Идейно-философские основания русского либерализма
Рогочая Г.П. (Краснодар)
Проблема развития либеральных идей в России в настоящее время представляет особую актуальность в связи с происходящими в обществе процессами, одним из направлений которых является демократизация общественной жизни. Попытка форсированным образом внедрить демократию, минуя длительный период либерализации общественной жизни, показала как теоретическую, так и практическую свою несостоятельность.
Для понимания современных проблем российского общества и выработки направления его дальнейшего развития необходимо учитывать исторический опыт развития либеральных идей как в России, так и на Западе, исходя из понимания того, что русский либерализм является органической составной частью всего либерального течения.
Приобщение России к либеральным ценностям происходило совершенно в иной, отличной от Запада социально-исторической обстановке, что во многом обусловило специфику русского либерализма. Развитие либеральных идей на Западе позволило сформулировать наиболее существенные концептуальные основы либерализма как течения общественно-политической философской мысли, которое оказало существенное влияние на формирование либеральных идей в России. Это влияние в разные периоды российской истории носило неоднозначный характер.
Освоение идей либерализма в России началось значительно позже, чем на Западе, оно носило противоречивый характер. Эти противоречия обуславливались особой ролью власти, которую она играла в политической и общественной жизни страны, отсутствием гражданского общества, слабостью правосознания. Эти обстоятельства повлияли и на формирования проблематики русского либерализма. Проблемы "освобождения лица" и "упорядочения власти", взаимодействие личного, государственного и общественного элементов в русском историческом процессе, являлись той проблематикой, через которую преломлялись либеральные идеи в России.
Для того чтобы лучше понять исторические корни русского либерализма, необходимо в широких хронологических рамках проанализировать основные стадии формирования системы ценностей русского либерализма, а это почти два века российской истории.
Преломляясь через национальную специфику либерализм сформировал свои сущностные характеристики. Это, прежде всего, примат теории над практикой. Россия рубежа 19-20 веков дала миру целую плеяду либеральных мыслителей, но либерализм так и не стал сколь либо влиятельным политическим фактором. Интеллектуальный аристократизм русского либерализма во многом определил его общественную позицию, желание соблюсти статус «кво», дистанцироваться от власти, но вместе с тем использовать только государственные каналы при реализации своих проектов. Эти парадоксы свойственны, в какой-то степени, и части нынешних либералов.
С середины Х1Х в. можно говорить уже не о национальном своеобразии восприятия философии западноевропейского либерализма, а о создании собственной концептуальной основы. С этого времени и вплоть до первой четверти XX в. в либеральной политико-философской мысли России были представлены два основных направления консервативного и социального либерализма. В рамках либеральных подходов каждая из этих форм создавала свой проект социально-политического развития. Изучение теоретического наследия русского либерализма показывает, что эти взгляды взаимодействовали между собой и являлись способом адаптации либеральных идей в изменяющейся реальности.
Консервативный либерализм развивался в условиях пореформенной России и имел свои сущностные характеристики. Они выражались в синтезе основных идей классического либерализма и консерватизма. Консервативный либерализм интегрировал в одну ценностную систему идею прав и свобод личности, эволюционный подход к изменению общественных отношений, а так же идею сильной государственной власти, приемственность религиозно-нравственных ценностей, идею порядка. В консервативном либерализме равнозначными признавались как ценности индивида, так и ценности общества в целом. В рамках консервативного либерализма обозначился отход от трактовки общества как взаимодействия частных интересов и целей. Произошло осознание необходимости взаимопроникновения гражданского общества и государства, которое может быть осуществлено на основе представительного правления.
Социальный либерализм появился в России на рубеже веков. Его теоретическое оформление явилось попыткой синтезировать ценности классического либерализма и социальные программы демократического социализма столь притягательного в начале 20 века. Будучи сторонником эволюционных воззрений на развитие общества и реформирование власти, социальный либерализм придерживался понимания единства духовного развития личности с прогрессом "внешних форм" общежития. Вместе с тем он внес дополнительные положения о необходимости защиты социальных прав личности и расширения политической сферы государственного вмешательства.
Итоги обсуждения этих проблем свидетельствуют, что русский либерализм в ходе эволюции оказался способен интегрировать, с одной стороны, заимствованные и критически переработанные западные идеи, прежде всего опыт конституционализма и парламентаризма и совместить с ними традиционные национальные идеи.
