Перспективы урегулирования конфликта между Нагорно-Карабахской республикой и Азербайджанской республикой

Заргарян А. (Москва)

Карабахское государство состоялось и этот исторический факт признан всем миром. Нагорный Карабах и Азербайджан должны обладать равной международной правосубъектностью. Признание независимости Нагорного Карабаха не нарушает территориальной целостности Азербайджана и не угрожает его существованию. Необходимо сохранить установившийся де-факто независимый статус Нагорно-Карабахской Республики (НКР), который является гарантией безопасности карабахского народа.
Нагорный Карабах и Азербайджан с точки зрения международного права, истории, географии, культуры, традиций государственности не имеют ничего общего. Принцип территориальной целостности не применим к Азербайджану по многим международно-правовым основаниям. Но главное, Нагорный Карабах де-юре никогда не входил в состав Азербайджана.
Многолетнее отсутствие каких-либо отношений с Азербайджаном наглядно и убедительно свидетельствует о том, что Нагорно-Карабахская Республика вполне может существовать и развиваться без него.
Современная политологическая наука выработала критерии обеспечения права народов на самоопределение. Согласно принятым в науке положениям, международно-правовой статус Нагорно-Карабахской Республики как независимого государства обеспечивают следующие параметры: историческая принадлежность в течение пяти тысяч лет карабахской территории армянскому народу; подавляющее армянское большинство коренного населения НКР (85% в 1991 г.); политика геноцида со стороны руководства Азербайджана в отношении армян; проведение согласно международному праву и законодательству СССР референдума о независимости (10 декабря 1991 года); наличие легитимных органов власти в НКР и их контроль над территорией республики; способность на самооборону; экономическое самообеспечение; обладание международной правосубъектностью.
Урегулирование карабахско-азербайджанского конфликта должно быть осуществлено на основе пакетного варианта решения, который является приоритетным в современной международной практике урегулирования этнополитических конфликтов. Например, Дейтонские соглашения, Восточный Тимор.
Поэтапные планы урегулирования не приемлемы для НКР по следующим причинам. Во-первых, эти планы не решают и даже не рассматривают основного вопроса конфликта – обеспечения безопасности карабахского народа, механизмом и важнейшей гарантией чего является независимый государственный статус НКР. Во-вторых, поэтапные планы решают исключительно задачи Азербайджана: передачу территорий исторического Нагорного Карабаха, на которые предъявляет претензии Азербайджан, и возврат азербайджанских беженцев, а с ними фактически и азербайджанской армии. После этого Азербайджан теряет всякий интерес к дальнейшим переговорам с НКР по заключению мирного договора и взаимному признанию и в удобное для него время начинает новую войну с тех же позиций, с которых он ранее (до своего поражения) уже предпринимал широкомасштабную агрессию и этнические чистки.
Азербайджан отказывается обсуждать статус НКР и его независимость. Для НКР в этом вопросе также нет предмета для обсуждения, так как государственная независимость НКР провозглашена карабахским народом в полном соответствии с международным правом. Определение статуса - является исключительным правом народа НКР. Когда Азербайджан говорит о территориальной целостности, то для карабахской стороны также нет объекта для переговоров, так как территориальная целостность Азербайджана к Нагорному Карабаху не относится.
На карабахско-азербайджанских переговорах наиболее продуктивным было бы не обсуждать вопросы независимости и территориальной целостности, а обсуждать отношения между НКР и Азербайджаном, в результате чего может быть подписан мирный межгосударственный договор, отвечающий интересам карабахского и азербайджанского народов. К примеру, франко-алжирские переговоры в Эвиане, начатые по инициативе президента Франции де Голля, завершились соглашением не о статусе Алжира, а о признании его государственной независимости и об установлении отношений между ним и бывшей метрополией на новой межгосударственной основе.
Для урегулирования карабахско-азербайджанского конфликта необходимо восстановление территориальной целостности Нагорного Карабаха и его физической связи с Арменией. Этот вопрос должен быть решен путем воссоединения Лачино-Кельбаджарского региона Нагорного Карабаха с Нагорно-Карабахской Республикой.
Действия азербайджанского руководства в последней войне 1991-1994 годов против Нагорного Карабаха можно охарактеризовать как политику международного терроризма, выразившуюся в уничтожении гражданского населения НКР, бомбежках и ракетных обстрелах мирного населения, захвате заложников, уничтожении культурных памятников. Лачино-Кельбаджарский регион был одним из основных плацдармов для агрессии Азербайджана. Его можно сравнить с Восточной Пруссией, послужившей плацдармом для агрессии фашистской Германии против СССР. По современному международному праву Лачино-Кельбаджарский регион должен быть передан НКР в качестве наказания Азербайджана за агрессию и систематическое использование данного региона в качестве удобного плацдарма для нападения на НКР. Лишение Азербайджана территории данного региона является формой ответственности государства-агрессора за тягчайшее международное преступление - агрессию и мерой, направленной против ее повторения.
Кроме того, Лачино-Кельбаджарский коридор должен быть деколонизирован. Процесс деколонизации, начатый ООН в 1960-ые годы, должен получить свое логическое продолжение и в отношении всего исторического Нагорного Карабаха, который был аннексирован Азербайджаном в 1921 году и превращен в свою колонию. Последующий раздел азербайджанской колонии Нагорный Карабах на территории с разным административным статусом не меняет статус всего Нагорного Карабаха как колониальной территории. Деколонизация Лачина должна предполагать его воссоединение с НКР. Международными прецедентами могут служить: деколонизация и воссоединение бывших испанских колоний Ифни и Танжера с Марокко, воссоединение британского Сомали с Республикой Сомали, воссоединение Папуа с государством Папуа-Новая Гвинея в 1973 году.
