Lazari A., Riabow O., Zakowska M. Europa i Niedzwiedz. Warszawa, 2013.

Andrzej de Lazari, Oleg Riabow, Magdalena Zakowska

Выходные данные печатной версии: Andrzej de Lazari, Oleg Riabow, Magdalena Zakowska. Europa i Niedzwiedz. Warszawa: Centrum Polsko-Rosyjskiego Dialogu i Porozumienia, 2013. 320 s.
онография представляет собой уникальную попытку исследования символа «русского медведя» как фактора международных отношений, военной пропаганды, внутриполитической борьбы и политик национальной идентичности. Вначале прослеживается история медвежьего символа, выявляются значения, которые за ним закрепились в европейских культурах, а затем анализируется, каким образом эти значения используются для репрезентаций России. Авторы приходят к выводу, что «русский медведь» - это западное изобретение, появившееся около пятисот лет назад и к XVIII веку ставшее узнаваемым символом России. Сама идентичность Запада конструируется через исключение России, и, очевидно, образ «русского медведя» играет важную роль в обосновании положений и о цивилизационной чуждости России, и об ее отсталости. Авторы показывают основные этапы развития образа России-медведя в культурах различных европейских стран, выделяя как общие черты, так и особенные, обусловленные спецификой той или иной национальной истории и культуры. История «русского медведя», таким образом, – это в каком-то смысле история европейской идентичности. Исследование позволяет заключить, что «русский медведь» был заметнейшим персонажем европейского дискурса о России, в котором он предстает «партнером» основных действующих лиц европейской и мировой истории последних нескольких столетий. В медвежьем облике европейский дискурс изображает и всех руководителей России. Дань использованию медвежьей метафоры России отдали выдающиеся представители европейской культуры, среди которых известные писатели, художники, скульпторы, медальеры, режиссеры, публицисты. Особое внимание в книге уделено визуализации «русского медведя», чьи изображения украшали страницы лучших журналов Европы. О значимости образа медведя говорит и то обстоятельство, что его «носителями» были газеты и сатирические карты, почтовые марки и открытки, медали и игрушки, художественные и анимационные фильмы. Особое внимание уделено ответу на вопрос, как «русский медведь» воспринимался в самой России и каким образом он включается в сегодняшнюю внутриполитическую борьбу.

Опубликовано: 01.04.14