Толерантность как основной принцип взаимодействия в современном российском обществе
Удашова О.А. (Москва)
Сегодня, как никогда ранее, стало важным понимание, что необходимо научиться жить в рамках новой культуры - культуры согласия и терпимости, что является фундаментом демократического общества и представляется основополагающим в становлении этики объединенного человечества.
Стало ли наше общество более толерантным в демократических условиях? Вот вопрос, который я хотела бы затронуть.
Проблема посткоммунистической России - состоит в построении нового, а также в примирении разного во имя благополучия единого, что всегда предполагает вынужденную толерантность. Разные религии, разные этносы, разные национальные культуры, разные языки, разные институты, разный уровень политической культуры дает нам весьма широкий спектр воззрений, восприятий, мнений.
Часто понятие "толерантность" определяется как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, т. е. в основе термина - согласие воспринять нечто даже в том случае, если это нечто противоречит собственным мировоззренческим установкам. Таким образом, одной из предпосылок толерантного поведения является существование конфликта и сознательное принятие его. Толерантность есть выражение признания того, что предел своей свободы есть начало пространства свободы других. А любое ограничение или отрицание свободы других является актом насилия, создающим противоречие, питающее круг насилия в обществе. Цель толерантности - установление консенсуса в постоянно возникающих социальных конфликтах в условиях современного мультикультурализма.
Современное состояние российского общества предполагает толерантность в деятельности - политической и социально-культурной, которая проявляется через конкретные взаимоотношения между личностью, социальными группами, всем обществом и властью. Хотелось бы выделить несколько аспектов.
Социокультурный аспект. У нас на протяжении многих веков развивались традиции имперского мышления, культура неограниченной власти и безграничного рабства. В посткоммунистической России еще свежи следы тоталитаризма, которые до сих пор воздействуют на ментальность и сознание людей. С одной стороны деспотия породила бесконечное терпение раба, подневольного человека, а с другой - страсть к свободе, социальному и умственному раскрепощению, классовой нетерпимости. Так патерналистический характер сознания и ценностей россиян оказался несовместимым с рыночным типом хозяйствования, так социокультурные традиции прошлого, сочетаясь с современными принципами рыночного мышления, породили бесконечный произвол и презрения к закону. Таким образом, ментальная толерантность провоцируется самой жизнью.
Социально-правовой аспект. Толерантность и система либеральных ценностей воспринимается массовым сознанием россиян с большим трудом и недоверием. Так, например, по данным исследования ученых Российского независимого института социальных и национальных проблем, отношение москвичей к закону вообще и нынешней власти в частности можно охарактеризовать как правовой нигилизм. Тех, кто сегодня готов соблюдать даже устаревшие законы, насчитывается 34,5%. Подавляющая часть опрошенных - 70,8% (при 58,7% в среднем по России) не считала обязательным подчинение вышестоящему руководству в случае, если они с ним не согласны. Это обусловлено нарушением важнейших прав граждан, а также нарушение общественного правопорядка. И этому реальная практика дает достаточно оснований. Нарушаются насущные, социально-экономические права граждан: право на труд, образование, жилье. Россияне испытывают негативные последствия непродуманных политических и экономических решений. Углубление социальной и имущественной дифференциации ведет к росту нетерпимости внутри социальной структуры нашего общества. С одной стороны: почти половина российского общества резко отрицательно реагирует на обогащение "новых русских", требуя экспроприации неправедно нажитого ими богатства. А с другой стороны: нетерпимость принимает форму исключения из общественной и политической жизни социально наименее защищенных групп. А в "Декларация принципов толерантности" говорит, что "Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка." Таким образом, российское общество ориентированно на общество равных возможностей и нежелание жить в условиях имущественного расслоения.
Этнокультурный аспект. Наверное, нет особой необходимости говорить о важности проблемы межнациональных отношений в современной России. Проблемы толерантности именно здесь особенно остры, противоречивы и неоднозначны. В силу различных причин за последние десятилетие наша страна прочно вошла в число самых взрывоопасных, с точки зрения вероятности возникновения этнических столкновений. Здесь можно вспомнить и Нагорный Карабах, и Приднестровье, и Чечню и др. Стремление к национальной обособленности уживаются с неизбежной интернационализацией, потребность в национальной идентификации соседствует с необходимостью интеграции. Именно здесь, как ни где, нужны толерантные взгляды на этнические особенности привычек сознания, традиций религии и культуры, поведения. Полиэтнизм характеризуется равноценным отношением к нескольким этносам, знанием или желанием знать несколько языков, стремлением одновременно пребывать в двух или нескольких культурных средах. Хотя практика показывает, что для политического сознания россиян характерны национал-патриотические и антизападные настроения. Диалог этносов может иметь разную эмоциональную окраску, вплоть до трагедийной. Так, например, в настоящее время столичное население (помимо русских) только официально включает более миллиона человек ста двенадцати национальностей. Это обусловлено, прежде всего, огромным притоком беженцев, вынужденных переселенцев и просто приезжих из разных регионов, зачастую не имеющих не только соответствующего статуса, но и возможности его получить и как следствие - отказ в приеме на работу. Все это усиливает маргинализацию нашего общества. По данным ГУВД Москвы, на территории столицы и области зафиксировано 7 преступных сообществ, имеющих "этническую окраску", которые в свою очередь, состоят из 116 группировок. Причин, способствующих их образованию много, но весьма существенная - отсутствие правового поля и налаженной практики натурализации вынужденных мигрантов.
