Гендерная деконструкция текстов современных российских масс-медиа как дискурсов власти
Завершинская Н.А. (Великий Новгород)
Переживаемая человечеством на рубеже XX-XXI веков социокультурная трансформация неизбежно влечет за собой дестабилизацию и кризис устоявшихся, ставших столь привычными ментальных структур и соответствующих им социальных практик. То, что еще не так давно воспринималось как очевидное, ныне утрачивает свои четкие границы, размывается и проблематизируется. В условиях “великого эпистемологического беспорядка” (Дж. Скотт) возникает потребность в переосмыслении накопленного человечеством багажа социокультурных проблем. Одна из таких проблем касается кризиса базисных оснований самосознания современного человека. Для современного человека веками существовавшая система половой дифференциации проблематизировалась, перестала быть естественной данностью, и он оказался поставлен перед кризисом социальной и символической судьбы поляризации полов, перед парадоксом “женщины” и т.д. Отсюда такое пристальное внимание в современных феминистских исследованиях уделяется гендерным образам. Феминизм “выдвинул в качестве политического и социального вопрос о том, каким образом мы формируемся и производимся в качестве гендерных субъектов. Иначе говоря, феминизм политизировал субъективность, идентичность и процесс идентификации (в качестве мужчин-женщин, матерей-отцов, сыновей-дочерей)”1.
Проблема гендерной идентичности, вне всякого сомнения, занимает одно из центральных мест в феминистских исследованиях. Недаром одна из ведущих теоретиков современного феминизма Дж. Батлер видит свою задачу в том, чтобы с позиций критической генеалогии осуществить критику категорий идентичности, которые порождаются структурами современной культуры и при их поддержке обретают статус естественных и устойчивых образований2. Ей вторит Р. Брайдотти, призывая к критике господствующих идентичностей и нацеливая феминистскую теорию на необходимость “дать новое описание субъектности женщины после того, как утратила актуальность концепция гендерного дуализма”3. Пафос преобладающего большинства современных феминистских текстов направлен на разоблачение властных технологий конструирования гендера и поиск новых способов перекодирования женщины (как собственно и мужчины) как субъекта. “Центральная проблема здесь, по словам Р. Брайдотти, - взаимосвязанность идентичности, субъективности и власти”4. Не случайно, в постмодернистских проектах основания “гендерной слепоты” (Р. Брайдотти) современной культуры связываются с утверждаемыми властью стандартами нормативности, а возможности ее последовательной критики - с формами деконструкции старых способов фаллогоцентрического мышления и созданием новых, эмансипированных от тяжкого давления традиционных стереотипов культуры.
В настоящее время широкое теоретическое течение деконструкции представлено двумя своими главными направлениями: литературной деконструкцией и социальной деконструкцией5. Традиции литературной деконструкции восходят к структурной лингвистике Ф. де Соссюра и семантической философии Ж. Деррида.
Цель деконструкции – “разрушение книги” (Ж. Деррида), а вместе с ней теологии и логоцентризма, глубоко чуждых смыслу письма, и тем самым обнажение поверхности текста.6 Низвергая идею книги, сотрясая “отно-теологию и метафизику наличия”, Ж. Деррида предвещает конец линейной модели мышления.
