Проблемы сочетания теоретического и прикладного аспектов в подготовке политологов
Козлов Г.Я. (Рязань)
Систему, а главное - содержание политологического образования в том виде, в котором они сложились к настоящему времени в России, трудно назвать безупречными или хотя бы в достаточной степени эффективными. Не берусь судить обо всех возможных путях их совершенствования, но один для меня очевиден: необходимо кардинально усиливать связь образовательного процесса с практикой.
Об излишней затеоретизированности политического образования говорят и работодатели, и сами студенты, для которых политическая реальность не становится реальностью. Это печально, поскольку, по-видимому, студенты понимают, что в политической науке так и должно быть, привыкают, усваивают абстрактный, отвлеченный характер политического знания.
Дисбаланс в сочетании теоретического и прикладного аспектов в подготовке политологов обусловлен не только оторванностью образовательного процесса от практики, но и несовершенством учебных планов, и недостатком хороших учебников, и неверной ориентацией в учебе самих обучаемых, и тем, что рынок еще не сформировал более или менее внятного образовательного заказа на соответствующих специалистов.
У нас же во многих регионах вообще отсутствуют структуры, профессионально занимающиеся политикой, политическим анализом. Их функции в лучшем случае берут на себя pr-агентства или пресс-службы, создаваемые на период проведения очередной избирательной кампании.
Между тем, становится все более очевидным, что в политике наступает время профессионалов, а рынок профессиональных услуг требует сегодня не «политологов вообще», а политологов-управленцев, референтов, консультантов, идеологов, партийных функционеров, политических журналистов, преподавателей политологии, политтехнологов и т.д.
Следовательно, высшая школа должна дать студентам не только теоретические знания, но и научить их современным политическим технологиям: методам политического анализа и прогнозирования, методикам разработки сценариев политического развития, расчета политического риска, технологиям политической мобилизации и др.
То есть, отличительную особенность образовательной программы по политологии должна составлять ориентация на подготовку специалистов, способных к самостоятельной управленческо-аналитической и политической деятельности.
Такая подготовка предполагает наличие целостной системы формирования профессиональных знаний, навыков, умений, позволяющих анализировать современную ситуацию, находить адекватные управленческие решения и возможна, когда профессиональные знания формируются не на узкоспециальной основе, а в широком контексте гуманитарного знания, предполагающего, что современный политолог хорошо знаком со спецификой политических представлений, культуры, традиций, а также с реальной политической практикой и владеет информационными технологиями. А для того, чтобы специалисты обладали более глубокими знаниями, образовательный стандарт должен быть направлен на повышение аналитической самостоятельности выпускников при принятии решений в сфере управленческо-политической деятельности. Необходимо также усилить информационную составляющую подготовки специалистов в области политической науки. Политолог без элементов универсальности, без широкого гуманитарного взгляда на современную общественную жизнь – это, извините, не политолог. К сожалению, в действующих образовательных нормативах подготовка политологов находится в одном ряду с другими профессиями, сохраняя общую для всех специальностей мировоззренческую парадигму, исток которой – печально знаменитая троица – философия, экономическая теория, политология.
С другой стороны, учебные планы подготовки профессиональных политологов не в полном объеме сориентированы на формирование у специалистов тех качеств и навыков, которые явно востребует политическая практика.
Решение этой проблемы видится в нахождении оптимума в сочетании теоретических и прикладных дисциплин в подготовке политологов. Под прикладным блоком мы понимаем комплекс политико-управленческих дисциплин, ориентированных на разработку принципов и методов анализа проблемных ситуаций, принятия решений и осуществления политических воздействий.
Опыт подготовки профессиональных политологов в нашем университете показал необходимость введения в учебный план таких курсов, как «методы и методики политологических исследований», «теория управления», «теория организации», «избирательное право и процесс», «управленческие решения», «основы связей с общественностью», «технология публичного выступления», практикумы по политическому анализу и менеджменту, социально-психологический тренинг «я – лидер».
Кроме того, с 4 курса мы начинаем дифференциацию студентов на тех, кто собирается работать аналитиком и чиновником в государственной сфере или в партиях и на тех, кто связывает свое будущее с преподавательской деятельностью. Как нам представляется, такое сочетание общепрофессиональных, специальных и прикладных дисциплин в определенной степени может подстраховать будущего политолога от профессиональной невостребованности или недостаточной компетентности на рынке политических услуг, который уже становится весьма конкурентным. Разумеется, это лишь одна из попыток совершенствования учебного плана подготовки политологов.
Следующая серьезнейшая проблема – недостаток квалифицированных преподавателей, способных объединить фундаментальные теоретические знания и прикладные политические технологии, обладающие при этом навыками хороших лекторов.
