Методические особенности подготовки политологов по дисциплине «Политический инжиниринг»
Щербинин А.И. (Томск)
Данный вопрос следует обсудить уже по причине невозможности устраниться от того факта, что политолог - это конечный продукт политико-образовательного процесса, и поэтому должен быть наиболее полно подготовлен к анализу, интерпретации и преобразованию политической реальности. И сегодня, когда некоторые из наших коллег говорят о «возвышенной» политической теории и «низкой» сфере политтехнологий, я в этом усматриваю определенное лукавство хотя бы потому, что сейчас уже мало кто верит, что политиков «приносят аисты». Во-первых, если к этой политике, теория не имеет отношения, то эта теория, в конечном счете, мало чего стоит. Более того, тщательная работа в области политического инжиниринга исключает необходимость прибегать к «грязным» технологиям. Во-вторых, сама наша подготовка политологов либо не обрела смысла, либо утратила его уже на начальном этапе становления национальной школы политической науки и политической подготовки профессионалов, в частности. В-третьих, мы ведь ведем речь о «политическом инжиниринге», а право на его существование в вузовской подготовке можно доказать только практическими примерами.
Понятие «подготовка» рассматривается как действие или процесс по достижению готовности. В нашем случае речь идет о готовности специалиста-политолога, обладающего определенной системой знаний и навыков. С учетом того, что государственный образовательный стандарт по специальности «политология» включает требования «владеть методикой и техникой эмпирических политических исследований, уметь применять эти знания для решения теоретических и прикладных задач», а на рынке специалистов-политологов востребованы политконсультанты и политтехнологи, задача по подготовке приобретает характер соответствия выпускников реальному политическому процессу. И как от всякой науки от политологии требуют практического применения, своеобразного «возврата» научных наработок в ту среду, которая стала для нее объектом изучения.
«Политический инжиниринг» - субдисциплина в сфере прикладной политологии, которая отражает важное направление в политической жизни общества и свидетельствует о функциональном подходе к современной эпохе. В настоящее время технологический подход к политике обусловлен демократическими процессами, ротацией политических элит и их жесткой конкуренцией. Политический инжиниринг дает возможность политологу участвовать в политическом процессе на основе целеполагания, рационализации и операционализации управляемых политических событий и результатов. Поэтому выпускники отделения политологии должны владеть знаниями и умениями конструировать дизайн политической ситуации, давать рекомендации для практической работы в области политических технологий.
В преподавании этой дисциплины важна не только содержательная, но и методическая сторона проблемы. В содержательном плане существенным является предметное различение «политических технологий» и «политического инжиниринга». Уровнем политического инжиниринга является область, следующая за деятельностью по сбору и анализу данных о политической реальности и конструированием этой реальности на уровне политической организации (policy making). В сфере политического инжиниринга политолог, в сущности, выстраивает по своему замыслу «большую» политику, т.е. выходящую за пределы теоретических моделей, академических дискуссий, партийных программ и даже практической (но внутренней) деятельности выборных штабов и партий.
В данной области особо необходимо овладевать навыками потому, что скоротечность политических процессов, определяемых «короткими стрелами времени», не оставляет возможности для фундаментальной проработки всех деталей ситуации. В этом случае на помощь приходит шаблон, и нередко опытные специалисты имеют «кейсы» со сценариями. Помимо этого, чтобы политтехнологу не превратиться в «генерала прошедшей войны», надо особое внимание уделять нюансам. Однако задача подготовки не сводима только к формированию навыков. Они должны опираться на общепрофессиональное и предметное знание.
В данной связи предлагается циклическая методика подготовки. Суть ее заключается в том, что курс разбивается на блоки. Вначале вычитываются проблемы, носящие методологический характер или охватывающие наиболее востребованные области применения политического инжиниринга. Это соответственно темы: предмет «политический инжиниринг»; политическая ситуация и технологические возможности воздействия на политический процесс; политический риск и его оценка, политическое решение; технология ведения политических переговоров; PR-технологии и СМИ; политическая речь и спичрайтерство; технология лоббизма. Далее идет большая тема, связанная с наиболее распространенной областью применения политического инжиниринга - «Политический консалтинг и инжиниринг в ходе избирательной кампании», в ходе изучения которой студенты в форме case-study’s получают представление о комплексе мер в условиях конкретных ситуаций реального избирательного процесса. Это следующие темы: Роль консультанта в создании штаба кандидата; создание модели избирательной кампании; создание плана-графика избирательной кампании; PR-кампания во время выборов. Данный блок сопровождается изучением материалов по хрестоматии, где генерализированы технологии решения конкретных задач выборной кампании. Таким образом, студентам предоставляется возможность рассмотрения альтернативных подходов к задачам.
