От противостояния через единство к стабильности (сравнительный анализ концептуальной структуры инаугурационных речей российских Президентов)
Гаврилова М. В. (Санкт-Петербург)
Для российской политической коммуникации инаугурационная речь новый, формирующийся дискурсивный тип. В российской истории инаугурация Президента проводилась трижды, традиция произнесения инаугурационных речей насчитывает немногим более десятилетия 1. Вырабатываются принципы организации этого политического события и принципы функционирования инаугурационной речи в жанровой системе русского политического дискурса. В этой связи важно проследить становление и динамику развития нового для российской политической культуры явления.
Традиционно инаугурационную речь относят к торжественной хвалебной риторике. По мнению американских исследователей, инаугурационная речь
1. объединяет аудиторию слушателей как единый народ, который имеет возможность наблюдать за церемонией, и, являясь ее свидетелем, ратифицировать ее;
2. перечисляет традиционные ценности, извлеченные из прошлого;
3. излагает политические принципы, которыми будет руководствоваться новая администрация;
4. показывает, что президент ценит требования и ограничения своих исполнительных функций;
5. достигает этих целей при помощи средств, соответствующих торжественной речи, сосредотачивает внимание на настоящем, объединяя прошлое и будущее, восхваляя институт президентства и модель правительства (Campbell, Jamieson 1986:122).
Обязательным элементом процедуры вступления в должность является произнесение клятвы Президента. Именно после ее произнесения избранный Президент официально утверждается в своей должности. Следует отметить, что текст присяги российского Президента со временем несколько изменился. Например, в 1991 г. Б.Н.Ельцин на первой для новой России церемонии инаугурации произнес такие слова: «Граждане Российской Федерации! Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики соблюдать Конституцию и Законы РСФСР, защищать ее суверенитет, защищать свободы и права человека и гражданина, права народов РСФСР и добросовестно исполнять возложенные на меня народом обязанности». Далее в связи с принятием новой редакции Конституции Российской Федерации в ст. 82 слова присяги Президента России были закреплены законодательно. Текст присяги звучит так: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Таким образом, с изменением формулировки присяги смещаются смысловые акценты в деятельности Президента. Если в первой редакции присяги Президент прежде всего должен был защищать права и свободы человека и гражданина, народов России, то в окончательном варианте - права и свободы человека и гражданина важно уважать и охранять, а защищать нужно интересы государства, неизменным в тексте присяги остается соблюдение Конституции, законов и государственная служба Президента.
Инаугурационная речь структурируется системой ценностей, которую разделяют члены общества. В некоторых странах ценностные ориентации имеют неизменный характер. Ценностные предпочтения россиян меняются с течением времени. Социологи выделяют несколько этапов развития ценностных ориентаций россиян за последнее десятилетие:
1990-1993. Рост ценностей свободы, демократии, прав человека; понижение ценностей интернационализма и коллективизма;
1994-1997. Наибольшую значимость приобретают деидеологизированные ценности (семья, безопасность труда, порядок), а также наблюдается ценностное размежевание между элитными и массовыми группами.
Начало 1997-2000. Рост ценностей, связанных с государственным патернализмом, восстановление в измененном виде ценностей советского периода (Пантин, Лапкин 1999: 158).
Изменения ценностных ориентацией россиян отражены в инаугурационных выступлениях Б.Н.Ельцина (1991, 1996) и В.В.Путина (2000). Сравнительный анализ инаугурационных речей российских президентов показал различие идеологических конструктов, создаваемых с помощью ключевых концептов выступления. Для Б.Н.Ельцина в 1991 году идеологической основой речи являлись понятия противостояние, свобода и демократия, достоинство («путь возрождения достоинства человека»), благополучие («государство сильно благополучием своих граждан»), возрождение России («Россия возродится!»), радикальные реформы («радикальное обновление», «коренное преобразование», «энергичные действия»), мирный способ преобразований («Россия - миролюбивое государство», «народы России хотят трудиться и жить в мире»). В 1996 году им на смену пришли семейные ценности: «Главное сейчас – дать второе дыхание производству, обеспечить предприятия заказами, а людей работой. Добиться роста уровня жизни каждой российской семьи. В этом вижу свою главную задачу». Напомним, что предвыборная программа Б.Н. Ельцина называлась «Россия: человек, семья, общество, государство» (1996). В 2000 году идея единства, государственного патернализма, стремление видеть Россию сильным государством, служение Отечеству явились смысловой доминантой инаугурационного выступления В.В.Путина.
