Эволюция международно-правового статуса Ватикана: история, современность, украинские акценты.

Мельник В.М.

Выходные данные печатной версии: Міжнародно-правовий статус Ватикану: історія, сьогодення, українські акценти. — Вінниця: 2017. — 192 с.
Предлагаемая вниманию читателя книга была написана с целью актуализировать проблематику международно-правового статуса Ватикана и популяризировать современные научные подходы к исследуемому вопросу. Монография была написана автором как на основании нарративных источников, так и на основании собственных разысканий в сфере теории, истории и философии международного права. Исследование получило ряд положительных рецензий и характеристик от сотрудников Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Института философии и Института всемирной истории Национальной академии наук Украины, было одобрено и рекомендовано к печати Львовским медиевистическим клубом — основным украинским научно-исследовательским центром по средневековой истории, действующим при поддержке кафедры истории средних веков и византинистики Львовского национального университета имени Ивана Франко. Исходя из целостного текста, мы можем сделатьряд выводов по истории и теории эволюции международно-правового статуса Ватикана.
История международно-правовой субъектности Ватикана охватывает временной период в две тысячи лет и может рассматриваться как в “типичном”, так и в “атипичном” аспектах. Отдельно нужно также выделять “сверхтипичную” концепцию международно-правового статуса Ватикана. Проблематика этого статуса касается прежде всего юридического понимания понятий “территориальный”, “экстерриториальный” и “духовный” суверенитет. Считаем, что Ватикан объединяет три формы суверенитета. Рассмотрев каждую форму в историческом сравнении, пришли к выводу, что Ватикан является целостным государством, а не “подобием государственного организмa”, о чем любят писать современные украинские исследователи.
Роль Римско-Католической Церкви в формировании современной европейской идентичности и западной системы международного правопорядка трудно переоценить. В течение двух тысячелетий Римско-Католическая Церковь как институционально, так и антропологически выступала двигателем европейской общественной мысли, аккумулятором интеллектуальных дискуссий. Ее существование всегда порождало массы согласных и несогласных, фанатиков и противников, но никогда не вызывало равнодушия.
Католицизм — это религиозная форма христианства, сформировавшаяся под влиянием адаптации последнего к реалиям европейского мозаичного этноландшафта. Римский католицизм обладает всеми признаками доктринального идейно-философского учения с антропологическим подтекстом. Именно поэтому разделы книги “Генезис юридической организации Римско-Католической Церкви и христианская доктрина международного права”, “Международно-правовой статус христианства до 1054 года как объект исследований политической антропологии” посвящены попытке анализа исходных международно-правовых позиций Святого Престола с точки зрения авторской концепции политической антропологии.
Автор считает, что политическая антропология изучает политическую традицию (как структурную часть политической культуры) через социальную и этническую психологию. Для нее важно именно психологическое измерение политического действия. Генезис юридической организации Римско-Католической Церкви с точки зрения психологически обоснованной политической антропологии видится в сочетании двух основных компонентов — государственного и идейного. В соответствии с этими компонентами сделана попытка определить основные исследовательские проблемы для политической антропологии: “Ватикан как воплощение государства” и “Ватикан как идея государства”. Идеологический антропоцентризм католицизма также вынуждает нас защищать идею сверхитипичного определения международной правосубъектности Святого Престола.
Ватиканские юристы подчеркивают, что Римско-Католическая Церковь выступает “живым телом” — институтом, унаследовавшим содержание своей деятельности от Иисуса Христа. До сих пор, среди украинский ученых лишь М. Стахив в своей фундаментальной книге “Христовая Церковь в Украине” попытался охарактеризовать юридическую историю Ватикана как “процесс административно-правовой трансформации от институции к живому телу”.
С точки зрения социальной психологии европейцев Средневековья, Католическая церковь во главе с Папой Римским выполняла роль локомотива добра в вечном противостоянии со злом. Итак, католицизм получил надгосударственную власть. Римско-Католическая Церковь превратилась в прообраз современных международных организаций, она выполняла те же функции — посредничество, дипломатические переговоры, организацию военно-политических коалиций, миротворческую деятельность. Христианский психологический стереотип вечной борьбы добра и зла породил современное международное право западного образца. Этому процессу посвящен раздел “Историческая эволюция международно-правового статуса Ватикана”. Отдельное внимание уделено формированию и этапам дифференциации частного и публичного права Святого Престола.