Комплексный анализ этих направлений, чрезвычайно важен в контексте сегодняшнего спора о том, какой либерализм наиболее адекватен нынешней ситуации. Неудачи радикальной либерализации сказались на разочаровании общества в либеральных идеях. Но вместе с тем, в последние несколько лет наметилось направление поиска новой идентичности русского либерализма.
Анализ литературы и различного рода документов, имеющих отношение к современному либерализму в России, позволяет сделать вывод о том, что в стране формируется консервативно-либеральное движение, опирающееся на множество разрозненных тенденций, ориентированных в этом направлении. Критерием консервативного либерализма является стремление к поиску национальных истоков либерализма или его предпосылок, реальных сил, которые могли бы формировать экономические предпосылки для развития экономической инициативы, конструктивной хозяйственной деятельности, стимулировать активизацию демократических ценностей, ответственности людей за решение сложных проблем и т.д.
Либералы-консерваторы склонны полагать, что в России, где все значимые проблемы решались через государство, посредством государства, быстрый отказ от его функций невозможен.
С таким подходом тесно связано и отношение к зарубежному опыту. Консервативно-либеральная позиция состоит в избирательном отношении к опыту западных обществ, использованию лишь того, что отвечает органически сложившимся потребностям страны. Если попытаться более четко сформулировать специфику либерально-консервативного течения, то следует признать, что она заключается в стремлении воплотить либеральные идеи через обращение к традиционным массовым ценностям, часть из которых была сформирована в советском прошлом. Такими укорененными в массовом сознании ценностями являются ценности социального либерализма с его идеей экономических гарантий прав и свобод гражданина со стороны государства; идеей взаимных прав и обязанностей между гражданином и государством, когда каждое лицо имеет право требовать от государства минимума социальных благ (получения образования, медицинской помощи, пенсий, пособий и т. д.). А государство обязано гарантировать реализацию этого права не только на уровне общества в целом, но и на уровне конкретной личности.
Возможен ли синтез этих двух направлений отечественного либерализма в. современных условиях? Каковы перспективы либерализма в современной России? Ответы на эти и многие другие вопросы могут быть даны через обращение к теоретическому и духовному наследию русского либерализма.
Опубликовано: 20.01.06Для понимания современных проблем российского общества и выработки направления его дальнейшего развития необходимо учитывать исторический опыт развития либеральных идей как в России, так и на Западе, исходя из понимания того, что русский либерализм является органической составной частью всего либерального течения.
Приобщение России к либеральным ценностям происходило совершенно в иной, отличной от Запада социально-исторической обстановке, что во многом обусловило специфику русского либерализма. Развитие либеральных идей на Западе позволило сформулировать наиболее существенные концептуальные основы либерализма как течения общественно-политической философской мысли, которое оказало существенное влияние на формирование либеральных идей в России. Это влияние в разные периоды российской истории носило неоднозначный характер.
Освоение идей либерализма в России началось значительно позже, чем на Западе, оно носило противоречивый характер. Эти противоречия обуславливались особой ролью власти, которую она играла в политической и общественной жизни страны, отсутствием гражданского общества, слабостью правосознания. Эти обстоятельства повлияли и на формирования проблематики русского либерализма. Проблемы "освобождения лица" и "упорядочения власти", взаимодействие личного, государственного и общественного элементов в русском историческом процессе, являлись той проблематикой, через которую преломлялись либеральные идеи в России.
Для того чтобы лучше понять исторические корни русского либерализма, необходимо в широких хронологических рамках проанализировать основные стадии формирования системы ценностей русского либерализма, а это почти два века российской истории.
Преломляясь через национальную специфику либерализм сформировал свои сущностные характеристики. Это, прежде всего, примат теории над практикой. Россия рубежа 19-20 веков дала миру целую плеяду либеральных мыслителей, но либерализм так и не стал сколь либо влиятельным политическим фактором. Интеллектуальный аристократизм русского либерализма во многом определил его общественную позицию, желание соблюсти статус «кво», дистанцироваться от власти, но вместе с тем использовать только государственные каналы при реализации своих проектов. Эти парадоксы свойственны, в какой-то степени, и части нынешних либералов.
