Использование возможностей научно-исследовательской работы студентов в повышении качества преподавания политологии

Мокшин В. К. (Сыктывкар)

Новый этап в развитии России актуализировал проблему научного знания о происходящих политических переменах в жизни нашего общества. Осмыслить эти перемены стало возможным на основе изучения всей совокупности фактов, которая не всегда может быть доступной для ученых и преподавателей политологии. И здесь особое значение приобретает междисциплинарный подход. В советской традиции гуманитарная наука развивалась преимущественно по пути "монодисциплинарности", что находило отражение и в интерпретации факторов, когда они рассматривались с позиции единственно верной парадигмы – марксизма-лененизма. Однако современная жизнь стала настолько непредсказуемой и неподдающейся осмыслению с позиций монистичности, что она востребовала междисциплинарный подход к анализу политических реалий. На это обращает внимание и новая Концепция модернизации российского образования до 2010 года, которая базируется на трех принципах: доступность, качество, эффективность образования.
Исходя из требований жизни современной России, профессорско-преподавательский состав кафедр социально-гуманитарных наук Поморского университета стремится повысить качество профессиональной подготовки будущих специалистов. Понимая, что основу знаний дают фундаментальные дисциплины, кафедра политологии и социологии ПГУ стремится использовать потенциал гуманитарных наук как методологический инструментарий при исследовании различных профессиональных ситуаций. Поэтому главной задачей фундаментализации политологического знания студентов является вы¬работка у них потребности к приобретению знаний и умений на основе владения междисциплинарным подходом, который в умелых руках преподавателей позволяет добиваться воспитания таких качеств как:
– широта и нестандартность мышления, умение прослеживать взаимосвязь фундаментальных и прикладных исследований при решении проблем российского общества;
– способность оценивать эффективность управленческих технологий в функционировании политических институтов, рассматривать деятельность властей в сфере социальных и политических отношений сквозь призму интересов общества и государства;
– умение не только решать познавательные задачи, но и формулировать проблемы, цели и задачи проектов развития организаций, учреждений в сфере образования, предвидеть социальные последствия политических решений властных структур в сфере социальных отношений в различных регионах России;
– желание самостоятельно приобретать профессиональные и дополнительные знания и стремление к их постоянному обновлению.
Выработка этих качеств у студентов наиболее эффективно осуществляется в процессе их обучения через различные формы научно-исследовательской работы, как в учебное, так и во внеурочное время. Этот вид деятельности студентов повышает качество подготовки специалистов независимо от полученной ими профессии. В ходе научно-исследовательской работы решаются общеобразовательные, воспитательные и научные проблемы совершенствования форм подготовки специалистов, определяются принципы, критерии и пути совершенствования вузовского образования.
Таким образом, качество подготовки специалистов и фундаментализация социального знания во многом определяется результативностью научно-исследовательской работой студентов под руководством профессорско-преподавательского состава ПГУ. В процессе научных исследований студенты учатся устанавливать диалог с людьми не только в стенах вуза, но и за его пределами со своими сверстниками из различных социальных групп общества, с преподавателями образовательных учреждений региона, политическими деятелями различных мировоззренческих позиций. Полученные таким образом уроки толерантного поведения имеют особо важное значение для нашего общества, в котором остро ощущается дефицит культуры общения между политическими лидерами и населением.
Фундаментализация политического знания через участие студентов в научно-исследовательской работе по политологии может нами рассматриваться как синергетический симбиоз, дающий могучий эффект в раскрытии способностей каждого, кто участвует в этом процессе. Именно из числа способных и заинтересованных студентов пополняется аспирантура по политической науке и отбирается преподавательский состав. В резуль¬тате курсы социологии и политологии, хотя в урезанном виде, (в этом мы видим определенный недостаток в подготовке специалистов), позволяют студентам не только осмыслить сущность этих наук, но и понять явные и латентные структуры социума и его закономерности.
Благодаря такой форме работы со студентами, в нашем университете вырабатывают у будущих специалистов навыки, умения и методологическую культуру оценивать региональные проблемы профессионально через призму научного социального знания. Без наличия таких людей в современной России всякие попытки интеграции нашей страны в мировое сообщество на условиях паритета окажутся опасной иллюзией.
Опубликовано: 20.01.06