Потестарные отношения и политогенетические процессы (к проблеме становления политической организации постпервобытного общества)
Попов В.А. (Санкт-Петербург)
1. Под политогенезом обычно понимается процесс становления политической организации постпервобытного общества. В результате политогенетических процессов формируется политическая власть как асимметричное и амбивалентное отношение между управляющими и управляемыми. Поэтому в центре внимания исследователей политогенеза, как правило, оказывается феномен потестарности (властвования, властелинства) и основные факторы его генезиса и исторической динамики (прежде всего экологические, этнокультурные и социально-психологические).
2. Если потестарность трактовать как волевое доминирование, то под потестарными отношениями следует понимать те отношения, в которых отражается принцип иерархичности между людьми и их коллективами. Асимметричность потестарных отношений, ставшая одним из детерминирующих факторов стабилизации социумов, возникла на самых ранних стадиях антропосоциогенеза и обусловлена функциональными различиями индивидуальных ролей в человеческих коллективах, а также психологическими механизмами властвования / подчинения.
3. В процессе политогенеза политическое общение близких по родственным и соседским отношениям людей, еще относительно равных по потестарному статусу и влиянию, сменяется отчужденными отношениями господства и подчинения, опирающихся на административный аппарат принуждения и насилия, т.е. на государство.
4. Государство как политический институт осуществляет также руководство, управление, координацию, контроль и другие потестарные функции, применяя такие средства осуществления власти, как авторитет, убеждение, манипуляция, запрет, принуждение.
5. Государство – высшая стадия развития политической организации, единственная и универсальная. Рассматриваемые сторонниками многолинейности социальной эволюции как однопорядковые государству неиерархические формы политической организации, будь то древнегреческий полис или политии кочевников, казаков и горцев, а также кельтов и исландцев, – не более чем "альтернативные пути" к государственности (первичной или вторичной), наряду с параполитейностью и "ранним государством". Нельзя к тому же не заметить, что "неиерархические сложные общества" – такой же оксюморон, как и "неиерархическая власть".
6. Выявлено три возможных модели становления и эволюции политической организации постпервобытного общества: военная, аристократическая и плутократическая. Военная модель предполагает институционализацию публичной власти за счет возвышения и обособления института военного вождя, а также его дружины и административного аппарата, состоящих из его родственников и приближенных (чаще всего, чужаков). Аристократическая приводит к власти представителей родоплеменной аристократии, концентрирующих в своих руках военное, религиозное и административно-хозяйственное руководство. Плутократическая связана с накоплением отдельными общинниками материальных богатств (ресурсов), формированием вокруг патронов многочисленных клиентелл, постепенной трансформацией авторитета и престижа богатого и сильного лидера (феномен бигмена) в силу административной власти.
Все три варианта политогенеза, рано или поздно, приводят к одному и тому же – формированию обособленного и отчужденного от общины административного аппарата управления, а также асимметричной и амбивалентной структуры отношений публичной власти.
Опубликовано: 03.01.062. Если потестарность трактовать как волевое доминирование, то под потестарными отношениями следует понимать те отношения, в которых отражается принцип иерархичности между людьми и их коллективами. Асимметричность потестарных отношений, ставшая одним из детерминирующих факторов стабилизации социумов, возникла на самых ранних стадиях антропосоциогенеза и обусловлена функциональными различиями индивидуальных ролей в человеческих коллективах, а также психологическими механизмами властвования / подчинения.
3. В процессе политогенеза политическое общение близких по родственным и соседским отношениям людей, еще относительно равных по потестарному статусу и влиянию, сменяется отчужденными отношениями господства и подчинения, опирающихся на административный аппарат принуждения и насилия, т.е. на государство.
4. Государство как политический институт осуществляет также руководство, управление, координацию, контроль и другие потестарные функции, применяя такие средства осуществления власти, как авторитет, убеждение, манипуляция, запрет, принуждение.
5. Государство – высшая стадия развития политической организации, единственная и универсальная. Рассматриваемые сторонниками многолинейности социальной эволюции как однопорядковые государству неиерархические формы политической организации, будь то древнегреческий полис или политии кочевников, казаков и горцев, а также кельтов и исландцев, – не более чем "альтернативные пути" к государственности (первичной или вторичной), наряду с параполитейностью и "ранним государством". Нельзя к тому же не заметить, что "неиерархические сложные общества" – такой же оксюморон, как и "неиерархическая власть".
6. Выявлено три возможных модели становления и эволюции политической организации постпервобытного общества: военная, аристократическая и плутократическая. Военная модель предполагает институционализацию публичной власти за счет возвышения и обособления института военного вождя, а также его дружины и административного аппарата, состоящих из его родственников и приближенных (чаще всего, чужаков). Аристократическая приводит к власти представителей родоплеменной аристократии, концентрирующих в своих руках военное, религиозное и административно-хозяйственное руководство. Плутократическая связана с накоплением отдельными общинниками материальных богатств (ресурсов), формированием вокруг патронов многочисленных клиентелл, постепенной трансформацией авторитета и престижа богатого и сильного лидера (феномен бигмена) в силу административной власти.
Все три варианта политогенеза, рано или поздно, приводят к одному и тому же – формированию обособленного и отчужденного от общины административного аппарата управления, а также асимметричной и амбивалентной структуры отношений публичной власти.