Частное право Ватикана исторически взаимодействовало с окружающими системами. Сначала Святой Престол полностью заимствовал римское частное право, приспособив его под византийские, франкские и германские влияния. На рубеже I и II тысячелетий очевидным стало преимущество франков и лангобардов над византийцами в частно-правовом поле. Объединение римского частного права с обычным правом германцев создало в дальнейшем общеитальянскую правовую традицию.
Публичное право Ватикана характеризуется большей зависимостью от первоначальных норм римского права. Оно является обособленным от итальянских влияний и развивалось совершенно самостоятельно. Интересная административно-правовая система граничит с древнейшей в мире системой конституционного права. Считаем, что в контексте формирования конституционного права как отдельной юридической системы Ватикану принадлежит первенство. Именно Святым Престолом еще во времена римского епископата впервые начали приниматься папские документы правового содержания под названием “Конституция”. Oтсчет времени истории мирового конституционализма, на наш взгляд, следует начинать именно с V века, когда римские конклавы начали принимать первые конституции.
Существует два подхода к историческому пониманию вступления Святого Престола на международно-правовую арену (в институциональном контексте). Первый подход предполагает ведение хронологии истории международного права Ватикана от 325 года, когда Римский епископат получил институциональное первенство на I Вселенском (Никейском) соборе. Именно тогда были выделены в структуре Христианской церкви апостольские епископаты (в частности, Александрийский и Антиохийский) и установлен между ними публично-правовой характер взаимоотношений. Второй подход предлагает изучать международно-правовую историю Святого Престола от 476 года, когда готы под руководством князя Одоакра установили контроль над территориями современной Италии и над Римом. Вместе с этим, современные российские юристы-международники ведут отсчет международной правосубъектности Святого Престола от Вормского конкордата 1122 года — первого нормативно-правового акта, регулирующего роль и функции церковных институтов в отдельно взятой стране.
В 1871 году уже независимая Италия подтвердила наличие международной правосубъектности Апостольского престола в “Законе о гарантиях прерогатив суверенного понтифика и Святого Престола в отношениях государства и церкви”. В 1929 году суверенитет Святого Престола был признан Латеранским договором между Папой Римским и Королевством Италия. Помимо признания суверенитета Папы Римского, договор также предусматривал создание нового государства — Ватикана (в статусе города-государства). Этапы юридического формирования этого теократического государства рассмотрены в разделе “Римский вопрос, Латеранские соглашения и международно-правовой статус Ватикана”.
В современном международном праве фигурирует три концепции понимания международно-правового статуса Ватикана: типичная, атипичная, сверхтипичная. Для большинства украинских ученых характерно заимствование атипичной концепции, разработанной совместно американской и немецкой международно-правовыми школами. Атипичная концепция предполагает понимание статуса Ватикана как одновременно города-государства и центра апостольской Римско-Католической Церкви — Святого Престола. Типичная концепция определяет Ватикан как обычный государственный политико-правовой организм и интегрирует Святой Престол и Город Ватикан. Эту концепцию поддерживают ватиканские юристы-каноники. Концепция сверхтипичной международной правосубъектности возникла в историософской среде французской научной школы “Анналов”, она активно используется польской школой международного права. Международно-правовой статус Ватикана определено именно как “сверхтипичный”. Этой дискуссии посвящены разделы книги: “Вячеслав Заикин как исследователь юридического статуса Святого Престола и церковного права” и “Статус Ватикана в современной системе международного права”.
Именно последний из вышеуказанных разделов может представлять наибольший интерес для юристов-международников. Главные акцеты сделаны на проблеме правового определения власти и суверенитета современного Ватикана.