“То, что ныне требует осмысления, по утверждению Деррида, уже не может быть линейной записью, внесенной в книгу: в противном случае мы уподобимся тем, кто преподает современную математику с помощью конторских счетов”.7 Деррида возвещает начало нелинейного письма, чтобы прочесть все прежде написанное – но уже в другой организации пространства. Деконструктивистская критика должна разрушить традиционные стереотипы мышления. Являясь “многоразмерной символической мыслью” (Ж.Деррида), она утверждает плюрализм различных типов мышления, позволяет обнаружить в тексте множественность смысловых контекстов и разветвленную сеть возможных смысловых ходов, открывает бесконечную возможность смещений, замещений и дополнений привычных стереотипов культуры. “Было бы неверно считать деконструкцию негативным или разрушительным течением в современной философской, в том числе феминистской, методологии”, - считает И. Жеребкина. “Напротив, на более глубоком уровне работы с культурой деконструкция предлагает для нее щадящий режим анализа, оставляя за феноменами культуры право на множественность и бесконечность репрезентаций, так же как и на множественность текстуальных реализаций”.8 Не случайно идеи литературной деконструкции ныне активно используются при гендерном анализе текстов современного искусства, кинематографа и СМИ.9 Вместе с тем отношение феминистских кругов к деконструкции как критической практике весьма неоднозначно. Принимая идею деконструкции и признавая ее ценность как “самокритики патриархата”10, феминистская теория критикует Деррида и его последователей постмодернистов за “волюнтаристский подход к гендерной идентичности (почти как если бы ее выбирали по доброй воле)”.11 Получается, если следовать логике Деррида, то, например, демонстрируемые масс-медиа экранные образы женщин в рекламных роликах с их неестественной увлеченностью рутинным домашним трудом, их маниакальной одержимостью по поддержанию чистоты, их самоотверженной борьбой с микробами, угрожающими семье, нешуточное соперничество друг с другом как отстирать чище, приготовить вкуснее, обслужить лучше – репрезентация добровольного выбора женщин. В то время как здесь налицо присутствует, по словам А. Синельникова, маскулинный дискурс, благодаря которому вся эта “замкнутая на себе” женская активность наделяется особым значением и получает единственное оправдание.12 Насилие, таким образом, рождается в репрезентации, а репрезентация насилия неразрывно связана с понятием гендера.13 Неслучаен в этом контексте вывод феминистских теоретиков о том, “что женский вопрос, в том виде, в каком его задают Ницше и Деррида, “является их вопросом, не нашим””.14 Поскольку гендер определяет предел деконструкции для субъектов женского пола, постольку главной целью феминистских исследований должна стать не критика феминности как культурно сконструированного объекта мужского желания, а анализ различного производства референций и значения; не документирование стереотипных репрезентаций женщин, а раскрытие множественности значений женских субъектов, даже если при этом нужно шагнуть в зазеркалье (Т. де Лауретис).
Другая форма деконструкции – социальная деконструкция (термин Р. Михаловски).15 Традиции социальной деконструкции связаны с постструктуралистскими работами М. Фуко, а также трудами Ж. Батая и М. Бахтина. В отличие от литературной социальная деконструкция исторически интерпретирует смыслы и значения, признавая, что специфические репрезентативные практики возникают и исчезают вместе с историческими эпохами. При этом она исследует социальные поведенческие тексты (устойчивые социальные ритуалы), понимая под социальным вслед за М. Фуко поле сил, сеть практик и дискурсов, предполагающих отношения власти. Такой подход позволяет обнаружить властные стратегии, вписанные в тела людей, и понять властные технологии, дисциплинирующие их и навязывающие им нормативный тип поведения. Проникая в тело социума в виде сети дискурсов, власть одновременно производит формы знания и формы субъективности.