Должна быть восстановлена территориальная целостность и пространственная безопасность Нагорного Карабаха. Нагорный Карабах является в географическом и историческом аспекте более широким понятием, чем бывшая НКАО и современная НКР. Нагорный Карабах имеет право на самоопределение в своих естественных границах, включающих Лачино-Кельбаджарский регион. Международным прецедентом может служить самоопределение Намибии. В мае 1987 года Совет ООН по Намибии принял Луандскую декларацию, в которой подтвердил неотъемлемое право народа Намибии на самоопределение и независимость именно в единой Намибии с сохранением ее полной территориальной целостности, включая Уолфиш-Бей и остров Пенгуин. Ранее эти территории административно не входили в состав Намибии, а принадлежали ЮАР, но исторически и географически находились в Намибии.
Важнейшим элементом урегулирования карабахско-азербайджанского конфликта является обеспечение безопасности народа НКР. В международном праве на рубеже XXI века наметилась тенденция необходимости признания государственной независимости народов, подвергшихся геноциду. Сецессия неизбежна, когда государство (в данном случае азербайджанское) объявляется собственностью одного народа. Одним из ярких примеров такого рода являет собой самоопределение народа Нагорного Карабаха. Государственная независимость НКР является важнейшей гарантией обеспечения права народа Нагорного Карабаха на жизнь, без которого, как говорил французский философ Шарль Фурье, “все остальные права человека превращаются в нуль”.
Факты геноцида по отношению к армянам в Азербайджане настолько очевидны и вопиющи, что даже если бы не было иных правовых основ для провозглашения государственной независимости НКР, этого уже было бы достаточно.
Политика целенаправленного геноцида в отношении армян вообще и карабахских армян в частности проводилась при любом режиме и руководстве в Азербайджане. Азербайджанское понимание территориальной целостности заключается в превращении этого принципа в лицензию на этнические чистки и геноцид. На встрече с редакторами ведущих азербайджанских газет в 2002 году президент Азербайджана Гейдар Алиев признался: “Я старался, чтобы в Нагорном Карабахе было больше азербайджанцев, а число армян сократилось”.
Национальная безопасность Нагорно-Карабахской Республики может и должна быть обеспечена на трех уровнях: системой безопасности самой НКР, документально оформленными гарантиями Армении и Азербайджана, гарантиями и механизмом их обеспечения со стороны международного сообщества.
Основополагающими причинами серьезно осложняющими переговорный процесс являются: нечетко определенный статус Нагорного Карабаха в переговорном процессе; отказ Азербайджана от прямых переговоров с Нагорным Карабахом; выдвижение Азербайджаном предварительных условий, относящихся к будущему статусу Нагорного Карабаха, который должен определяться в ходе самих переговоров. Требование Азербайджана об односторонней передаче ему территорий занятых Армией обороны Нагорного Карабаха в ходе оборонительных военных действий до решения всех остальных вопросов урегулирования представляет серьезную угрозу безопасности народа НКР и фактически ведет к тупику в переговорном процессе. Необходимо подчеркнуть, что эти занятые территории являются поясом безопасности вокруг НКР. Серьезным препятствием для урегулирования является деструктивная позиция Азербайджана, в которой преобладают тенденции к разрешению проблемы военным путем и постоянный шантаж мирового сообщества.
Серьезно осложняют переговорный процесс мифы и легенды азербайджанской пропаганды, в первую очередь об 20% оккупированных территорий и одном миллионе беженцев. На самом деле, территория Азербайджана, находящаяся под контролем Армии обороны Нагорного Карабаха составляет 8 %, а беженцы и перемещенные лица в Азербайджане 7,9 %. При этом, оккупированная Азербайджаном территория НКР составляет 15% площади республики (а был период, когда почти 50% территории НКР находилось под оккупацией азербайджанской армии), а беженцы и перемещенные лица в НКР составляют 33 % к численности населения.
НКР должна быть признана субъектом международного права во имя восстановления в международном сообществе основных человеческих прав и достоинства граждан Нагорного Карабаха.
Азербайджанское правительство никогда не имело прав на управление Нагорным Карабахом, никогда не избиралось народом Нагорного Карабаха, никогда не выражало интересов народа НКР и тем более не представляет НКР в международном сообществе. Не имея признанной международной правосубъектности, народ Нагорного Карабаха лишен права участвовать в принятии решений, которые могут оказать серьезное влияние на его общественное развитие, экономику и безопасность.
Международная практика последнего времени свидетельствует о том, что уже формируются определенные принципы разрешения конфликтов. Это, в первую очередь, проведение референдума о независимости. Референдумы уже прошли или планируются в Восточном Тиморе, Эритрее, Квебеке, Фарерских островах, Западной Сахаре, Новой Каледонии, Южном Судане, Черногории. Второй важный принцип сформулирован мировым сообществом следующим образом: потеря страной своих международно-признанных прав на какую-либо территорию (причем порой без собственного согласия) в случае неспособности правительств осуществлять эффективное управление на принципах демократии, этнического мира и региональной стабильности. Характерным примером является Восточный Тимор. Оба эти принципа имеют самое непосредственное отношение к урегулированию карабахско-азербайджанского конфликта.
НКР стремится к тому, чтобы мирный процесс имел бы свое логическое завершение в подписании мирного договора между Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджанской Республикой, что отвечало бы интересам обоих народов.
Опубликовано: 20.01.06