Региональные проблемы российской безопасности

Юрченко В.М. (Краснодар)

Понимая под национальной безопасностью защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, особое внимание хотелось бы обратить на социальное измерение национальной безопасности, которое, по мнению европейских политологов, приобретает все большее значение. Как отмечает М. Рыхтик, – «для современного общества безопасность становится всеобъемлющим понятием, ибо охватывает самые острые процессы, захватывающие каждого человека: от угрозы стать жертвой террористической атаки до отключения электроэнергии в домах и на объектах, способных нарушить нормальный ритм жизни» 1.
В Кубанском государственном университете создана междисциплинарная научно-исследовательская лаборатория, которая приступила к определению шкалы угроз и вызовов безопасности России, в первую очередь, на региональном уровне, поиску внутренних факторов и ресурсов для поддержания безопасности и стабильности развития общества, урегулирования возникающих конфликтов, к разработке рекомендаций органам государственной власти и управления Южного федерального округа.
Одной из первоочередных проблем, оказывающих влияние на процесс государственного строительства в России и поиск ориентиров обеспечения национальной безопасности, является проблема укрепления вертикали исполнительной власти в стране, эффективное распределение полномочий между центром и регионами. Решение этой проблемы позволит укрепить государственную власть в целом, а также построить региональную подсистему обеспечения национальной безопасности.
По утверждению А.А. Балабанова, именно с образованием федеральных округов в России появилась реальная возможность активизировать ослабленные межрегиональные и межотраслевые связи, инициировать пробуждение гражданской активности населения, укрепить авторитет государственной власти в противовес барству местных элит. На очереди формирование единого информационного и образовательного пространства страны, значение которых трудно переоценить, поскольку мы подходим вплотную к задаче кристаллизации национальной идеологии или национальной идеи, основывающейся на духовности и патриотизме народа 2. Найдена удачная схема влияния центра на развитие регионов, поскольку прежняя непродуктивная система «центр – субъекты федерации», реально угрожала территориальной целостности страны.
Приоритетом комплексной программы обеспечения безопасности федерального округа должна быть действенная координация всех находящихся в округе сил и средств национальной безопасности: органов государственной власти субъектов Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных институтов, социально активных граждан. Практика проводимой административной реформы показала, что на уровне федерального округа «весьма эффективно можно решать задачи экономической, социально-политической, информационной и экономической безопасности» 3.
Говоря об оптимальном соотношении компетенции центра и регионов, как точке политического равновесия, можно сделать вывод, что расположение этой точки зависит от обстоятельств. Поэтому она время от времени сдвигается. Отсюда необходимость гибкого подхода к конституционным нормам при принятии политических решений, рассчитанных на краткосрочную и среднесрочную перспективу. В конечном итоге он может оказаться и долгосрочной стратегий, гарантирующей стабильность системы 4.
К числу ключевых задач полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах была отнесена задача анализа обеспечения национальной безопасности, состояния политической, социальной и экономической ситуации в округе и внесение соответствующих предложений.
«Полипредметность» и единство национальной безопасности в исторически определенной совокупности конкретных условий, – по мнению ряда авторов, – «вызывают насущную необходимость правовой фиксации самой угрозы, параметров и процедур реагирования на нее, а также разграничение компетенции органов государственной власти, обеспечивающих национальную безопасность» 5.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации в новой редакции, утвержденная Президентом России, является целеполагающей основой деятельности всех государственных и общественных структур в этой области.
Говоря о правовой фиксации угрозы национальной безопасности, следует выделить несоответствие ряда законов субъектов РФ Конституции страны. К моменту создания института полномочных представителей Президента примерно каждый пятый закон субъектов Федерации содержал позиции, противоречащие общероссийскому законодательству.
Теперь, когда федеральные округа существуют более двух лет, исследователи констатируют, что почти все законы субъектов РФ, противоречившие федеральному законодательству в 2002 году, приведены в соответствие с федеральным законодательством. Часть проблемы решена. Но в то же время принят ряд региональных законов, вновь входящих в противоречия с федеральным.
При разработке идеологии национальной безопасности России показательными выступают ориентации на «духовно-нравственный комплекс консерватизма: приоритет национальных интересов, государство, вера, семья, нравственность, совесть (это по Достоевскому, «национальная доминанта России»), социальная ответственность индивида, духовность, служение (служба).
О последнем следует сказать особо. Кому в наши дни будут резать слух призывы служения науке, Богу, культуре, просвещению? Так ли уж выпадают из смыслового ряда призывы служить России, народу, государству?
Такое отношение не кануло в лету: сегодня по последним опросам, не менее четверти населения готово принять именно консервативные ценности (что несколько больше сторонников социалистических ориентаций и впятеро больше, чем либеральных)» 6.
Следует отметить, что взгляд на федеральные округа как на важное звено в системе государственного управления и обеспечения национальной безопасности разделяют далеко не все. Его противники апеллируют к тому, что подобные структуры не могут эффективно работать, поскольку их место в системе государственной власти и управления не обозначено конституционно. Но эти проблемы могут быть разрешены на базе действующего законодательства и его частичных корректировок.
Система федеральных органов власти должна обрести внутреннее правовое единство.

1. См. Рыхтик М. Эволюция понятия «безопасность»: от «жестких угроз» до «мягких вызовов» // Современные проблемы мировой политики, безопасность, конфликты и их анализ. М., 2002, с. 90-91.
2. См. Балабанов А.А. О влиянии проблем региональной политики России на состояние и перспективы внутренней безопасности страны // Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке. М., 2001, с. 34.
3. Балабанов А.А. Указ. соч., с. 36.
4. См. Уильямс Г. Соотношение властных функций центрального и регионального правительств // Полития. Анализ. Хроника. Прогноз. 2002, с. 38.
5. Кочетков А., Мехед. Н. Современная Россия: ключевые проблемы безопасности // Власть, 2002, № 10, с. 12.
6. Коваленко В.И., Пролубников А.В. Россия за Россию: перспективы XXI века // Вестник Московского университета. Серия 12, 2003, № 1. С. 50–51.
Опубликовано: 20.01.06