Социальная деконструкция, предпринимая попытки раскрыть властные практики производства субъективности, концептуализация которых так блестяще была осуществлена в трудах М. Фуко, исследует, как и М. Фуко, и маргинального субъекта: безумных, преступников, женщин. Поэтому идеи социальной деконструкции оказались весьма привлекательны для феминистской теории и имели на нее несомненное влияние. В то же время феминистские исследования подвергли более обстоятельной деконструктивистской критике технологию власти, производящую гендерное неравенство в современном обществе. Как утверждает Т. де Лауретис, “несмотря на то, что …работа Фуко16 проливает свет на механику власти в социальных отношениях, критическая значимость его работы ограничена равнодушием к тому, что после него мы могли бы назвать “технологией гендера” - к техникам и дискурсивным стратегиям, при помощи которых конструируется гендер и, следовательно, как я утверждаю, ген(д)ерируется насилие”.17
Феминистские исследования, ориентированные на традиции социальной деконструкции визуальной культуры, расширяют предметную область своей критики за пределы текста (текста фильма, рекламного ролика, музыкального клипа и т.д.) и концентрируются на анализе взаимовлияний текста и контекста социальных, экономических, политических и культурных условий производства визуальной продукции, ее распространения и восприятия.18 При этом в поле их исследовательского интереса попадает вопрос о том, как отношение к повседневности приватного пространства (и, соответственно, к женщине) отражается в иерархии телевизионных жанров, в содержании передач и даже в самом подходе к телевизионному программированию.19 Не обойдены вниманием в настоящее время и зрительские аудитории. Хотя, как подчеркивают феминистские теоретики Ловел, Вальковиц, Андермахр, пока еще сохраняется дефицит исследовательских проектов, сделанных в этом контексте.20 А это значит, что политический анализ “значимых отсутствий и пропусков, детерминирующих эффектов языка и способности знаков выходить все-таки за пределы тех позиций, которые им предписываются властными инстанциями”,21 все еще остается актуальным.
1. Холл С. Проблема культурной идентичности и децентрация субъекта//Контексты современности – 1. Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной мысли. - Казань: Изд-во КГУ, 2000, с. 173.
2. См.: Батлер Д. Гендерное беспокойство//Антология гендерной теории. - Минск: Пропилеи, 2000, с. 304.
3. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. - СПб.: Изд-во “Дмитрий Буланов”, 2000, с. 233.
4. Брайдотти Р. Путем номадизма//Введение в гендерные исследования. Ч.2. - Харьков: ХЦГИ, СПб.: “Алетейя”, 2001, с. 154.
5. См.: Михаловски Р. (Де)конструкция, постмодернизм и социальные проблемы: факты, фикции и фантазии в условиях “конца истории”//Контексты современности – II. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001, с. 176.
6. См.: Деррида Ж. О грамматологии. - Париж, 1967; М.: Ad Marginem, 2000, с. 133.
7. Там же, с. 223.
8. Жеребкина И. “Прочти мое желание…”. Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. – М.: Идея-Пресс, 2000, с. 29.
9. См. работы Л. Малви “Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф”, Терезы де Лауретис “В зазеркалье: женщина, кино и язык”, Гризельды Полок “Созерцая историю искусства: видение, позиция и власть”, Люси Арбэтнот и Гэйл Сенеки “Предтекст и текст в “Джентельмен предпочитает блондинок”, а также работы отечественных исследователей Ажгихиной Н., Грошева И., Дерябина А., Синельникова А., Усмановой А. и др.
10. Лауретис Т. де. Риторика насилия//. Рассмотрение репрезентации и гендера//Антология гендерной теории. – Минск: Пропилеи, 2000, с. 369.
11. Флекс Д. Конец невинности//Введение в гендерные исследования. Ч. II. – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001, с. 639.
12. См.: Синельников А. В ожидании референта: маскулинность, феминность и политики гендерных репрезентаций//Женщина. Гендер. Культура. – М.: МЦГИ, 1999, с. 86.
13. Лауретис Т. де. Риторика насилия//. Рассмотрение репрезентации и гендера//Антология гендерной теории. – Минск: Пропилеи, 2000, с. 350.
14. Лауретис Т. де. Риторика насилия//. Рассмотрение репрезентации и гендера//Антология гендерной теории. – Минск: Пропилеи, 2000, с. 369.
15. См.: Михаловски Р. (Де)конструкция, постмодернизм и социальные проблемы: факты, фикции и фантазии в условиях “конца истории”//Контексты современности – II. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001, с. 176.
16. Речь идет о работе М.Фуко “Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности”.