Преподаватель, даже если читает лекционный курс, должен понимать практическое содержание профессии. В этом смысле для него весьма желателен личный опыт политической деятельности.
Многие из тех, кто озабочен качеством политологического образования, говорят, что нужно активнее привлекать к процессу обучения практикующих специалистов. Но тут своя проблема: у практиков, к сожалению, во-первых, нет времени, во-вторых, заинтересованности, в-третьих, соответствующих навыков, чтобы встать за кафедру. Тот, кто собирается учить других, должен уметь взлететь на уровень методологического осмысления профессии. Будущим специалистам нужны не байки о случаях жизни, а знания, технологии.
Влияние практиков на образование может быть весьма позитивным, если кроме практического опыта они обладают:
А) методическими талантами, т.е. Умеют хорошо показывать и объяснять;
Б) интеллектуальными амбициями и способностью получить удовольствие от общения с университетской средой;
В) «филантропической» направленностью личности (сотрудничать с вузами за относительно невысокое вознаграждение).
Если какие-то из качеств отсутствуют, то сотрудничество оказывается недолговечным.
Наши собственные контакты с практиками мы стараемся развивать, прежде всего, по линии организации под их руководством студенческих практик. В свою очередь, при необходимости помогаем практикам – наши студенты участвуют в проведении различных исследований и избирательных кампаниях.
Но говоря о связях с чиновничьим корпусом, следует отметить, что ситуация здесь достаточно непростая: на уровне массового сознания у нас бытует представление, что политиком, как и политологом, способен стать каждый. Потому ряды российских политологов пополняются непрофессионалами безо всякой научной школы, ориентирующимися, главным образом, на здравый смысл со всеми соответствующими предрассудками и сомнительными навыками.
Положение усугубляет традиционный российский обскурантизм: повсеместно проявляются неумение и нежелание бюрократии, чиновников пользоваться достижениями науки.
Между тем, опыт показывает, что благодаря сложной системе отбора вспомогательных «умов» – аналитиков, консультантов, экспертов, рекрутируемых в основном из ученых, - западные политики практически не совершают грубых ошибок, а тем более таких, которые, по выражению талейрана, «хуже преступлений» – подобно обвальной приватизации, ввода войск в чечню или создания пирамид гко.
Третья проблема – это использование в учебном процессе лучших достижений научной мысли. Это существенный фактор качества обучения политологов. Приходится, однако, с сожалением констатировать, что пока что учебная литература, призванная содержательно синтезировать исследовательские направления и традиции, а также соответствующая подготовка преподавательских кадров в плане повышения их способности к компетентному отбору и интерпретации результатов научного анализа желают много лучшего.
Именно из-за недостатков в этих сферах развития многие достижения научных изысканий в россии, интенсивное встраивание отечественной политической науки в мировые исследования явно не находят адекватного отражения в вузовских программах.
Но усовершенствование учебного процесса на базе включения в него результатов научных исследований в настоящее время может быть лишь частичным. Обусловлено это, во-первых, тем, что вузам так или иначе приходится компенсировать отсутствие у студентов начальных политологических знаний, получаемых в других странах в средней школе, равно как и удовлетворять потребности аудитории в текущих политических оценках, т.е. Брать на себя функции политического ликбеза.
Такая функциональная перегрузка и сокращает учебное время, и перераспределяет его не в пользу изложения научных достижений.
Кроме того, включение научных достижений в процесс преподавания затруднено в силу того, что не во всех вузах имеются соответствующие возможности для проведения исследований, а в преподавании политологических дисциплин все еще доминируют идеологические ценности и социокультурные архитипы вроде славянофильских предустановок, или педагоги демонстрируют излишнюю приверженность к каким-то одним методологическим подходам, развивают теоретические подходы, мало связанные с мировой политической мыслью и ее традициями, потому что вся наша литература пронизана неясностью, методологической эклектикой.
А.и. Соловьев совершенно справедливо считает, что мало какой современный российский учебник способен упорядоченно и систематизированно представить панораму теоретических моделей и методов актуальных политических исследований. К этому добавим, что подавляющее большинство из них грешит почти полной оторванностью от сложнейших реалий российской политики.
По нашему мнению, в рамках классического вузовского образования следует также повышать уровень индивидуализации образования. Особое место в этом процессе должно отводиться использованию новых образовательных технологий, которые включают в себя компьютерные технологии обучения, контроля, тренинга, самоконтроля; технологии дистанционного обучения; выполнение научных исследований и саморазвития.
