Новая публичность: моноцентризм и "режим консультаций"

Зудин А.Ю (Москва)

Моноцентризм: новые «качества» политической системы.
Новый политический режим, сформировавшийся после прихода к власти В. Путина, внешне сохраняет преемственность с политическим режимом Б. Ельцина. Однако возникновение в результате политических преобразований 2000-2003 гг. новой иерархии институтов и игроков привело к тому, что политическая система во многом стала работать по-новому. Это новое состояние политической системы выражается, прежде всего, в утверждении моноцентризма в качестве основополагающего принципа нового политического режима и в маргинализации конфликта.
Новая система власти и влияния максимально замыкается на Кремль. Политическая система преобразуется таким образом, чтобы сделать ее максимально проходимой для инициатив из нового центра. Взаимодействия в политической системе стали менее конфликтными. «Правоцентристское» большинство в Государственной Думе и новый состав Совета Федерации перевели в режим сотрудничества законодательный процесс и взаимоотношения Федерального собрания с Президентом и правительством. Изменение политического статуса элиты бизнеса и региональных лидеров привели к схожим результатам в их взаимоотношениях с правительством и Президентом. Вся совокупность преобразований привела к вытеснению конфликта на периферию системы.
Маргинализация конфликта, снижение политической роли СМИ и перевод информационного освещения в более спокойный режим дали основание говорить об упадке «публичной составляющей» политического процесса.

Становление «режима консультаций»
Но маргинализация конфликта и сопутствующие ему явления – не единственное «новое качество» политической системы. Драматическая история вытеснения двух ведущих «медиа-магнатов» с политического поля заслонила важное свойство нового режима – его повышенную «инклюзивность» в принятии решений по вопросам формирования государственной политики. Моноцентрический режим открыт для широкого круга сил и интересов, которые он активно стремится привлечь к политическому сотрудничеству. Новые игроки включаются в систему принятия решений, а их поведение регламентируется в соответствии с новыми правилами игры.
Можно говорить о становлении нового способа формирования государственной политики - в рамках «режима консультаций». Новый формат подготовки и принятия решений предполагает:
• модификацию механизма принятия решений в системе государственной власти (наибольшее значение имел переход к работе над законопроектами в формате «нулевых чтений»)
• подключение общественных сил к разработке государственной политики.

«Режим консультаций» во взаимоотношениях государства и бизнеса
Институционализация диалога. Первым шагом в становлении «режима консультаций» во взаимоотношениях государства и бизнеса стала институционализация диалога: взаимодействие между участниками было переведено в рамки регулярных консультаций. В федеральном центре воплощением «институционализации» стал Совет по предпринимательству при правительстве РФ, в федеральных округах - консультативно-экспертные советы по предпринимательству при полномочных представителях президента (в Приволжском, Центральном, Уральском, Северо-западном и Дальневосточном ФО). Рамки диалога, предложенные властью, исключали обсуждение проблем распределения и перераспределения собственности и властных полномочий, а также политических перспектив развития страны. Предпринимателям отвели роль экспертов, призванных страховать кабинет от ошибок при проектировании экономической политики. Но в отличие от своих аналогов в период правления Б. Ельцина, новые консультативные органы стали не декоративными, а работающими, хотя и не вполне свободными от традиционных изъянов (отсутствие представительской базы).
«Корпоративизация». Составной частью новых «правил игры», которые стали утверждаться во взаимоотношениях государства и бизнеса после прихода к власти В. Путина, стало повышение политического статуса союзов и ассоциаций. После «возрождения» РСПП осенью 2000 г. можно говорить о движении к «корпоративизации», т. е. подключению союзов предпринимателей во взаимоотношения между государством и бизнесом. В 2001 г. при активном содействии Кремля появились новые корпоративные объединения российского бизнеса - Деловая Россия и Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА). В начале 2002 г. с приходом Е. Примакова резко увеличился политический вес второй ведущей организации российского бизнеса – Торгово-промышленная палата (ТПП).
Новым шагом в становлении «режима консультаций» стали периодические встречи членов бюро РСПП с Президентом, которые начали проводиться с начала 2001 г.: диалог был поднят на более высокий иерархический уровень и приобрел представительскую основу. «Внутренняя реформа» закрепила переориентацию РСПП на представительство и продвижение интересов бизнеса в органах государственной власти в формате «согласований» и «консультаций», а не политических акций публичного характера. Внутри РСПП на передний план выдвинулись тематические рабочие группы (общая численность – более десяти), каждая из которых возглавляется членом бюро из числа ведущих предпринимателей.
Рабочие группы обеспечивают подключение элиты бизнеса к формированию государственной политики. Их главная задача – разработка «консенсусных» предложений по конкретным участкам государственной политики. Тематика рабочих групп охватывает практически все наиболее важные области государственной политики: налоговая реформа и либерализация валютного законодательства, трудовое законодательство, реформа МПС, реформа РАО ЕЭС, пенсионная реформа, судебная реформа, банковская реформа, вступление России в ВТО, проблемы малого и среднего бизнеса, промышленная политика. В феврале 2003 г., после очередной встречи с Президентом, была создана рабочая группа по административной реформе.
Опубликовано: 04.01.06