17. Лауретис Т. де. Риторика насилия. Рассмотрение репрезентации и гендера//Антология гендерной теории. – Минск: Пропилеи, 2000, с. 358.
18. См.: Ярская-Смирнова Е. Одежда для Адама и Евы. Очерки гендерных исследований. М., 2001, с. 90.
19. См.: Введение в гендерные исследования. Ч. I. – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001, с. 454.
20. Andermahr S., Lovell T., Wolkowitz C. A Concise Glossary of Feminist Theory. London, New York: Arnold, 1997, p. 80.
21. Тикнер Л. Феминизм, история искусства и сексуальное различие//Введение в гендерные исследования. Ч. II. – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001, с. 712.
Опубликовано: 20.01.06Проблема гендерной идентичности, вне всякого сомнения, занимает одно из центральных мест в феминистских исследованиях. Недаром одна из ведущих теоретиков современного феминизма Дж. Батлер видит свою задачу в том, чтобы с позиций критической генеалогии осуществить критику категорий идентичности, которые порождаются структурами современной культуры и при их поддержке обретают статус естественных и устойчивых образований2. Ей вторит Р. Брайдотти, призывая к критике господствующих идентичностей и нацеливая феминистскую теорию на необходимость “дать новое описание субъектности женщины после того, как утратила актуальность концепция гендерного дуализма”3. Пафос преобладающего большинства современных феминистских текстов направлен на разоблачение властных технологий конструирования гендера и поиск новых способов перекодирования женщины (как собственно и мужчины) как субъекта. “Центральная проблема здесь, по словам Р. Брайдотти, - взаимосвязанность идентичности, субъективности и власти”4. Не случайно, в постмодернистских проектах основания “гендерной слепоты” (Р. Брайдотти) современной культуры связываются с утверждаемыми властью стандартами нормативности, а возможности ее последовательной критики - с формами деконструкции старых способов фаллогоцентрического мышления и созданием новых, эмансипированных от тяжкого давления традиционных стереотипов культуры.
В настоящее время широкое теоретическое течение деконструкции представлено двумя своими главными направлениями: литературной деконструкцией и социальной деконструкцией5. Традиции литературной деконструкции восходят к структурной лингвистике Ф. де Соссюра и семантической философии Ж. Деррида.
Цель деконструкции – “разрушение книги” (Ж. Деррида), а вместе с ней теологии и логоцентризма, глубоко чуждых смыслу письма, и тем самым обнажение поверхности текста.6 Низвергая идею книги, сотрясая “отно-теологию и метафизику наличия”, Ж. Деррида предвещает конец линейной модели мышления.
“То, что ныне требует осмысления, по утверждению Деррида, уже не может быть линейной записью, внесенной в книгу: в противном случае мы уподобимся тем, кто преподает современную математику с помощью конторских счетов”.7 Деррида возвещает начало нелинейного письма, чтобы прочесть все прежде написанное – но уже в другой организации пространства. Деконструктивистская критика должна разрушить традиционные стереотипы мышления. Являясь “многоразмерной символической мыслью” (Ж.Деррида), она утверждает плюрализм различных типов мышления, позволяет обнаружить в тексте множественность смысловых контекстов и разветвленную сеть возможных смысловых ходов, открывает бесконечную возможность смещений, замещений и дополнений привычных стереотипов культуры. “Было бы неверно считать деконструкцию негативным или разрушительным течением в современной философской, в том числе феминистской, методологии”, - считает И. Жеребкина. “Напротив, на более глубоком уровне работы с культурой деконструкция предлагает для нее щадящий режим анализа, оставляя за феноменами культуры право на множественность и бесконечность репрезентаций, так же как и на множественность текстуальных реализаций”.8 Не случайно идеи литературной деконструкции ныне активно используются при гендерном анализе текстов современного искусства, кинематографа и СМИ.9 Вместе с тем отношение феминистских кругов к деконструкции как критической практике весьма неоднозначно. Принимая идею деконструкции и признавая ее ценность как “самокритики патриархата”10, феминистская теория критикует Деррида и его последователей постмодернистов за “волюнтаристский подход к гендерной идентичности (почти как если бы ее выбирали по доброй воле)”.11 Получается, если следовать логике Деррида, то, например, демонстрируемые