В России, в Москве в том числе, не используется потенциал национальных объединений. Зачастую, доминирующий групповой эгоизм и нежелание пойти на незначительные уступки - демонстрируют низкий уровень толерантности в межгрупповых отношениях. Деятельность многочисленных диаспор необходимо скоординировать и можно решить ряд проблем как внутри диаспор, так и по защите национальных интересов и развития межгосударственных отношений. Диаспора рассматривалась бы как фактор сближения, а не конфликта.
Идеологический аспект. Политический плюрализм как основа демократии предполагает многообразие политических взглядов и организаций, а также конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за доступ к власти. В России существует множество политических объединений и люди, социально-политические общности имеют возможность свободно выбирать политические организации, соответствующие их ценностям, взглядам, ориентациям, отвечающим их интересам. Но для российского общества фактически характерна тотальная деидеологизация общества, связанная с отказом от тоталитарного господства коммунистической идеологии, с неприятием частью общества этого отказа, приводящее к радикализации настроений; связанная с ошибками в политике реформирования, неверный выбор политических ориентиров, безответственный популизм во взаимоотношениях центральной власти с регионами, что провоцирует вспышки экстремизма и сепаратизма. В России между политическими партиями, находящимися в оппозиции, происходит острая политическая борьба, сопровождаемая также внутрипартийной борьбой, что подтверждается постоянными изменениями, переходу отдельных функционеров из одной партии в другую, из одного кабинета в другой. Таким образом, главным в деятельности политических объединений становится приход к власти, занятие государственных постов, а не идеологическая принадлежность. Это дезориентирует сознание людей, а следовательно и в значительной степени девальвируется определенный политический курс.
Подобные аспекты говорят, что развитие событий последнего десятилетия ведут, скорее, к ухудшению, чем к выздоровлению общества. Что феномен толерантности в российской политической культуре является скорее вынужденным, даже вымученным. Таким образом, можно сказать, что феномен толерантности в современной российской политической культуре в настоящее время - это пока еще искусственное явление, которое воспринимается сознанием россиян с массой условностей. Если европейская государственность имеет толерантность в основе основ политической культуры, то российская насаждается правителями, вынужденными "держать в узде" огромное поликультурное государство. И пройдет еще не мало времени до изменения ментальности в сторону толерантности.
Опубликовано: 20.01.06Стало ли наше общество более толерантным в демократических условиях? Вот вопрос, который я хотела бы затронуть.
Проблема посткоммунистической России - состоит в построении нового, а также в примирении разного во имя благополучия единого, что всегда предполагает вынужденную толерантность. Разные религии, разные этносы, разные национальные культуры, разные языки, разные институты, разный уровень политической культуры дает нам весьма широкий спектр воззрений, восприятий, мнений.
Часто понятие "толерантность" определяется как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, т. е. в основе термина - согласие воспринять нечто даже в том случае, если это нечто противоречит собственным мировоззренческим установкам. Таким образом, одной из предпосылок толерантного поведения является существование конфликта и сознательное принятие его. Толерантность есть выражение признания того, что предел своей свободы есть начало пространства свободы других. А любое ограничение или отрицание свободы других является актом насилия, создающим противоречие, питающее круг насилия в обществе. Цель толерантности - установление консенсуса в постоянно возникающих социальных конфликтах в условиях современного мультикультурализма.
Современное состояние российского общества предполагает толерантность в деятельности - политической и социально-культурной, которая проявляется через конкретные взаимоотношения между личностью, социальными группами, всем обществом и властью. Хотелось бы выделить несколько аспектов.
Социокультурный аспект. У нас на протяжении многих веков развивались традиции имперского мышления, культура неограниченной власти и безграничного рабства. В посткоммунистической России еще свежи следы тоталитаризма, которые до сих пор воздействуют на ментальность и сознание людей. С одной стороны деспотия породила бесконечное терпение раба, подневольного человека, а с другой - страсть к свободе, социальному и умственному раскрепощению, классовой нетерпимости. Так патерналистический характер сознания и ценностей россиян оказался несовместимым с рыночным типом хозяйствования, так социокультурные традиции прошлого, сочетаясь с современными принципами рыночного мышления, породили бесконечный произвол и презрения к закону. Таким образом, ментальная толерантность провоцируется самой жизнью.
