Парламентская деятельность политически партий

Савушкина О.В.(Москва)

Необходимость существования и деятельности политических партий в России обусловлена формой организации современного общества, предусматривающей наличие партий как регулятора взаимоотношений в экономической, политической и духовной сферах общественной жизни.
Становление отечественных партий происходит в противоречивых и, в целом, неблагоприятных условиях. Одной из специфических особенностей России является несоответствие интересов и идейно-политической ориентации россиян. Большинство интересов населения лежит в сфере экономики, но население предпочитает идентифицировать себя с политическими организациями по социокультурным признакам.
В настоящее время политические процессы все в большей степени контролируются как классическими политическими партиями, так и т.н. «инновационными» политическими объединениями (союзами) правящих элит.
Показательной чертой политической деятельности и существования политической партии является участие в формировании политической воли, которое осуществляется через людей и структуры путем идейного влияния и выполнения власти в различных областях.
Основным стремлением для думских партий является укрепление своих позиций в Государственной Думе путем увеличения числа контролируемых мест или расширения участия в руководящих парламентских структурах.
По своему конституционному устройству Россия относится к президентско-парламентским системам, при которых президент наделен правом назначения и смещения членов кабинета, а полномочия парламента по отношению к правительству ограничены. Если влияние представленных в парламенте партий на формирование исполнительной власти и принятие правительственных решений крайне невелико, то в парламенте их роль значительно выше.
Видимой, «надводной» частью политической жизни в парламенте являются депутатские объединения, то есть фракции и депутатские группы. И хотя формально структура Думы не отводит какого-то определенного места партиям в деятельности парламента, формы, способы и методы участия политических партий в парламентской деятельности закреплены в Регламенте, статье 7 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Указе Президента РФ от 13 апреля 1996г № 549 и Постановлении Правительства РФ от 01 февраля 2000г., бюджет 2003г. выделяет отдельной строкой средства на денежное содержание фракций и депутатских групп Парламента, внесены поправки в федеральные законы "О регистрации юридических лиц", "О противодействии экстремистской деятельности". Наряду с этим, существуют Положения о фракциях.
Регламент Государственной Думы предоставляет фракциям и депутатским группам широкий круг полномочий. Вопросы, связанные с контрольными полномочиями или касающиеся публичной политики, как то: решения об утверждении кандидатов на пост премьер-министра или вынесении правительству вотума недоверия, а также принятие различных деклараций, обращений, заявлений Думы в нижней палате Федерального Собрания от начала и до конца "ведутся" депутатскими объединениями.
С целью повышения роли депутатских объединений в организации деятельности Государственной Думы депутатами этого созыва были внесены изменения в Регламент Государственной Думы. Так, в заседаниях Совета Госдумы право решающего голоса сохранено только за руководителями депутатских объединений, так как деятельность Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.
Вместе с тем, Дума приняла постановление о пропорциональном распределении постов председателей парламентских комитетов соответственно числу мандатов в каждом депутатском объединении.
В нынешней Государственной Думе 6 фракций и 3 депутатские группы. Общее количество депутатов на сегодняшний день – 440 человек. Количественный состав депутатских объединений, сложившаяся партийно-политическая структура Государственной Думы Федерального Собрания третьего созыва на сегодняшний день представлены следующим образом:
Фракция КПРФ – 83 человека, что составляет 18,87 %;
Фракция «Единство» – 81 человек, что составляет 18,4 %;
Фракция «Отечество – Вся Россия» – 53 человека, что составляет 12,1 %;
Фракция «Союз правых сил» – 32 человека, что составляет 7,21 %;
Фракция «Яблоко» – 17 человек, что составляет 3,87 %;
Фракция ЛДПР – 13 человек, что составляет около 3 %;
Депутатская группа «Народный депутат» – 53 человека, что составляет 12%;
Депутатская группа «Регионы России» – 47 человек, что составляет 10,9 %;
Агропромышленная депутатская группа – 43 человека, что составляет 9,8 %;
Независимые депутаты – 18 человек, что составляет 4 %.

Наиболее подходящий показатель возможного влияния партийной идеологии на парламентское поведение - анализ партийных платформ и программ в период избирательной компании, к сожалению, не учитывающий идеологическую эволюцию партий в парламенте.
Раздробленная структура, особенно в начале работы Государственной Думы третьего созыва, наличие формально равноправных и независимых депутатских объединений заставили депутатов разных объединений создавать коалиции для обеспечения эффективности законотворческого процесса.
Более или менее устойчивая партийно-политическая коалиционная структура Думы стала проявляться весной 2000 года. Ядрами коалиций стали крупнейшие фракции: "Единство" и КПРФ. Оставшаяся треть депутатского корпуса приходится на небольшие по численности фракции и независимых депутатов. В апреле 2001 года окончательно оформился «Координационный совет 4-х депутатских объединений – фракций «Единство», «Отечество – Вся Россия» и депутатских групп «Народный депутат» и «Регионы России».
Силами образованного в Думе «альянса четырех» практически можно провести через Думу любой законопроект. Для прохождения законопроекта достаточно 226 голосов (исключая конституционные законы, где необходимо не менее 300 голосов). Помимо собственных 234 голосов практически всегда можно рассчитывать еще и на 12 голосов фракции ЛДПР, так как в программных установках "партии власти" за период работы Думы третьего созыва произошло сближение позиций «партии власти» и центристских депутатских объединений.
Яркой иллюстрацией вышесказанного является «продавливание» закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (2 чтение). Представляет интерес четырехкратное изменение итогов голосования "за" и "против".
время: 19:53:32 - За - 217(48,2%); против - 63(14,0%); ?/гол. - 170( 37,8%); Всего - 450.
Результат - не принято.
время: 19:55:56 - За - 221(49,1%); против - 60( 13,3%); ?/гол. -169( 37,6%); - не принято.
время: 20:01:38 - За - 221(49,1%); против - 34( 7,6%); ?/гол. - 195( 43,3%); - не принято.
время: 20:11:29 - За - 227(50,4%); против - 35(7,8%); ?/гол. - 188(41,8%); - принято.

