декабря 1993 г. Несколько позднее, 11 ноября 1993 г. был издан указ Б.Ельцина о проведении 12 декабря 1993 г. одновременно с выборами в Госдуму также выборов в верхнюю палату парламента Совет Федерации.
В промежутке между этими двумя вехами реформы избирательной системы было принято решение о начале преобразования местного самоуправления. Проводилось оно в соответствии с указом Б.Ельцина от 26 октября 1993 года «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». По этому указу органами местного самоуправления в городах, сельских поселках и других населенных пунктах вместо распускаемых Советов народных депутатов становились выборные и другие органы местного самоуправления собрание представителей (дума, муниципальный комитет и т.п.), глава местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и др.).
Так в России закончилась эра Советской власти и началась эпоха новых органов законодательной власти, избираемых на основе альтернативности и конкурентной борьбы между различными политическими силами.
Хотя наиболее важные решения по реформированию избирательной системы России были приняты осенью 1993 года, этим временем процесс не ограничивается. На самом деле он охватывает примерно два года, начиная с сентября 1993 и заканчивая декабрем 1995 г., когда была избрана вторая Госдума. Но если в самом начале эта система формировалась в соответствии с указами президента Б.Ельцина, изданных осенью 1993 г. (в том числе теми, которые были упомянуты выше), то в последующем уже на основе федеральных законов, принятых в апреле – июне 1995 г. Речь идет о таких законах, как: «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», «О выборах президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», «О референдуме в Российской Федерации».
В основе всех этих законов и, соответственно, в основе избирательной системы лежат следующие конституционные принципы: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свобода предвыборной агитации; равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании и др.
Третий этап трансформации нашей избирательной системы охватывает 2000 – 2003 годы. Его особенности, важнейшей из которых является заметное повышение роли политических партий в электоральном процессе, прямо связаны с политической линией Президента РФ В.В.Путина. Изменения в законодательстве о выборах, осуществленные в 2001 г. и особенно в 2002 г. по его инициативе, настолько существенны, что можно говорить о качественно новом этапе в формировании современной электоральной системы в России. Это наглядно видно как на изменениях, произведенных в законодательстве о выборах президента РФ, так и в законодательстве о выборах депутатов Государственной думы.
3. В законе «О выборах Президента Российской Федерации», вступившего в силу 16 января 2003 г., содержатся важные новации, которые в российском избирательном законодательстве формулируются впервые. Эти новации потребовались для того, чтобы правила выборов главы нашего государства привести в соответствие с двумя ранее принятыми федеральными законами «О политических партиях» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». По новому закону, не вызвавшего каких-либо серьезных возражений у депутатов («за» голосовало 416 депутатов при необходимом минимуме 226 голосов), соискателей президентского поста могут выдвигать партии и блоки как прошедшие в парламент, так и не преодолевшие 5%-ного барьера. При этом первым из них не потребуется собирать подписи в его поддержку (для его регистрации достаточно будет решения партийного съезда), а вторым нужно будет собрать не менее 2 млн. подписей избирателей. При этом число регионов, где они должны быть собраны, увеличивается.
Самовыдвижение в кандидаты на пост президента также возможно, но для этого кандидат-одиночка должен созвать инициативную группу, состоящую из не менее чем 500 человек (по прежнему закону для этого требовалось не менее 100) и собрать в свою поддержку не менее 2 млн. подписей избирателей в не менее чем 40 субъектах РФ (ранее для этого требовался 1 миллион подписей, собранных в 15 субъектах).
Новый закон подробно прописывает также положения, касающиеся финансирования президентских выборов. Кандидат имеет право использовать во время своей избирательной кампании не более 250 млн. рублей (по прежнему закону эта сумма равнялась 30 млн. рублей). По новому закону кандидаты в президенты должны представлять более широкий, чем раньше, перечень сведений о своих доходах и имуществе. Например, к информации о банковских вкладах нужно прилагать и сведения о владении ценными бумагами.
Но в новом законе есть и послабления: теперь кандидат должен будет предоставлять сведения только о своих доходах и доходах супруги, но не на своих детей, как это было раньше.
Новый закон учитывает и ряд новшеств, введенных другими законами о выборах. В частности, снять кандидата с регистрации теперь может только суд, а недостоверные сведения о своих доходах не могут служить поводом для снятия с регистрации.
4. Значительные изменения электорального законодательства коснулись и выборов депутатов Государственной думы. Эти изменения отражены в новом законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации».
Наиболее важной поправкой, вызвавшей немало споров и противоречивых суждений, является поправка о повышении так называемого заградительного барьера с 5% до 7%. Правда, повышенный барьер решено ввести не на выборах 2003 г., а на последующих, т.е. на выборах 2007 года. Решение об этом было принято 25 октября 2002 г. во время второго чтения закона.
Одновременно с введением нового барьера комитет по государственному строительству одобрил ряд других поправок. Суть их в том, чтобы гарантировать прохождение в Думу не менее четырех партий (вместо трех при 5%-м барьере). Это достигается за счет так называемого «плавающего барьера» путем допущения к распределению мандатов других партий в том случае, если возникает угроза монополизации Думы какой-либо одной партией.
Общие выводы.
* Переходное состояние, переживаемое нашей страной, отражается на всех сферах жизни, в том числе на процедуре формирования органов власти и управления. Принципиальное значение в этом деле играет электоральное законодательство, которое в последние годы не раз менялось и, судя по всему, еще не раз будет корректироваться. Главное при этом: не отступать от демократических основ.
* В условиях ускоряющейся глобализации политическая и другие сферы жизни любой страны неизбежно оказываются под ее воздействием. Но в каждой сфере это воздействие своеобразно. Поэтому, перенимая зарубежный опыт, в том числе в организации и функционировании электоральной системы, нельзя вместе с тем игнорировать национальные особенности и специфику переходного периода. Не следует опасаться также поиска собственных оригинальных решений.
1. См. Известия. 25 декабря 2002 г.