Ватикан выполняет роль территориального закрепления Католической Церкви как института. Для определения правовой природы международного статуса Ватикана особенно важно понимать, что он является олицетворением Церкви как институционального центра. Итак, как институционально, так и антропологически, Ватикан с точки зрения политологии выполняет роль глобального центра. Он является центральным местом для духовного мира западного христианства. Святой Престол выступает сувереном Города Государства Ватикан. Духовная составляющая является источником этого суверенитета. На духовной роли основана вся внешняя политика Ватикана. Это означает, что можем характеризовать Ватикан одновременно и как культурно-цивилизационный центр Римско-Католической Церкви, и как место сосредоточения территориального и экстерриториального суверенитета Святого Престола, и как материальное воплощение духовного суверенитета Папы Римского. Кроме понятия “духовного суверенитетa” важной категорией для осмысления взаимодействия между каноническим и международным правом выступает концепт “моральной личности”. Научный комментарий к Корпусу канонического права определяет этот термин так: “группа или последовательность физических лиц, объединенных общей целью, которая имеет в связи с этим определенную взаимосвязь друг с другом и может, таким образом, рассматриваться как единое лицо”. Это означает, что Святой Престол имеет каноническую природу единого лица в международном праве.
Современные украинские исследователи считают Ватикан всего лишь полугосударственным образованием, что, в свою очередь, противоречит положениям немецкой и американской международно-правовых школ. Ватикан является государством. При этом, государство здесь сочетается с центром мировой религии и позиционирует себя как концентрированный центр силы направленной на продвижение католицизма. Доказательством полноценности ватиканской государственности является прежде всего система организации государственной власти, а также форма конституционного и административного обеспечения функционирования этой власти. В условиях абсолютной теократической монархии, Папа Римский делегирует ряд своих полномочий представителям законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
В разделе “Статус Ватикана в современной системе международного права” уделено значительное внимание проблеме внутреннего правового поля Ватикана, что дало нам возможность опровергнуть неверное понимание современными украинскими исследователями юридической природы Ватикана как полугосударственной. Правовое поле Ватикана состоит из двух разновидностей политической власти — духовной власти Святого Престола и светской власти города-государства Ватикан. Римская курия одновременно руководит Римско-Католической Церковью и Ватиканом. Существует автономное Губернаторство Города-Государства Ватикан, которое теоретически сосредоточивает в себе признаки светской власти. Во главе всей этой системы стоит Папа Римский. От его имени и с его разрешения работают все институты Ватикана. Наличие Папской комиссии по делам города-государства Ватикан, Губернаторства города-государства Ватикан и Синода епископов лишь подтверждают наш тезис о том, что Ватикан является полноценным государством и полноценным субъектом международного права.
В пользу нашего восприятия Ватикана как полноценного государства свидетельствует впервые введенный нами в научный оборот тезис о протекторате Святого Престола над Республикой Сан-Марино, что юридически подтверждается заключенным в 1602 году соглашением. Этому вопросу в монографии посвящен отдельный раздел (“Республика Сан-Марино: публичное право в историческом сравнении и проблематика протектората Святого Престола”). Рассмотрена общая система публичного права Республики Сан-Марино, определены исторические аспекты юридического взаимодействия между Святым Престолом и Сан-Марино.
Сан-Марино до XX века находилось под непосредственным протекторатом Папы Римского. На наш взгляд, именно этот факт обезопасил Сан-Марино от оккупации окружающими итальянскими государствами в XVIII веке и Наполеоном Бонапартом в 1805 году. Договор о папской протекции (1602) был официально подтвержден в 1631 году. Именно в этой редакции, на наш взгляд, его следует признать действующим и поныне. От оккупации фашистской Италией республику также спас официальный протекторат Ватикана, который никогда не откладывал в архив свои международно-правовые обязательства. Например, 17 октября 1739 года папский легат в итальянской провинции Романья, кардинал Джулио Альберони попытался захватить территорию республики, но уже 5 февраля 1740 года Папа Римский вернул Сан-Марино независимость. Особенно следует подчеркнуть, что в договорах с Республикой представлено правовое определение официальным Ватиканом государственности Сан-Марино как “традиционной республики”.