масс-медиа экранные образы женщин в рекламных роликах с их неестественной увлеченностью рутинным домашним трудом, их маниакальной одержимостью по поддержанию чистоты, их самоотверженной борьбой с микробами, угрожающими семье, нешуточное соперничество друг с другом как отстирать чище, приготовить вкуснее, обслужить лучше – репрезентация добровольного выбора женщин. В то время как здесь налицо присутствует, по словам А. Синельникова, маскулинный дискурс, благодаря которому вся эта “замкнутая на себе” женская активность наделяется особым значением и получает единственное оправдание.12 Насилие, таким образом, рождается в репрезентации, а репрезентация насилия неразрывно связана с понятием гендера.13 Неслучаен в этом контексте вывод феминистских теоретиков о том, “что женский вопрос, в том виде, в каком его задают Ницше и Деррида, “является их вопросом, не нашим””.14 Поскольку гендер определяет предел деконструкции для субъектов женского пола, постольку главной целью феминистских исследований должна стать не критика феминности как культурно сконструированного объекта мужского желания, а анализ различного производства референций и значения; не документирование стереотипных репрезентаций женщин, а раскрытие множественности значений женских субъектов, даже если при этом нужно шагнуть в зазеркалье (Т. де Лауретис).
Другая форма деконструкции – социальная деконструкция (термин Р. Михаловски).15 Традиции социальной деконструкции связаны с постструктуралистскими работами М. Фуко, а также трудами Ж. Батая и М. Бахтина. В отличие от литературной социальная деконструкция исторически интерпретирует смыслы и значения, признавая, что специфические репрезентативные практики возникают и исчезают вместе с историческими эпохами. При этом она исследует социальные поведенческие тексты (устойчивые социальные ритуалы), понимая под социальным вслед за М. Фуко поле сил, сеть практик и дискурсов, предполагающих отношения власти. Такой подход позволяет обнаружить властные стратегии, вписанные в тела людей, и понять властные технологии, дисциплинирующие их и навязывающие им нормативный тип поведения. Проникая в тело социума в виде сети дискурсов, власть одновременно производит формы знания и формы субъективности.
Социальная деконструкция, предпринимая попытки раскрыть властные практики производства субъективности, концептуализация которых так блестяще была осуществлена в трудах М. Фуко, исследует, как и М. Фуко, и маргинального субъекта: безумных, преступников, женщин. Поэтому идеи социальной деконструкции оказались весьма привлекательны для феминистской теории и имели на нее несомненное влияние. В то же время феминистские исследования подвергли более обстоятельной деконструктивистской критике технологию власти, производящую гендерное неравенство в современном обществе. Как утверждает Т. де Лауретис, “несмотря на то, что …работа Фуко16 проливает свет на механику власти в социальных отношениях, критическая значимость его работы ограничена равнодушием к тому, что после него мы могли бы назвать “технологией гендера” - к техникам и дискурсивным стратегиям, при помощи которых конструируется гендер и, следовательно, как я утверждаю, ген(д)ерируется насилие”.17
Феминистские исследования, ориентированные на традиции социальной деконструкции визуальной культуры, расширяют предметную область своей критики за пределы текста (текста фильма, рекламного ролика, музыкального клипа и т.д.) и концентрируются на анализе взаимовлияний текста и контекста социальных, экономических, политических и культурных условий производства визуальной продукции, ее распространения и восприятия.18 При этом в поле их исследовательского интереса попадает вопрос о том, как отношение к повседневности приватного пространства (и, соответственно, к женщине) отражается в иерархии телевизионных жанров, в содержании передач и даже в самом подходе к телевизионному программированию.19 Не обойдены вниманием в настоящее время и зрительские аудитории. Хотя, как подчеркивают феминистские теоретики Ловел, Вальковиц, Андермахр, пока еще сохраняется дефицит исследовательских проектов, сделанных в этом контексте.20 А это значит, что политический анализ “значимых отсутствий и пропусков, детерминирующих эффектов языка и способности знаков выходить все-таки за пределы тех позиций, которые им предписываются властными инстанциями”,21 все еще остается актуальным.