Контент-анализ инаугурационных речей показал, что слова, имеющие наибольший семантический вес в тексте выступления (при общих параметрах от 0 - 100), являются отражением меняющихся ценностных предпочтений россиян. (См. Приложение.)
Рассмотрим подробнее, как эксплицировались ключевые концепты в инаугурационных речах российских Президентов. Полагаем, что концептом – доминантой инаугурационной речи Б.Н.Ельцина в 1991 году является концепт «противостояние», что было связано с особенностями общественно-политического развития страны в конце 80-х годов. Известно, что в переходную эпоху главным процессом в преобразовании общества становится противостояние и отрицание. Экспликация концепта «противостояние» наблюдается на всех уровнях текста. Рассматривая глобальную организацию текста, на уровне семантических макропозиций мы выявили противопоставление следующих топиков: негативный опыт социалистического прошлого – перспективы новой России, власть – народ, сегодняшний кризис – будущее возрождение России.
Б.Н.Ельцин отрицанию старых ценностей противопоставляет необходимость выработки новых ориентиров: нечеловеческие условия старой жизни - достоинство человека; идеологический диктат – духовное раскрепощение человека; интересы государства - интересы каждого человека; кризис – возрождение России; массовое самопожертвование – благо каждого человека. Президент вводит новые для общественного сознания понятия такие, как «творческое, человеческое начало, свобода, собственность, законность, открытость миру».
В экспликации концепта «противостояние» активно участвуют слова, в лексическое значение которых включена сема ‘отрицание’. Статистический анализ текста показывает частотность данной тематической группы. Именно эти слова создают пейоративный коннотативный фон, описывающий прошлое: отрицание, погубить, забвение, кризис. Глагольные пары с противительным значением поддерживают семантику оппозиционности: станет – не станет, уйдет в прошлое – зарождается и др.
На морфологическом уровне обращает на себя внимание высокая частотность в инаугурационном выступлении самого контрастноспособного класса слов, а именно имени прилагательного.
На словообразовательном уровне значение отрицания выражается с помощью префиксов не-, без-, усиливающих противительное значение: невозможно, неудача, неизбежна, неприемлем, нечеловеческие условия, безвозвратно, безмолвствовал.
Развертыванию концепта способствует частотное употребление отрицательных предложений в тексте выступления: «достойная жизнь не даруется свыше и не наступает сама собой»; «перемены не даются легко»; «когда не хватает решимости действовать…»; «россияне не станут более в угоду какой-то догме отказываться от своего прошлого»; «народы…не утратили умения и желания трудиться».
Отрицательные конструкции со словом «нет» («нет выше чести…»; «нет выше должности…») и предложения с противительными союзами («смыслом нашей политики является не массовое самопожертвование, а благо каждого человека, его интерес»; «они (граждане России – М.Г.) выбрали не только личность, не президента, но …тот путь») усиливают семантику противостояния и отрицания.
В целом, синтаксический ритм инаугурационного выступления можно охарактеризовать как прерывистый и ломаный. Наблюдается контактное расположение различных по структуре синтаксических конструкций как в пределах одного абзаца, так и внутри сложного предложения. Полагаем, что инаугурационной речи Б.Н.Ельцина присущ «возмущающий контекст» (термин Т.Е.Янко), для которого характерны контраст («чтобы обрести друзей, а не врагов»), эмфаза («в радикальном обновлении нуждается и Российская Федерация»), эллипсис («Народная поддержка кандидатов демократического движения на выборах – лучшее подтверждение этих общечеловеческих ценностей в нашей жизни»).
Перейдем к рассмотрению концептуальной структуры инаугурационной речи В.В.Путина. На наш взгляд, действующий Президент России в качестве идеи, способной объединить общество, предложил идею «сильного государства» как залог развития и процветания страны. Однако необходимым условием реализации этой идеи является единство нации.
Экспликация концепта происходит на различных уровнях дискурса. Концепт «единство» разворачивается с помощью лексических средств категории обобщенности. Отметим частотное употребление в выступлении Президента обобщенного местоимения весь в своих формах все, всё, имеющих категориальное значение указания на совокупность реалий: «всё, что происходит в стране», «всех, тех, кто проголосовал за меня», «впервые за всю историю нашего государства», «всё лучшее из нашей истории».