Социально-правовой аспект. Толерантность и система либеральных ценностей воспринимается массовым сознанием россиян с большим трудом и недоверием. Так, например, по данным исследования ученых Российского независимого института социальных и национальных проблем, отношение москвичей к закону вообще и нынешней власти в частности можно охарактеризовать как правовой нигилизм. Тех, кто сегодня готов соблюдать даже устаревшие законы, насчитывается 34,5%. Подавляющая часть опрошенных - 70,8% (при 58,7% в среднем по России) не считала обязательным подчинение вышестоящему руководству в случае, если они с ним не согласны. Это обусловлено нарушением важнейших прав граждан, а также нарушение общественного правопорядка. И этому реальная практика дает достаточно оснований. Нарушаются насущные, социально-экономические права граждан: право на труд, образование, жилье. Россияне испытывают негативные последствия непродуманных политических и экономических решений. Углубление социальной и имущественной дифференциации ведет к росту нетерпимости внутри социальной структуры нашего общества. С одной стороны: почти половина российского общества резко отрицательно реагирует на обогащение "новых русских", требуя экспроприации неправедно нажитого ими богатства. А с другой стороны: нетерпимость принимает форму исключения из общественной и политической жизни социально наименее защищенных групп. А в "Декларация принципов толерантности" говорит, что "Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка." Таким образом, российское общество ориентированно на общество равных возможностей и нежелание жить в условиях имущественного расслоения.
Этнокультурный аспект. Наверное, нет особой необходимости говорить о важности проблемы межнациональных отношений в современной России. Проблемы толерантности именно здесь особенно остры, противоречивы и неоднозначны. В силу различных причин за последние десятилетие наша страна прочно вошла в число самых взрывоопасных, с точки зрения вероятности возникновения этнических столкновений. Здесь можно вспомнить и Нагорный Карабах, и Приднестровье, и Чечню и др. Стремление к национальной обособленности уживаются с неизбежной интернационализацией, потребность в национальной идентификации соседствует с необходимостью интеграции. Именно здесь, как ни где, нужны толерантные взгляды на этнические особенности привычек сознания, традиций религии и культуры, поведения. Полиэтнизм характеризуется равноценным отношением к нескольким этносам, знанием или желанием знать несколько языков, стремлением одновременно пребывать в двух или нескольких культурных средах. Хотя практика показывает, что для политического сознания россиян характерны национал-патриотические и антизападные настроения. Диалог этносов может иметь разную эмоциональную окраску, вплоть до трагедийной. Так, например, в настоящее время столичное население (помимо русских) только официально включает более миллиона человек ста двенадцати национальностей. Это обусловлено, прежде всего, огромным притоком беженцев, вынужденных переселенцев и просто приезжих из разных регионов, зачастую не имеющих не только соответствующего статуса, но и возможности его получить и как следствие - отказ в приеме на работу. Все это усиливает маргинализацию нашего общества. По данным ГУВД Москвы, на территории столицы и области зафиксировано 7 преступных сообществ, имеющих "этническую окраску", которые в свою очередь, состоят из 116 группировок. Причин, способствующих их образованию много, но весьма существенная - отсутствие правового поля и налаженной практики натурализации вынужденных мигрантов.
В России, в Москве в том числе, не используется потенциал национальных объединений. Зачастую, доминирующий групповой эгоизм и нежелание пойти на незначительные уступки - демонстрируют низкий уровень толерантности в межгрупповых отношениях. Деятельность многочисленных диаспор необходимо скоординировать и можно решить ряд проблем как внутри диаспор, так и по защите национальных интересов и развития межгосударственных отношений. Диаспора рассматривалась бы как фактор сближения, а не конфликта.
Идеологический аспект. Политический плюрализм как основа демократии предполагает многообразие политических взглядов и организаций, а также конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за доступ к власти. В России существует множество политических объединений и люди, социально-политические общности имеют возможность свободно выбирать политические организации, соответствующие их ценностям, взглядам, ориентациям, отвечающим их интересам. Но для российского общества фактически характерна тотальная деидеологизация общества, связанная с отказом от тоталитарного господства коммунистической идеологии, с неприятием частью общества этого отказа, приводящее к радикализации настроений; связанная с ошибками в политике реформирования, неверный выбор политических ориентиров, безответственный популизм во взаимоотношениях центральной власти с регионами, что провоцирует вспышки экстремизма и сепаратизма. В России между политическими партиями, находящимися в оппозиции, происходит острая политическая борьба, сопровождаемая также внутрипартийной борьбой, что подтверждается постоянными изменениями, переходу отдельных функционеров из одной партии в другую, из одного кабинета в другой. Таким образом, главным в деятельности политических объединений становится приход к власти, занятие государственных постов, а не идеологическая принадлежность. Это дезориентирует сознание людей, а следовательно и в значительной степени девальвируется определенный политический курс.
Подобные аспекты говорят, что развитие событий последнего десятилетия ведут, скорее, к ухудшению, чем к выздоровлению общества. Что феномен толерантности в российской политической культуре является скорее вынужденным, даже вымученным. Таким образом, можно сказать, что феномен толерантности в современной российской политической культуре в настоящее время - это пока еще искусственное явление, которое воспринимается сознанием россиян с массой условностей. Если европейская государственность имеет толерантность в основе основ политической культуры, то российская насаждается правителями, вынужденными "держать в узде" огромное поликультурное государство. И пройдет еще не мало времени до изменения ментальности в сторону толерантности.