Предмет элитологии

Ашин Г.

Элитология, генезис которой лежит в русле социальной и политической философии, сложилась как комплексное междисциплинарное знание, лежащее на стыке социальной философии, политологии, социологии, всеобщей истории, психологии,
культурологии.
Элитология в предельно широком смысле основыватся на учении о системности
бытия, его дифференциации и иерархизации. В сложных динамических системах можно выделить управляющую и управляемую подсистемы, зафиксировать явление субординации важнейший момент, объясняющий проблему элиты и элитности.
Предмет элитологии в собственном смысле слова высшая страта в любой системе социальной стратификации, ее функции, связанные с управлением системой в целом или тех или иных ее подсистем, выработкой норм и ценностей, которые служат самоподдержанию системы и ее развитию, это наиболее активные, пассионарные элементы населения, являющиеся инновационными группами. Наконец, часто (прежде всего в политологии) об элите говорится в узком значении этого термина как о политико-административной, управленческой элите. Именно эта составная часть элитологии стала (может быть, без достаточных на это оснований) наиболее важной, распространенной, прикладной частью элитологии. В этом узком смысле предметом элитологии (точнее говоря, политической элитологии) является исследование процесса социально-политического управления и, прежде всего, высшей страты политических акторов, выявление и описание того социального слоя, который непосредственно осуществляет это управление, являясь его субъектом (или, во всяком случае, важнейшим структурным элементом этого субъекта), иначе говоря, исследование элиты, ее состава, законов ее функционирования, прихода ее к власти и удержание этой власти, легитимизация ее как правящего слоя, условием чего является признание ее населением, изучение ее роли в социальном процессе, причин ее деградации, упадка (как правило, вследствие ее закрытости), и ухода с исторической арены, как не отвечающей изменившимся историческим условиям, изучение законов трансформации и смены элит.
Термин "элитология" российская новация. Он введен в научный оборот в 80-х
годах и получил широкое распространение в российских общественных науках начиная
со второй половины 90-х годов. К сожалению, зарубежные коллеги не спешат (пока?) признавать необходимость и законность этого термина или его эквивалента, который пока не предложен. Курсы Политические элиты, Социология элиты, Теории элиты, читаемые в западных университетах, далеко не исчерпывают элитологическую проблематику. Их можно скорее рассматривать как отдельные разделы элитологии, которые описывают те или иные аспекты феномена элиты. При подобном фрагментарном подходе нельзя охватить предмет исследования элиту как определенную целостность, как некоторую систему, раскрыть законы функционирования и развития этого феномена. Именно на таком целостном, системном подходе к феномену элиты и элитного настаивает элитология. Пожалуй, ближе всего к предмету элитологии подходит предмет социологии элиты. Однако, предмет социологии элиты существенно уже, чем предмет элитологии. Социология элиты не исчерпывает все богатство содержания элитологии. Не следует абсолютизировать и социологические методы исследования; в элитологии они дополняются философскими, политологическими, культурологическими, психологическими.
Пора в полный голос заявить о формировании российской школы элитологии. Эта школа сложилась в последние полтора десятилетия ХХ века (главным образом, последние десять лет). И это вполне объяснимо. Известно, что в советское время элитологическая проблематика была табуирована. Исследования советской элиты были
невозможны по идеологическим (а, значит, и цензурным) соображениям. В соответствии с официальной идеологией, элита атрибут антагонистического общества, и ее не может быть в обществе социалистическом (хотя наличие элиты привилегированного слоя в виде прежде всего верхушки партийно-советской бюрократии было секретом Полишинеля). И исторически элитологическая проблематика входила в советскую науку с "черного хода через разрешенный жанр "критики буржуазной идеологии".