Впервые использовано в научном контексте творческое наследие малоизвестного украинского историка и юриста В. Заикина, активно отстаивавшего сверхтипичную концепцию международной правосубъектности Ватикана (раздел “Вячеслав Заикин как исследователь юридического статуса Святого Престола и церковного права”). Как удалось установить, В. Заикин является единственным украинским представителем этого направления и нашим главным предшественником.
Также В. Заикин создал почву для целой научной школы по исследованию церковного права Католической Церкви. Заикин специализировался на сравнительном исследовании церковного и канонического права различных христианских конфессий и его наследие должно служить прежде всего теоретическим основанием для ватикановедения.
Впервые проанализирована с юридических позиций энциклика Папы Иоанна XXIII “Мир на Земле” от 11 апреля 1963 года (раздел “Энциклика Папы Ивана ХХIII “Мир на Земле” как актуальный документ международного права”). Нами предложена теория использования папских энциклик как международно-правовых документов. Следует подчеркнуть, что в исторической ретроспективе важнейшее юридическое значение имели папские буллы. Впоследствии значение булл было уменьшено конкордатами и внешнеполитическими соглашениями. Сейчас очень важную роль в деятельности как Папы Римского, так и Римской курии, играют энциклики.
Энциклика — главный документ издаваемый Папой Римским и отображающий актуальную повестку международных отношений. Она обычно освещает официальный ватиканский взгляд на религиозные, социально-экономические и политические вопросы мирового масштаба. Энциклики готовятся на латинском языке, подготовкой их текста занимается целая группа кардиналов, юристов-каноников и архиепископов. Энциклику называют по первым словам документа.
Предложена необходимость рассмотреть Ватикан в качестве посредника для украинской внешней политики. Раздел под названием “Украинские аспекты международно-правовой деятельности Ватикана” сконцентрирован вокруг роли и функций католичества в становлении украинской государственности и религиозно-политического сознания украинцев. В контексте определения и периодизации культурно-исторических и дипломатических связей украинцев и Римской курии опираемся на малоизвестные, но весьма фундаментальные взгляды Вячеслава Заикина, Матвея Стахива.
Независимая Украина должна использовать все возможности публичной дипломатии с целью занять подобающее место в системе международных отношений. Мы должны не только поддерживать дипломатическое сотрудничество со Святым Престолом, но и активно сотрудничать на благо национальных и государственных интересов. Система ватиканско-украинских взаимоотношений, хотя и развивалась динамично в течение последних пятнадцати лет, требует качественного переосмысления на платформе определения и обеспечения приоритетных геополитических интересов Украинского государства.
Итак, геополитическое и геоэкономическое влияние Ватикана на мировую политику трудно переоценить. Святой Престол, несмотря на то, что его площадь занимает лишь 44 гектара, в Средневековье был социально-политическим и дипломатическим двигателем всей Европы. Сегодня этот статус уменьшился геополитически, однако он по-прежнему очень силен дипломатически и цивилизационно.


Автор — Мельник Виктор Мирославович (род. 1996), украинский политолог-международник, антрополог и журналист, член Национального союза журналистов Украины, член Украинской ассоциации внешней политики, член Американского общества юридической истории, член Киевского отделения Украинского географического общества, член Львовского медиевистического клуба, основатель и главный редактор научного журнала “Анналы юридической истории”, ученый секретарь Международного центра гражданской политологии при Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко, лауреат творческой премии Национального союза журналистов Украины (2016), стипендиат Института международных отношений Вроцлавского университета (2015), студент юридического и философского (кафедра политологии) факультетов Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Главные труды: монографии “Очерки по теории социокультурной антропологии” (2015), “Оборонительные укрепления города Винницы” (2015), “Этнополитические очерки” (2016), “Этноисторические аспекты становления польской нации” (2016), “Украинцы и украинский язык в Словакии” (2016), брошюры “Боливия: политическая история и конституционное право” (2016), “Бутан: правовой контекст модернизации” (2016). Автор более 200 научных публикаций.
Опубликовано: 17.05.17