Как известно, работа законодателей включает в себя решение множества вопросов, в том числе и процедурного, организационного, технического порядка, основная – законотворческая – работа проводится в комитетах. Разработка законопроектов является показателем законотворческой активности депутатов. Фракции вступают в дело, когда проект оказывается в Совете Думы, а затем выносится на пленарное заседание, где судьба любого вопроса также определяется позициями фракций, соответствующим образом ориентирующих своих депутатов.
Одним из наиболее показательных и достоверных методов оценки роли депутатских объединений в законотворческой деятельности, их конкретных позиций по обсуждаемым проблемам является анализ итогов голосования на пленарных заседаниях как по партийным фракциям и депутатским группам в целом, так и внутри них. При всей своей условности такой анализ позволяет наглядно представить динамику законодательного процесса и в то же время с достаточной долей вероятности судить о возможностях различных депутатских объединений и группы депутатов, не входящих ни в какие объединения, влиять на его результаты.
Имея в виду фракционный характер нынешней Государственной Думы, обобщенным показателем, характеризующим внутренний мобилизационный потенциал депутатских объединений, может служить уровень внутригрупповой солидарности.
Важным показателем внутреннего состояния депутатских объединений является структура голосований внутри самих объединений. В конечном счете именно это разнообразие мнений и делает возможным нахождение компромиссов и соглашений в законодательной работе. Иначе при партийно-политическом раскладе в российском парламенте она была бы обречена на бесконечную конфронтацию.
Анализ голосований депутатских объединений по тематическим блокам по вопросам государственного строительства, экономической, социальной, внешней политике, проблемам бюджета, финансов, налогов, обороны подтверждает в целом выводы относительно партийно-фракционного профиля законотворческой работы Государственной Думы.
2002 год стал годом формирования парламентского центризма и законодательного обеспечения повышения роли партий в политическом процессе. Принятые минувшей сессией законы о гражданстве, об альтернативной гражданской службе, о противодействии экстремизму и др. усиливают роль государства настолько, что делают ее малоотличимой от той, которую отводят государству ультраправые.
По взаимодействию с другими депутатскими объединениями в ГД наиболее высокий уровень взаимодействия достигнуты фракцией "Единство" с фракцией ОВР (89,6%),депутатскими группами"Регионы России"(83,0%)и"Народный депутат" (85,8%).
На наш взгляд, законодательная деятельность политических партий обусловлена рядом обстоятельств:
- отношением к самой Государственной Думе, ее месту и роли в политической жизни России;
- программными установками политических партий, системой взглядов на политическое и социально-экономическое развитие России;
- видением предназначенных задач партии, ее идейных, политических и организационных основ, состава и деятельности.
Необходимо отметить, что высокая парламентская активность не всегда означает успешное решение первоочередных задач работы парламента в основных сферах законодательного регулирования. Вместо концептуального подхода к законотворчеству в Думе преобладает несистемный, стихийно-валовый подход. Вместо логичной схемы: проблема страны - пакет законопроектов используется подход локального взгляда на ситуацию, рождающего законопроект.
Законодательный процесс в Государственной Думе построен сегодня таким образом, что фракции выполняют в нем функции "итогового фильтра".
В Думе сформировалось пропрезидентское, проправительственное большинство. Но было бы иллюзией называть его "устойчивым". Те решения, которые правительство проводит через нижнюю палату, становятся результатом не политического процесса, а переговорного. Тем не менее, сложилась коалиция депутатских объединений, прагматически оценивающих ситуацию в стране в целом и благодаря этому понимающих, какие законы действительно необходимы.
Парламент имеет решающее слово в принятии законов и распределении бюджетных средств, что делает его одной из основных арен лоббистской активности: как региональной, так и отраслевой. Принципы, которыми руководствуются депутатские объединения, голосуя за тот или иной законопроект, далеко не всегда имеют политический характер, т.е. определяются политической позицией депутатов. В итоге "отсев" законопроектов осуществляется как по политическим, так и по лоббистским основаниям.
Практическая законотворческая работа стала проверкой сплоченности и влияния фракций и депутатских групп на принятие решений в Думе, более укрепила позиции центристского большинства в Государственной Думе, придавая законодательной деятельности Государственной Думы конструктивный характер. Это позволило улучшить взаимодействие с Правительством РФ по законодательному обеспечению роста экономической конъюнктуры и политической стабильности в стране, повышению авторитета России в мировом сообществе. Продолжен курс Президента РФ В.В.Путина на осуществление реформ, прежде всего в сферах экономики, земельных отношений, судебной и налоговой систем.
Опубликовано: 20.01.06