В формировании содержания концепта «единство» участвует притяжательное местоимение наш в значении ‘охватывающий всех’: «в нашей истории», «в нашей стране», «для нашего народа», «сосредоточие нашей национальной памяти», «история нашей страны», «из нашей истории», «наша Россия», «на улицах наших городов», «нашу жизнь», «судьба нашего Отечества», «в нашей жизни», «за всю историю нашего государства».
В инаугурационной речи Президент В.В.Путин использует только собирательные наименования людей: граждане, потомки, люди, соратники, друзья, народ.
Развертыванию концепта «единство» способствует повторное в ограниченном текстовом пространстве употребление слова общий, т.е. ‘распространяющийся на всех, всё’: «у нас с вами одно общее будущее», «у нас общие цели». Наречия с семантикой совместности действий вместе, сообща, являющиеся рематической доминантой текстового фрагмента, актуализируют понятие общности, сообщества людей: «вместе мы сможем изменить нашу жизнь к лучшему», «мы должны быть вместе, нам многое предстоит сделать сообща». Глагольные лексемы сплотить, собрать в контекстуальном значении ‘объединить’, ‘добиться единства’ участвуют в формировании концепта: «сплотить народ России», «собрать граждан вокруг ясных целей».
Развертыванию концепта «единство» помогают и словообразовательные элементы (например, префикс со-). Равномерно распределенное в тексте употребление существительных с префиксом со-, имеющих значение объединенной совместности, взаимной связи (сограждане, соратники, событие) и употребление глагольных форм с префиксом со-, имеющих значение совместного совершения действия, (создавал, сохранил, собрать) служат средством актуализации основной смысловой доминанты выступления.
На синтаксическом уровне наблюдается тенденция к «сцеплению слов и предложений». В выступлении Президента преимущественно используется соединительная сочинительная связь.
Закономерным этапом концептуального анализа политического текста является анализ частоты употребления лексики, призванный выявить лексические единицы, выражающие концепт. В инаугурационном выступлении В.В.Путина использовано 560 словоформ, их которых повторяются 82 слова. Наиболее частотно местоимение мы и далее приведем слова в порядке убывания: мы, вы, наш, Россия, я, весь, свой, быть, граждане, сегодня, история, власть, государство, народ.
Использование обобщенного субъекта мы в политическом тексте имеет свою специфику. Местоимение мы в инаугурационной речи обычно создает логическую связь между новым лидером и народом, происходит формирование коллективного сознания, чувства МЫ. Инклюзивное мы является частью объединительной идеологии, которая подчеркивает единство людей за счет понимания различий интереса.
Нам представляется, что концепт «единство», который водружен на знамя партии «Единство» (в дальнейшем «Единая Россия»), призван пробудить присущее русскому человеку чувство соборности. Инаугурационная речь должна установить как можно больше ассоциативно-вербальных связей для адекватного понимания реципиентом смысловой доминанты выступления. В этой связи интересно упоминание Кремля «в стенах Кремля веками вершилась история нашей страны», которое призвано актуализировать вертикальные потоки памяти, которые выносят на поверхность феномены культуры, разделенные столетиями.
Таким образом, концептом – доминантой инаугурационной речи В.В.Путина является исконный для русской ментальности концепт «единство».
Завершая краткий анализ инаугурационных речей, отметим, что во всех инаугурационных выступлениях российские Президенты обращаются к теме единства нации, к историческому прошлому; подчеркивают значимость момента и новизну ситуации; говорят о необходимости преобразований, определяют роль и персональную задачу президента.
Наблюдения над особенностями президентской риторики позволяют сделать вывод, что в дискурсивной практике действующего Президента преобладают следующие языковые явления: номинализация, пассивизация, использование неодушевленных имен существительных в качестве субъекта предложения, частотность слов с отвлеченным значением, преобладание рациональной аргументации, незначительное количество оценочных прилагательных и метафорических выражений. Перечисленные способы интерпретации действительности могут свидетельствовать об отсутствии кризисных явлений в общественном сознании и определенной политической стабильности.
1. Первый президент России, тогда еще РСФСР, Б.Н.Ельцин, 10 июня 1991г на съезде народных депутатов РСФСР принес присягу народу. 9 августа 1996г в Кремле состоялась торжественная церемония вступления в должность избранного на второй срок Президента России Б.Н.Ельцина. 11 июля 1996г после подведения итогов голосования на президентских выборах, которые проходили 3 июля 1996г., Б.Н.Ельцин выступил с телевизионным обращением, которое условно можно считать инаугурационной речью. И, наконец, 7 мая 2000г. прошла инаугурация В.В.Путина.