Завершает курс деловая игра «Штаб во время выборов», где дидактической задачей является применение в имитационно-ролевой игре знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения предыдущих тем. Одновременно в ней формируются навыки командной работы. Формой итогового контроля является экзамен, проводимый в форме теста. Совокупными частями оценки являются также посещение занятий, поскольку это не тот предмет, который можно усвоить «по самоучителю» и групповая оценка, полученная в ходе деловой игры.В целом такой подход позволяет будущему специалисту преодолеть барьер онтологического «книжного» знания о политике и приблизиться к динамичной политической реальности.
Опубликовано: 20.01.06Понятие «подготовка» рассматривается как действие или процесс по достижению готовности. В нашем случае речь идет о готовности специалиста-политолога, обладающего определенной системой знаний и навыков. С учетом того, что государственный образовательный стандарт по специальности «политология» включает требования «владеть методикой и техникой эмпирических политических исследований, уметь применять эти знания для решения теоретических и прикладных задач», а на рынке специалистов-политологов востребованы политконсультанты и политтехнологи, задача по подготовке приобретает характер соответствия выпускников реальному политическому процессу. И как от всякой науки от политологии требуют практического применения, своеобразного «возврата» научных наработок в ту среду, которая стала для нее объектом изучения.
«Политический инжиниринг» - субдисциплина в сфере прикладной политологии, которая отражает важное направление в политической жизни общества и свидетельствует о функциональном подходе к современной эпохе. В настоящее время технологический подход к политике обусловлен демократическими процессами, ротацией политических элит и их жесткой конкуренцией. Политический инжиниринг дает возможность политологу участвовать в политическом процессе на основе целеполагания, рационализации и операционализации управляемых политических событий и результатов. Поэтому выпускники отделения политологии должны владеть знаниями и умениями конструировать дизайн политической ситуации, давать рекомендации для практической работы в области политических технологий.
В преподавании этой дисциплины важна не только содержательная, но и методическая сторона проблемы. В содержательном плане существенным является предметное различение «политических технологий» и «политического инжиниринга». Уровнем политического инжиниринга является область, следующая за деятельностью по сбору и анализу данных о политической реальности и конструированием этой реальности на уровне политической организации (policy making). В сфере политического инжиниринга политолог, в сущности, выстраивает по своему замыслу «большую» политику, т.е. выходящую за пределы теоретических моделей, академических дискуссий, партийных программ и даже практической (но внутренней) деятельности выборных штабов и партий.
В данной области особо необходимо овладевать навыками потому, что скоротечность политических процессов, определяемых «короткими стрелами времени», не оставляет возможности для фундаментальной проработки всех деталей ситуации. В этом случае на помощь приходит шаблон, и нередко опытные специалисты имеют «кейсы» со сценариями. Помимо этого, чтобы политтехнологу не превратиться в «генерала прошедшей войны», надо особое внимание уделять нюансам. Однако задача подготовки не сводима только к формированию навыков. Они должны опираться на общепрофессиональное и предметное знание.
В данной связи предлагается циклическая методика подготовки. Суть ее заключается в том, что курс разбивается на блоки. Вначале вычитываются проблемы, носящие методологический характер или охватывающие наиболее востребованные области применения политического инжиниринга. Это соответственно темы: предмет «политический инжиниринг»; политическая ситуация и технологические возможности воздействия на политический процесс; политический риск и его оценка, политическое решение; технология ведения политических переговоров; PR-технологии и СМИ; политическая речь и спичрайтерство; технология лоббизма. Далее идет большая тема, связанная с наиболее распространенной областью применения политического инжиниринга - «Политический консалтинг и инжиниринг в ходе избирательной кампании», в ходе изучения которой студенты в форме case-study’s получают представление о комплексе мер в условиях конкретных ситуаций реального избирательного процесса. Это следующие темы: Роль консультанта в создании штаба кандидата; создание модели избирательной кампании; создание плана-графика избирательной кампании; PR-кампания во время выборов. Данный блок сопровождается изучением материалов по хрестоматии, где генерализированы технологии решения конкретных задач выборной кампании. Таким образом, студентам предоставляется возможность рассмотрения альтернативных подходов к задачам.
Завершает курс деловая игра «Штаб во время выборов», где дидактической задачей является применение в имитационно-ролевой игре знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения предыдущих тем. Одновременно в ней формируются навыки командной работы. Формой итогового контроля является экзамен, проводимый в форме теста. Совокупными частями оценки являются также посещение занятий, поскольку это не тот предмет, который можно усвоить «по самоучителю» и групповая оценка, полученная в ходе деловой игры.В целом такой подход позволяет будущему специалисту преодолеть барьер онтологического «книжного» знания о политике и приблизиться к динамичной политической реальности.