О самостоятельной работе студентов хотелось бы сказать особо. Дело в том, что в последние годы в высшей школе в срс стали видеть только то, что студенты самостоятельно изучают вне рамок любых форм учебных занятий. Потому ее организация перестала рассматриваться как часть учебной работы преподавателя, что неизбежно привело к тому, что преподаватели все больше становятся лишь источником информации и все реже – организаторами процесса усвоения. Функция управления учебным процессом уходит у них на второй план.
Очевидно, что срс необходимо рассматривать с иной точки зрения – как органично вплетенную в общий процесс подготовки специалистов, часть в которой ярко проявляется сократовский принцип активного изучения: лучший способ понять что-либо – это открыть самому.
А для того, чтобы обучаемый наиболее эффективно изучил что-то, он должен самостоятельно открыть настолько большую часть изучаемого материала, насколько это в данных обстоятельствах возможно.
К сожалению, наши учебные планы, перегруженные обязательными занятиями, не способствуют рациональной организации срс, мало дают студенту времени на самостоятельное открытие изучаемого материала.
На наш взгляд, разгрузка студента должна идти не только за счет сокращения обязательных занятий, но и за счет пересмотра и упорядочения содержания читаемых курсов. В преподавании базовых дисциплин к максимальному расширению учебного материала, надо предлагать сведения, составляющие ядро читаемого курса.
Необходимо также четко определять время, фактически затрачиваемое на различные виды устных занятий.
Наконец, необходима система руководства срс, которая должна обеспечить:
1) равномерность срс в отношении правильного ее объема по отдельным дисциплинам и по неделям семестра;
2) постепенность перехода от простых к более сложным формам самостоятельной работы и развитие ее видов, включающих нирс;
3) овладение современными научными методами и приемами работы.
Сокращение обязательных занятий позволило бы также активнее использовать такую действенную форму обучения и развития различных навыков, как деловые игры – искусственное моделирование различных политических, социальных ситуаций.
Их роль в подготовке политологов трудно переоценить, но для нас организация продуктивных деловых игр пока остается проблемой.
Наконец, решая проблему «чему и как следует учить будущих политологов», было бы целесообразно организовать постоянный форум для преподавателей, на котором можно было бы описывать свой опыт, методику и трудности, дискутировать по конкретным вопросам, вырабатывать (если это возможно) общие представления о целях, содержании и методике, обсуждать существующие программы и учебники, обсуждать вопросы о специализации студентов.
Чтобы это не оставалось пустыми словами, берусь стать организатором такого форума на сайте нашего факультета.
Опубликовано: 20.01.06Об излишней затеоретизированности политического образования говорят и работодатели, и сами студенты, для которых политическая реальность не становится реальностью. Это печально, поскольку, по-видимому, студенты понимают, что в политической науке так и должно быть, привыкают, усваивают абстрактный, отвлеченный характер политического знания.
Дисбаланс в сочетании теоретического и прикладного аспектов в подготовке политологов обусловлен не только оторванностью образовательного процесса от практики, но и несовершенством учебных планов, и недостатком хороших учебников, и неверной ориентацией в учебе самих обучаемых, и тем, что рынок еще не сформировал более или менее внятного образовательного заказа на соответствующих специалистов.
У нас же во многих регионах вообще отсутствуют структуры, профессионально занимающиеся политикой, политическим анализом. Их функции в лучшем случае берут на себя pr-агентства или пресс-службы, создаваемые на период проведения очередной избирательной кампании.
Между тем, становится все более очевидным, что в политике наступает время профессионалов, а рынок профессиональных услуг требует сегодня не «политологов вообще», а политологов-управленцев, референтов, консультантов, идеологов, партийных функционеров, политических журналистов, преподавателей политологии, политтехнологов и т.д.
Следовательно, высшая школа должна дать студентам не только теоретические знания, но и научить их современным политическим технологиям: методам политического анализа и прогнозирования, методикам разработки сценариев политического развития, расчета политического риска, технологиям политической мобилизации и др.
То есть, отличительную особенность образовательной программы по политологии должна составлять ориентация на подготовку специалистов, способных к самостоятельной управленческо-аналитической и политической деятельности.