С середины Х1Х в. можно говорить уже не о национальном своеобразии восприятия философии западноевропейского либерализма, а о создании собственной концептуальной основы. С этого времени и вплоть до первой четверти XX в. в либеральной политико-философской мысли России были представлены два основных направления консервативного и социального либерализма. В рамках либеральных подходов каждая из этих форм создавала свой проект социально-политического развития. Изучение теоретического наследия русского либерализма показывает, что эти взгляды взаимодействовали между собой и являлись способом адаптации либеральных идей в изменяющейся реальности.
Консервативный либерализм развивался в условиях пореформенной России и имел свои сущностные характеристики. Они выражались в синтезе основных идей классического либерализма и консерватизма. Консервативный либерализм интегрировал в одну ценностную систему идею прав и свобод личности, эволюционный подход к изменению общественных отношений, а так же идею сильной государственной власти, приемственность религиозно-нравственных ценностей, идею порядка. В консервативном либерализме равнозначными признавались как ценности индивида, так и ценности общества в целом. В рамках консервативного либерализма обозначился отход от трактовки общества как взаимодействия частных интересов и целей. Произошло осознание необходимости взаимопроникновения гражданского общества и государства, которое может быть осуществлено на основе представительного правления.
Социальный либерализм появился в России на рубеже веков. Его теоретическое оформление явилось попыткой синтезировать ценности классического либерализма и социальные программы демократического социализма столь притягательного в начале 20 века. Будучи сторонником эволюционных воззрений на развитие общества и реформирование власти, социальный либерализм придерживался понимания единства духовного развития личности с прогрессом "внешних форм" общежития. Вместе с тем он внес дополнительные положения о необходимости защиты социальных прав личности и расширения политической сферы государственного вмешательства.
Итоги обсуждения этих проблем свидетельствуют, что русский либерализм в ходе эволюции оказался способен интегрировать, с одной стороны, заимствованные и критически переработанные западные идеи, прежде всего опыт конституционализма и парламентаризма и совместить с ними традиционные национальные идеи.
Комплексный анализ этих направлений, чрезвычайно важен в контексте сегодняшнего спора о том, какой либерализм наиболее адекватен нынешней ситуации. Неудачи радикальной либерализации сказались на разочаровании общества в либеральных идеях. Но вместе с тем, в последние несколько лет наметилось направление поиска новой идентичности русского либерализма.
Анализ литературы и различного рода документов, имеющих отношение к современному либерализму в России, позволяет сделать вывод о том, что в стране формируется консервативно-либеральное движение, опирающееся на множество разрозненных тенденций, ориентированных в этом направлении. Критерием консервативного либерализма является стремление к поиску национальных истоков либерализма или его предпосылок, реальных сил, которые могли бы формировать экономические предпосылки для развития экономической инициативы, конструктивной хозяйственной деятельности, стимулировать активизацию демократических ценностей, ответственности людей за решение сложных проблем и т.д.
Либералы-консерваторы склонны полагать, что в России, где все значимые проблемы решались через государство, посредством государства, быстрый отказ от его функций невозможен.
С таким подходом тесно связано и отношение к зарубежному опыту. Консервативно-либеральная позиция состоит в избирательном отношении к опыту западных обществ, использованию лишь того, что отвечает органически сложившимся потребностям страны. Если попытаться более четко сформулировать специфику либерально-консервативного течения, то следует признать, что она заключается в стремлении воплотить либеральные идеи через обращение к традиционным массовым ценностям, часть из которых была сформирована в советском прошлом. Такими укорененными в массовом сознании ценностями являются ценности социального либерализма с его идеей экономических гарантий прав и свобод гражданина со стороны государства; идеей взаимных прав и обязанностей между гражданином и государством, когда каждое лицо имеет право требовать от государства минимума социальных благ (получения образования, медицинской помощи, пенсий, пособий и т. д.). А государство обязано гарантировать реализацию этого права не только на уровне общества в целом, но и на уровне конкретной личности.
Возможен ли синтез этих двух направлений отечественного либерализма в. современных условиях? Каковы перспективы либерализма в современной России? Ответы на эти и многие другие вопросы могут быть даны через обращение к теоретическому и духовному наследию русского либерализма.