И не случайно, что российская элитология сформировалась в годы демократического транзита России. Когда цензурные препоны были сняты, элитологические исследования в России стали осуществляться широким фронтом. Перефразируя слова непопулярного ныне классика, Россия "выстрадала" элитологию. Уж слишком натерпелась она от правления неквалифицированной, авторитарной (а тем более тоталитарной) часто коррумпированной политической элиты. А это вылилось в острую потребность в научной дисциплине, которая сформулировала бы оптимальные подходы к повышению качества элиты, принципам ее рекрутирования, демократического контроля над элитой, элитного образования.
К тому же были и другие важные предпосылки для формирования школы современной российской элитологии. Она могла опереться на мощные традиции русской дореволюционной и эмигрантской философии, политологии, правоведения, социологии, представленных такими выдающими деятелями науки и культуры, как Н.А.Бердяев, М.Я.Острогорский, П.А.Сорокин, И.А.Ильин, Г.П.Федотов, внесших неоценимый вклад в развитие элитологии.
Российская школа элитологии бурно развивается в последнее десятилетие; она по праву заняла ведущее место не только по исследованию российских элит (еще пару
десятилетий назад о российских элитах можно было узнать лишь из работ зарубежных
советологов и российских политэмигрантов), но и по ряду общетеоретических проблем элитологии.
Как всякая становящаяся наука, элитология нуждается в осмыслении и уточнении своего понятийного аппарата, разработке общей теории и методологии, перевода теоретических понятий на операциональный уровень, разворота эмпирических исследований элит, сравнительных элитологических исследований.
Начнем с различения такихе понятия (которые до сих пор смешиваются), как элитология, элитизм, элитаризм. Смешение этих терминов прежде всего результат того, что элитология зарождалась как элитаризм, ибо ее теоретики были выразителями интересов тех слоев населения, из которых и рекрутировались члены элиты, и которые выступали идеологами (и тем самым апологетами) этих слоев.
Элитаризм это концепция, исходящая из того, что элита страта, являющаяся в
большей или меньшей степени закрытой, члены которой не приемлют или презирают
нуворишей. Таким образом, элитаризм аристократическое и консервативное мировоззрение. И сочинения его сторонников рефлексия по поводу той самой высшей социальной страты, к которой они относятся или на ценности которой ориентируются.
Элитизм более либерален, в его понимании элита не должна быть закрытой стратой общества, а, напротив, открыта для наиболее способных выходцев из неэлитных слоев, в том числе и из социальных низов. Для элитистов характерен меритократический подход к элите (впрочем, такой подход отнюдь не является монополией элитистов, он присущ как ряду умеренных элитаристов, так и части эгалитаристов).
Наконец, элитология наиболее широкое понятие, объединяющее всех исследователей элиты, независимо от их методологических установок и ценностных предпочтений, включая и сторонников эгалитарной парадигмы, для которой наличие элиты вызов фундаментальной ценности обществу равенству. Среди эгалитаристов есть сторонники грубой уравнительности, вплоть до полного имущественного равенства, эгалитаристы, для которых невыносимо, чтобы среди равных находились такие люди, которые, по выражению Дж.Оруэлла, более равны, чем другие (радикальные эгалитаристы). Но значительно большее число эгалитаристов выступают как борцы за справедливость, под которой они обычно понимают более адекватную систему социального неравенства, обосновывают допустимость определенной степени
Неравенства в соответствии со способностями и, главное, заслугами людей, их вкладом в развитие общества, то есть демонстрируют элементы меритократического подхода (умеренные эгалитаристы).
Большинство исследователей элиты исходят из того, что элита является определяющей силой исторического (в том числе политического) процесса, его субъектом. Такой подход таит в себе достаточно произвольное постулирование.
Чтобы избежать смешения различных трактовок элиты и ее роли в развитии общества, мы и вводим различение таких понятий, как элитология, элитаризм, элитизм. Первое более широкое понятие, чем второе и третье. Разумеется, все элитаристы и элитисты являются элитологами, но не все элитологи являются либо элитаристами, либо элитистами. Подобное различение помогает нам, в частности, избежать распространенной ошибки, связанной с игнорированием или принижением роли народных масс в социальном процессе.
Опубликовано: 03.01.06