Такая подготовка предполагает наличие целостной системы формирования профессиональных знаний, навыков, умений, позволяющих анализировать современную ситуацию, находить адекватные управленческие решения и возможна, когда профессиональные знания формируются не на узкоспециальной основе, а в широком контексте гуманитарного знания, предполагающего, что современный политолог хорошо знаком со спецификой политических представлений, культуры, традиций, а также с реальной политической практикой и владеет информационными технологиями. А для того, чтобы специалисты обладали более глубокими знаниями, образовательный стандарт должен быть направлен на повышение аналитической самостоятельности выпускников при принятии решений в сфере управленческо-политической деятельности. Необходимо также усилить информационную составляющую подготовки специалистов в области политической науки. Политолог без элементов универсальности, без широкого гуманитарного взгляда на современную общественную жизнь – это, извините, не политолог. К сожалению, в действующих образовательных нормативах подготовка политологов находится в одном ряду с другими профессиями, сохраняя общую для всех специальностей мировоззренческую парадигму, исток которой – печально знаменитая троица – философия, экономическая теория, политология.
С другой стороны, учебные планы подготовки профессиональных политологов не в полном объеме сориентированы на формирование у специалистов тех качеств и навыков, которые явно востребует политическая практика.
Решение этой проблемы видится в нахождении оптимума в сочетании теоретических и прикладных дисциплин в подготовке политологов. Под прикладным блоком мы понимаем комплекс политико-управленческих дисциплин, ориентированных на разработку принципов и методов анализа проблемных ситуаций, принятия решений и осуществления политических воздействий.
Опыт подготовки профессиональных политологов в нашем университете показал необходимость введения в учебный план таких курсов, как «методы и методики политологических исследований», «теория управления», «теория организации», «избирательное право и процесс», «управленческие решения», «основы связей с общественностью», «технология публичного выступления», практикумы по политическому анализу и менеджменту, социально-психологический тренинг «я – лидер».
Кроме того, с 4 курса мы начинаем дифференциацию студентов на тех, кто собирается работать аналитиком и чиновником в государственной сфере или в партиях и на тех, кто связывает свое будущее с преподавательской деятельностью. Как нам представляется, такое сочетание общепрофессиональных, специальных и прикладных дисциплин в определенной степени может подстраховать будущего политолога от профессиональной невостребованности или недостаточной компетентности на рынке политических услуг, который уже становится весьма конкурентным. Разумеется, это лишь одна из попыток совершенствования учебного плана подготовки политологов.
Следующая серьезнейшая проблема – недостаток квалифицированных преподавателей, способных объединить фундаментальные теоретические знания и прикладные политические технологии, обладающие при этом навыками хороших лекторов.
Преподаватель, даже если читает лекционный курс, должен понимать практическое содержание профессии. В этом смысле для него весьма желателен личный опыт политической деятельности.
Многие из тех, кто озабочен качеством политологического образования, говорят, что нужно активнее привлекать к процессу обучения практикующих специалистов. Но тут своя проблема: у практиков, к сожалению, во-первых, нет времени, во-вторых, заинтересованности, в-третьих, соответствующих навыков, чтобы встать за кафедру. Тот, кто собирается учить других, должен уметь взлететь на уровень методологического осмысления профессии. Будущим специалистам нужны не байки о случаях жизни, а знания, технологии.
Влияние практиков на образование может быть весьма позитивным, если кроме практического опыта они обладают:
А) методическими талантами, т.е. Умеют хорошо показывать и объяснять;
Б) интеллектуальными амбициями и способностью получить удовольствие от общения с университетской средой;
В) «филантропической» направленностью личности (сотрудничать с вузами за относительно невысокое вознаграждение).
Если какие-то из качеств отсутствуют, то сотрудничество оказывается недолговечным.
Наши собственные контакты с практиками мы стараемся развивать, прежде всего, по линии организации под их руководством студенческих практик. В свою очередь, при необходимости помогаем практикам – наши студенты участвуют в проведении различных исследований и избирательных кампаниях.
Но говоря о связях с чиновничьим корпусом, следует отметить, что ситуация здесь достаточно непростая: на уровне массового сознания у нас бытует представление, что политиком, как и политологом, способен стать каждый. Потому ряды российских политологов пополняются непрофессионалами безо всякой научной школы, ориентирующимися, главным образом, на здравый смысл со всеми соответствующими предрассудками и сомнительными навыками.
Положение усугубляет традиционный российский обскурантизм: повсеместно проявляются неумение и нежелание бюрократии, чиновников пользоваться достижениями науки.
Между тем, опыт показывает, что благодаря сложной системе отбора вспомогательных «умов» – аналитиков, консультантов, экспертов, рекрутируемых в основном из ученых, - западные политики практически не совершают грубых ошибок, а тем более таких, которые, по выражению талейрана, «хуже преступлений» – подобно обвальной приватизации, ввода войск в чечню или создания пирамид гко.