Пантин В., Лапкин В. Ценностные ориентации россиян в 90-е годы//Pro et Contra, 1999
Campbell K.K, Jamieson K.H. Inaugurating the presidency/ Presidential studies quarterly. – V.10. – NY, 1981
Файл приложения: 2prilozhenie.docТрадиционно инаугурационную речь относят к торжественной хвалебной риторике. По мнению американских исследователей, инаугурационная речь
1. объединяет аудиторию слушателей как единый народ, который имеет возможность наблюдать за церемонией, и, являясь ее свидетелем, ратифицировать ее;
2. перечисляет традиционные ценности, извлеченные из прошлого;
3. излагает политические принципы, которыми будет руководствоваться новая администрация;
4. показывает, что президент ценит требования и ограничения своих исполнительных функций;
5. достигает этих целей при помощи средств, соответствующих торжественной речи, сосредотачивает внимание на настоящем, объединяя прошлое и будущее, восхваляя институт президентства и модель правительства (Campbell, Jamieson 1986:122).
Обязательным элементом процедуры вступления в должность является произнесение клятвы Президента. Именно после ее произнесения избранный Президент официально утверждается в своей должности. Следует отметить, что текст присяги российского Президента со временем несколько изменился. Например, в 1991 г. Б.Н.Ельцин на первой для новой России церемонии инаугурации произнес такие слова: «Граждане Российской Федерации! Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики соблюдать Конституцию и Законы РСФСР, защищать ее суверенитет, защищать свободы и права человека и гражданина, права народов РСФСР и добросовестно исполнять возложенные на меня народом обязанности». Далее в связи с принятием новой редакции Конституции Российской Федерации в ст. 82 слова присяги Президента России были закреплены законодательно. Текст присяги звучит так: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Таким образом, с изменением формулировки присяги смещаются смысловые акценты в деятельности Президента. Если в первой редакции присяги Президент прежде всего должен был защищать права и свободы человека и гражданина, народов России, то в окончательном варианте - права и свободы человека и гражданина важно уважать и охранять, а защищать нужно интересы государства, неизменным в тексте присяги остается соблюдение Конституции, законов и государственная служба Президента.
Инаугурационная речь структурируется системой ценностей, которую разделяют члены общества. В некоторых странах ценностные ориентации имеют неизменный характер. Ценностные предпочтения россиян меняются с течением времени. Социологи выделяют несколько этапов развития ценностных ориентаций россиян за последнее десятилетие:
1990-1993. Рост ценностей свободы, демократии, прав человека; понижение ценностей интернационализма и коллективизма;
1994-1997. Наибольшую значимость приобретают деидеологизированные ценности (семья, безопасность труда, порядок), а также наблюдается ценностное размежевание между элитными и массовыми группами.
Начало 1997-2000. Рост ценностей, связанных с государственным патернализмом, восстановление в измененном виде ценностей советского периода (Пантин, Лапкин 1999: 158).
Изменения ценностных ориентацией россиян отражены в инаугурационных выступлениях Б.Н.Ельцина (1991, 1996) и В.В.Путина (2000). Сравнительный анализ инаугурационных речей российских президентов показал различие идеологических конструктов, создаваемых с помощью ключевых концептов выступления. Для Б.Н.Ельцина в 1991 году идеологической основой речи являлись понятия противостояние, свобода и демократия, достоинство («путь возрождения достоинства человека»), благополучие («государство сильно благополучием своих граждан»), возрождение России («Россия возродится!»), радикальные реформы («радикальное обновление», «коренное преобразование», «энергичные действия»), мирный способ преобразований («Россия - миролюбивое государство», «народы России хотят трудиться и жить в мире»). В 1996 году им на смену пришли семейные ценности: «Главное сейчас – дать второе дыхание производству, обеспечить предприятия заказами, а людей работой. Добиться роста уровня жизни каждой российской семьи. В этом вижу свою главную задачу». Напомним, что предвыборная программа Б.Н. Ельцина называлась «Россия: человек, семья, общество, государство» (1996). В 2000 году идея единства, государственного патернализма, стремление видеть Россию сильным государством, служение Отечеству явились смысловой доминантой инаугурационного выступления В.В.Путина.
Контент-анализ инаугурационных речей показал, что слова, имеющие наибольший семантический вес в тексте выступления (при общих параметрах от 0 - 100), являются отражением меняющихся ценностных предпочтений россиян. (См. Приложение.)