1. Холл С. Проблема культурной идентичности и децентрация субъекта//Контексты современности – 1. Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной мысли. - Казань: Изд-во КГУ, 2000, с. 173.
2. См.: Батлер Д. Гендерное беспокойство//Антология гендерной теории. - Минск: Пропилеи, 2000, с. 304.
3. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. - СПб.: Изд-во “Дмитрий Буланов”, 2000, с. 233.
4. Брайдотти Р. Путем номадизма//Введение в гендерные исследования. Ч.2. - Харьков: ХЦГИ, СПб.: “Алетейя”, 2001, с. 154.
5. См.: Михаловски Р. (Де)конструкция, постмодернизм и социальные проблемы: факты, фикции и фантазии в условиях “конца истории”//Контексты современности – II. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001, с. 176.
6. См.: Деррида Ж. О грамматологии. - Париж, 1967; М.: Ad Marginem, 2000, с. 133.
7. Там же, с. 223.
8. Жеребкина И. “Прочти мое желание…”. Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. – М.: Идея-Пресс, 2000, с. 29.
9. См. работы Л. Малви “Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф”, Терезы де Лауретис “В зазеркалье: женщина, кино и язык”, Гризельды Полок “Созерцая историю искусства: видение, позиция и власть”, Люси Арбэтнот и Гэйл Сенеки “Предтекст и текст в “Джентельмен предпочитает блондинок”, а также работы отечественных исследователей Ажгихиной Н., Грошева И., Дерябина А., Синельникова А., Усмановой А. и др.
10. Лауретис Т. де. Риторика насилия//. Рассмотрение репрезентации и гендера//Антология гендерной теории. – Минск: Пропилеи, 2000, с. 369.
11. Флекс Д. Конец невинности//Введение в гендерные исследования. Ч. II. – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001, с. 639.
12. См.: Синельников А. В ожидании референта: маскулинность, феминность и политики гендерных репрезентаций//Женщина. Гендер. Культура. – М.: МЦГИ, 1999, с. 86.
13. Лауретис Т. де. Риторика насилия//. Рассмотрение репрезентации и гендера//Антология гендерной теории. – Минск: Пропилеи, 2000, с. 350.
14. Лауретис Т. де. Риторика насилия//. Рассмотрение репрезентации и гендера//Антология гендерной теории. – Минск: Пропилеи, 2000, с. 369.
15. См.: Михаловски Р. (Де)конструкция, постмодернизм и социальные проблемы: факты, фикции и фантазии в условиях “конца истории”//Контексты современности – II. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001, с. 176.
16. Речь идет о работе М.Фуко “Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности”.
17. Лауретис Т. де. Риторика насилия. Рассмотрение репрезентации и гендера//Антология гендерной теории. – Минск: Пропилеи, 2000, с. 358.
18. См.: Ярская-Смирнова Е. Одежда для Адама и Евы. Очерки гендерных исследований. М., 2001, с. 90.
19. См.: Введение в гендерные исследования. Ч. I. – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001, с. 454.
20. Andermahr S., Lovell T., Wolkowitz C. A Concise Glossary of Feminist Theory. London, New York: Arnold, 1997, p. 80.
21. Тикнер Л. Феминизм, история искусства и сексуальное различие//Введение в гендерные исследования. Ч. II. – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001, с. 712.