Третья проблема – это использование в учебном процессе лучших достижений научной мысли. Это существенный фактор качества обучения политологов. Приходится, однако, с сожалением констатировать, что пока что учебная литература, призванная содержательно синтезировать исследовательские направления и традиции, а также соответствующая подготовка преподавательских кадров в плане повышения их способности к компетентному отбору и интерпретации результатов научного анализа желают много лучшего.
Именно из-за недостатков в этих сферах развития многие достижения научных изысканий в россии, интенсивное встраивание отечественной политической науки в мировые исследования явно не находят адекватного отражения в вузовских программах.
Но усовершенствование учебного процесса на базе включения в него результатов научных исследований в настоящее время может быть лишь частичным. Обусловлено это, во-первых, тем, что вузам так или иначе приходится компенсировать отсутствие у студентов начальных политологических знаний, получаемых в других странах в средней школе, равно как и удовлетворять потребности аудитории в текущих политических оценках, т.е. Брать на себя функции политического ликбеза.
Такая функциональная перегрузка и сокращает учебное время, и перераспределяет его не в пользу изложения научных достижений.
Кроме того, включение научных достижений в процесс преподавания затруднено в силу того, что не во всех вузах имеются соответствующие возможности для проведения исследований, а в преподавании политологических дисциплин все еще доминируют идеологические ценности и социокультурные архитипы вроде славянофильских предустановок, или педагоги демонстрируют излишнюю приверженность к каким-то одним методологическим подходам, развивают теоретические подходы, мало связанные с мировой политической мыслью и ее традициями, потому что вся наша литература пронизана неясностью, методологической эклектикой.
А.и. Соловьев совершенно справедливо считает, что мало какой современный российский учебник способен упорядоченно и систематизированно представить панораму теоретических моделей и методов актуальных политических исследований. К этому добавим, что подавляющее большинство из них грешит почти полной оторванностью от сложнейших реалий российской политики.
По нашему мнению, в рамках классического вузовского образования следует также повышать уровень индивидуализации образования. Особое место в этом процессе должно отводиться использованию новых образовательных технологий, которые включают в себя компьютерные технологии обучения, контроля, тренинга, самоконтроля; технологии дистанционного обучения; выполнение научных исследований и саморазвития.
О самостоятельной работе студентов хотелось бы сказать особо. Дело в том, что в последние годы в высшей школе в срс стали видеть только то, что студенты самостоятельно изучают вне рамок любых форм учебных занятий. Потому ее организация перестала рассматриваться как часть учебной работы преподавателя, что неизбежно привело к тому, что преподаватели все больше становятся лишь источником информации и все реже – организаторами процесса усвоения. Функция управления учебным процессом уходит у них на второй план.
Очевидно, что срс необходимо рассматривать с иной точки зрения – как органично вплетенную в общий процесс подготовки специалистов, часть в которой ярко проявляется сократовский принцип активного изучения: лучший способ понять что-либо – это открыть самому.
А для того, чтобы обучаемый наиболее эффективно изучил что-то, он должен самостоятельно открыть настолько большую часть изучаемого материала, насколько это в данных обстоятельствах возможно.
К сожалению, наши учебные планы, перегруженные обязательными занятиями, не способствуют рациональной организации срс, мало дают студенту времени на самостоятельное открытие изучаемого материала.
На наш взгляд, разгрузка студента должна идти не только за счет сокращения обязательных занятий, но и за счет пересмотра и упорядочения содержания читаемых курсов. В преподавании базовых дисциплин к максимальному расширению учебного материала, надо предлагать сведения, составляющие ядро читаемого курса.
Необходимо также четко определять время, фактически затрачиваемое на различные виды устных занятий.
Наконец, необходима система руководства срс, которая должна обеспечить:
1) равномерность срс в отношении правильного ее объема по отдельным дисциплинам и по неделям семестра;
2) постепенность перехода от простых к более сложным формам самостоятельной работы и развитие ее видов, включающих нирс;
3) овладение современными научными методами и приемами работы.
Сокращение обязательных занятий позволило бы также активнее использовать такую действенную форму обучения и развития различных навыков, как деловые игры – искусственное моделирование различных политических, социальных ситуаций.
Их роль в подготовке политологов трудно переоценить, но для нас организация продуктивных деловых игр пока остается проблемой.
Наконец, решая проблему «чему и как следует учить будущих политологов», было бы целесообразно организовать постоянный форум для преподавателей, на котором можно было бы описывать свой опыт, методику и трудности, дискутировать по конкретным вопросам, вырабатывать (если это возможно) общие представления о целях, содержании и методике, обсуждать существующие программы и учебники, обсуждать вопросы о специализации студентов.
Чтобы это не оставалось пустыми словами, берусь стать организатором такого форума на сайте нашего факультета.