Рассмотрим подробнее, как эксплицировались ключевые концепты в инаугурационных речах российских Президентов. Полагаем, что концептом – доминантой инаугурационной речи Б.Н.Ельцина в 1991 году является концепт «противостояние», что было связано с особенностями общественно-политического развития страны в конце 80-х годов. Известно, что в переходную эпоху главным процессом в преобразовании общества становится противостояние и отрицание. Экспликация концепта «противостояние» наблюдается на всех уровнях текста. Рассматривая глобальную организацию текста, на уровне семантических макропозиций мы выявили противопоставление следующих топиков: негативный опыт социалистического прошлого – перспективы новой России, власть – народ, сегодняшний кризис – будущее возрождение России.
Б.Н.Ельцин отрицанию старых ценностей противопоставляет необходимость выработки новых ориентиров: нечеловеческие условия старой жизни - достоинство человека; идеологический диктат – духовное раскрепощение человека; интересы государства - интересы каждого человека; кризис – возрождение России; массовое самопожертвование – благо каждого человека. Президент вводит новые для общественного сознания понятия такие, как «творческое, человеческое начало, свобода, собственность, законность, открытость миру».
В экспликации концепта «противостояние» активно участвуют слова, в лексическое значение которых включена сема ‘отрицание’. Статистический анализ текста показывает частотность данной тематической группы. Именно эти слова создают пейоративный коннотативный фон, описывающий прошлое: отрицание, погубить, забвение, кризис. Глагольные пары с противительным значением поддерживают семантику оппозиционности: станет – не станет, уйдет в прошлое – зарождается и др.
На морфологическом уровне обращает на себя внимание высокая частотность в инаугурационном выступлении самого контрастноспособного класса слов, а именно имени прилагательного.
На словообразовательном уровне значение отрицания выражается с помощью префиксов не-, без-, усиливающих противительное значение: невозможно, неудача, неизбежна, неприемлем, нечеловеческие условия, безвозвратно, безмолвствовал.
Развертыванию концепта способствует частотное употребление отрицательных предложений в тексте выступления: «достойная жизнь не даруется свыше и не наступает сама собой»; «перемены не даются легко»; «когда не хватает решимости действовать…»; «россияне не станут более в угоду какой-то догме отказываться от своего прошлого»; «народы…не утратили умения и желания трудиться».
Отрицательные конструкции со словом «нет» («нет выше чести…»; «нет выше должности…») и предложения с противительными союзами («смыслом нашей политики является не массовое самопожертвование, а благо каждого человека, его интерес»; «они (граждане России – М.Г.) выбрали не только личность, не президента, но …тот путь») усиливают семантику противостояния и отрицания.
В целом, синтаксический ритм инаугурационного выступления можно охарактеризовать как прерывистый и ломаный. Наблюдается контактное расположение различных по структуре синтаксических конструкций как в пределах одного абзаца, так и внутри сложного предложения. Полагаем, что инаугурационной речи Б.Н.Ельцина присущ «возмущающий контекст» (термин Т.Е.Янко), для которого характерны контраст («чтобы обрести друзей, а не врагов»), эмфаза («в радикальном обновлении нуждается и Российская Федерация»), эллипсис («Народная поддержка кандидатов демократического движения на выборах – лучшее подтверждение этих общечеловеческих ценностей в нашей жизни»).
Перейдем к рассмотрению концептуальной структуры инаугурационной речи В.В.Путина. На наш взгляд, действующий Президент России в качестве идеи, способной объединить общество, предложил идею «сильного государства» как залог развития и процветания страны. Однако необходимым условием реализации этой идеи является единство нации.
Экспликация концепта происходит на различных уровнях дискурса. Концепт «единство» разворачивается с помощью лексических средств категории обобщенности. Отметим частотное употребление в выступлении Президента обобщенного местоимения весь в своих формах все, всё, имеющих категориальное значение указания на совокупность реалий: «всё, что происходит в стране», «всех, тех, кто проголосовал за меня», «впервые за всю историю нашего государства», «всё лучшее из нашей истории».
В формировании содержания концепта «единство» участвует притяжательное местоимение наш в значении ‘охватывающий всех’: «в нашей истории», «в нашей стране», «для нашего народа», «сосредоточие нашей национальной памяти», «история нашей страны», «из нашей истории», «наша Россия», «на улицах наших городов», «нашу жизнь», «судьба нашего Отечества», «в нашей жизни», «за всю историю нашего государства».
