Применение компьютерных технологий при изучении политологии (на примере использования мультимедийных обучающих программ)

Сидельникова Т.Т. (Казань)

Быстрое развитие технологических инноваций и их использование в образовании влияет на всю образовательную среду. "...Сегодня преподаватель политологии не может обойтись без новых методов обучения, без деловых игр и анализа конкретных ситуаций, сценарных методов. Эксперт, консультант, аналитик, советник – эти новые для нашего общества профессии политолога требуют развития лабораторной базы образования, широкой компьютеризации, преобразования самого стиля высшей школы" – подчеркивается в Государственном образовательном стандарте по политологии.
Это, в свою очередь, делает исключительно актуальным и современное научно-методическое обеспечение учебного процесса, в частности, обеспечение преподавания политологии такими источниками, которые будут адекватны требованиям информационного общества.
Среди выпускаемой в настоящее время учебных пособий по политологии явно недостаточно таких, которые предусматривали бы обратную связь читателя и источника информации. Несоответствием также выступает достаточно широкое распространение компьютеров в системе образования, в личном пользовании, и отсутствие соответствующих обучающих программ по данной дисциплине. В этой связи является актуальным обращение к информационным технологиям, в частности, к созданию компьютерных обучающих программ, мультимедийных в том числе.
Обусловлено это тем, что мультимедийная среда – это одновременное использование нескольких средств подачи материала: привычного текстового, звукового, видео, рисунков и т.п. Согласно исследованиям в памяти человека остается 1/4 услышанного, 1/3 увиденного, половина увиденного и услышанного одновременно и 3/4 материала, если ко всему прочему обучающийся вовлечен в активные действия, например, при работе с интерактивными программами, в частности, мультимедийными.
Разработка МОП привела к выводу, что эта программа может использоваться во всех формах.
1. При чтении лекций это дает возможность избежать повторений приводимых определений (студент их видит на экране компьютера). Кроме того, использование рисунков, картин, анимации, аудио- и видеофрагментов дополнительно мобилизует визуальный и аудиальный каналы восприятия. Преподаватель экономит время, а "мобилизованный" студент может самостоятельно скорректировать скорость своего восприятия, если она не совпадает с темпом изложения.
2. При организации самостоятельной работы МОП также позволяет индивидуализировать усвоение темы. Степень подготовленности студентов к освоению политологических категорий, политических законов и закономерностей разная. Одному потребуется час для проработки материала, другому – гораздо больше и не за один раз. Не секрет, что студенты имеют и разный уровень логической культуры, культуры мышления в целом, эрудированности.
Не одинаков и уровень интереса. Кто-то подходит к политологии с сугубо утилитарных позиций: строка в зачетке (а потому – сдать и забыть), кого-то живо волнует эта область человеческих знаний и практики. Наличие в МОП дополнительного материала, где также используются аудио- и видеоряды, позволяет пытливому студенту значительно расширить свой кругозор, обращаясь к "базам данных" МОП, содержащих материал об исторических фигурах, событиях, фактах и т.п. Кроме того, в обучающую программу можно заложить гораздо большее количество проблемных ситуаций, нестандартных задач и вопросов, творческих заданий, инициирующих студента синтезировать ранее полученные знания по другим темам и дисциплинам.
3. При проведении практических (семинарских) занятий МОП позволяет творчески интерпретировать исходный материал постановкой вопросов в нетрадиционной форме. Развертывание используемых в МОП схем, графиков и других подобных материалов стимулирует творческую дискуссию, развивает полемическую культуру студентов.
Одной из важнейших составляющих мультимедийный обучающих программ выступает контроль и самоконтроль усвоенности изучаемого материала. Вместе с тем тестирования является одним из наиболее уязвимых моментов при оценке знаний. Связано это, прежде всего, со сложностью формализации социально-гуманитарных знаний вообще, политологических, в частности. Тем не менее, мультимедийная программа может быть построена таким образом, что она позволит фиксировать степень усвоения темы, делая акцент как на знаниях пользователя, так и на умении применять их в практике.
Сформировать умение аналитически оценивать политические процессы, определять свою собственную позицию обучаемые могут при выполнении комплекса различных типов и видов заданий.
К вопросам для самоконтроля относятся: словарная работа (работа с понятиями, категориями), выбор правильного ответа из нескольких приведенных формулировок, ответы на заранее подготовленные вопросы в форме таблиц, продолжение работы по составлению схем, таблиц, приводимых в ранее изученном тексте. Сумма полученных баллов за ответы переводится в привычную пятибалльную систему оценок. При ответах на контрольные задания ограничения по времени нет. Ряд вопросов контрольных заданий содержит набор вариантов возможных ответов, которые косвенно могут служить как подсказки. Кроме того, вопросы самоконтроля не выходят за рамки обучающего материала.
Творческие задания акцентированы на развитие креативного подхода, полифоничности мышления, полемической культуры пользователя. Они предполагают собственную версию пользователя по конкретной политической проблеме. В связи с принципиальной невозможностью подчинить их компьютерной системе контроля (правильно-неправильно), необходимостью оценивания логичности, самостоятельности суждений, нестандартности ответа и т.п., их выполнение оценивается преподавателем. Творческие задания предполагают выполнение пользователем письменного реферата, по которому проводится собеседование на экзамене. К числу творческих заданий относятся:
1. Письменный анализ разных точек зрения (в том числе и противоположных) на одну и ту же проблему, формулирование и аргументация собственной позиции.
2. Создание алгоритма разрешения проблемной (противоречивой) ситуации (несколько вариантов).
3. Анализ статистических данных и составление на его основе таблиц, графиков, диаграмм; использование для этого местного материала, результатов собственных наблюдений, возможных исследований (коллективный реферат группы из 5-7 человек).
4. Сравнительный анализ различных политических документов (программ, выступлений политических лидеров и т.п.).
5. Политологический анализ произведений публицистики, художественной литературы.
6. Визуализация понятий (проблемы) – перевод ответа, данного студентом, при выполнении творческого задания из текстового материала в иную знаковую систему (рисунок-ассоциация, схема, график и т.п.).
7. Письменные ассоциации (комментарии, размышления) по поводу предлагаемых графических изображений (плакат, картина, карикатура).
8. Задания по научным публикациям, работам крупнейших политологов.
Итоговая оценка знаний студента выводится с учетом результатов, зафиксированных компьютером, дополненных рефератом и собеседованием на экзамене.
Конечно, информационные технологии в преподавании политологии делают лишь первые шаги, но уже сейчас накопленный опыт создания и использования мультимедийных обучающих программ, получаемая обратная связь от студентов и преподавателей об эффективности их использования позволяют сделать некоторые выводы.
Важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей.
При выборе технологии важно учитывать максимальное соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений.
Применение информационных технологий ни в коей мере не снижает роль преподавателя в процессе обучения. Именно он обеспечивает гуманитаризацию предметного содержания политологии и гуманизацию организации учебного процесса. Последнее означает доминанту коммуникативной и личностно-ориентированной парадигмы отношений студент-преподаватель. Любая инновация выступает лишь средством обеспечения этого.
Наиболее эффективным при выборе технологий является мультимедиа-подход, при котором обеспечивается взаимодополнение различных технологий, синергетический эффект их взаимодействия.
Опубликовано: 20.01.06