В инаугурационной речи Президент В.В.Путин использует только собирательные наименования людей: граждане, потомки, люди, соратники, друзья, народ.
Развертыванию концепта «единство» способствует повторное в ограниченном текстовом пространстве употребление слова общий, т.е. ‘распространяющийся на всех, всё’: «у нас с вами одно общее будущее», «у нас общие цели». Наречия с семантикой совместности действий вместе, сообща, являющиеся рематической доминантой текстового фрагмента, актуализируют понятие общности, сообщества людей: «вместе мы сможем изменить нашу жизнь к лучшему», «мы должны быть вместе, нам многое предстоит сделать сообща». Глагольные лексемы сплотить, собрать в контекстуальном значении ‘объединить’, ‘добиться единства’ участвуют в формировании концепта: «сплотить народ России», «собрать граждан вокруг ясных целей».
Развертыванию концепта «единство» помогают и словообразовательные элементы (например, префикс со-). Равномерно распределенное в тексте употребление существительных с префиксом со-, имеющих значение объединенной совместности, взаимной связи (сограждане, соратники, событие) и употребление глагольных форм с префиксом со-, имеющих значение совместного совершения действия, (создавал, сохранил, собрать) служат средством актуализации основной смысловой доминанты выступления.
На синтаксическом уровне наблюдается тенденция к «сцеплению слов и предложений». В выступлении Президента преимущественно используется соединительная сочинительная связь.
Закономерным этапом концептуального анализа политического текста является анализ частоты употребления лексики, призванный выявить лексические единицы, выражающие концепт. В инаугурационном выступлении В.В.Путина использовано 560 словоформ, их которых повторяются 82 слова. Наиболее частотно местоимение мы и далее приведем слова в порядке убывания: мы, вы, наш, Россия, я, весь, свой, быть, граждане, сегодня, история, власть, государство, народ.
Использование обобщенного субъекта мы в политическом тексте имеет свою специфику. Местоимение мы в инаугурационной речи обычно создает логическую связь между новым лидером и народом, происходит формирование коллективного сознания, чувства МЫ. Инклюзивное мы является частью объединительной идеологии, которая подчеркивает единство людей за счет понимания различий интереса.
Нам представляется, что концепт «единство», который водружен на знамя партии «Единство» (в дальнейшем «Единая Россия»), призван пробудить присущее русскому человеку чувство соборности. Инаугурационная речь должна установить как можно больше ассоциативно-вербальных связей для адекватного понимания реципиентом смысловой доминанты выступления. В этой связи интересно упоминание Кремля «в стенах Кремля веками вершилась история нашей страны», которое призвано актуализировать вертикальные потоки памяти, которые выносят на поверхность феномены культуры, разделенные столетиями.
Таким образом, концептом – доминантой инаугурационной речи В.В.Путина является исконный для русской ментальности концепт «единство».
Завершая краткий анализ инаугурационных речей, отметим, что во всех инаугурационных выступлениях российские Президенты обращаются к теме единства нации, к историческому прошлому; подчеркивают значимость момента и новизну ситуации; говорят о необходимости преобразований, определяют роль и персональную задачу президента.
Наблюдения над особенностями президентской риторики позволяют сделать вывод, что в дискурсивной практике действующего Президента преобладают следующие языковые явления: номинализация, пассивизация, использование неодушевленных имен существительных в качестве субъекта предложения, частотность слов с отвлеченным значением, преобладание рациональной аргументации, незначительное количество оценочных прилагательных и метафорических выражений. Перечисленные способы интерпретации действительности могут свидетельствовать об отсутствии кризисных явлений в общественном сознании и определенной политической стабильности.
1. Первый президент России, тогда еще РСФСР, Б.Н.Ельцин, 10 июня 1991г на съезде народных депутатов РСФСР принес присягу народу. 9 августа 1996г в Кремле состоялась торжественная церемония вступления в должность избранного на второй срок Президента России Б.Н.Ельцина. 11 июля 1996г после подведения итогов голосования на президентских выборах, которые проходили 3 июля 1996г., Б.Н.Ельцин выступил с телевизионным обращением, которое условно можно считать инаугурационной речью. И, наконец, 7 мая 2000г. прошла инаугурация В.В.Путина.
Пантин В., Лапкин В. Ценностные ориентации россиян в 90-е годы//Pro et Contra, 1999
Campbell K.K, Jamieson K.H. Inaugurating the presidency/ Presidential studies quarterly. – V.10. – NY, 1981
Опубликовано: 20.01.06