Время для «гендерной революции» в политологии

Шведова Н.А. (Москва)

Становление гендерных исследований в политологии теоретически и практически важный момент.
Во-первых, отечественную гендерную науку и политологию роднит их относительно молодой возраст.
Во-вторых, существует традиционная привычка к классовому, национальному пониманию политики, хотя она имеет и ярко выраженный гендерный характер.
В-третьих, российская академическая политология практически игнорирует гендерные аспекты политики. Представляется остро актуальной интеграция исследований, посвященных политическому образу жизни страны с учетом гендерного измерения, в главное русло политологии с тем, чтобы гендерные исследования не оказались оттесненными и загнанными в гетто политической науки.
Назрело время для «гендерной революции в политологии», которая подготовлена рядом объективных факторов:
1. развитием социально-политических факторов (становление и появление гражданского общества в мире и вычленение в автономный режим политики, трансформация общественно-политической системы в России, которая «обречена» на развитие этих объективных процессов становления подсистем – гражданского общества и мира политического, объявив о своем движении в направлении интеграцию в мировое сообщество);
2. разработкой теоретической базы – феминизма
3. наличием конкретного социального заказа в лице объективной потребности в политологии развивающегося женского движения в России;

Интеграция гендерного подхода в политические науки полезна в силу ряда объективных факторов:
способствует глубокому анализу исследований, пониманию социального и экономического содержания интересов различных групп российского населения;
позволяет вскрыть согласованность этих интересов во взаимодействии с политическими курсами, программами и мерами;
дает возможность комплексного представления возможных сценариев развития и прогнозов-рекомендаций.

Чрезвычайно актуально исследование проблемы:
В какой степени гендерный фактор включен в интегральную характеристику политического образа жизни страны, класса, нации, социальной группы, индивидов?
В частности, существует ли гендерный вектор в электоральном поведении? (Известно, что от Никсона до Клинтона именно голоса женщин решали судьбу президентов. Опыт США показал, где уже более 80 лет ведутся исследования гендерного поведения электората, что последние десятилетия прошлого века стали свидетелями растущего гендерного разрыва в отданных за кандидатов в президенты США голосах.. Именно этот разрыв и оказывался решающим. И собственная российская практика показала, что избранием на президентский пост В.Путин обязан женским голосам).
Демократизация политической системы немыслима без достаточно высокой политической культуры граждан и политических субъектов общества.
Представительная демократия означает:
наличие равных прав и возможностей для участия в политике всех граждан, независимо от их пола;
паритетное представительство женщин, и мужчин в выборных и назначенных позициях власти как фактор достижения справедливости и равенства;
привнесение женщинами новых элементов в политическую культуру благодаря инициации гендерного подхода:

1. Женщины выдвигают законодательные инициативы, которые близки интересам женщин
2. Происходит трансформация женских интересов в политические курсы, вопросы ставятся на повестку дня парламентов.
3. Женщины - политики служат «ролевой моделью» для других женщин, молодежи и детей, поскольку своим стилем жизни способствуют разрушению старых, косных традиций и стереотипов о предназначении полов в обществе .В результате происходит облегчение доступа женщин в парламент.

Следовательно, индикатор, определяющий гендерно-чувствительную или гендерно-нейтральную политическую культуру, необходим.
В западно-американской политической культуре уже твердо устоялась гендерная традиция, которая проявляется прежде всего в поведенческом элементе. Гендерное измерение: квотирование в партийных списках в избирательных системах, наличие национальных механизмов по преодолению гендерного дисбаланса власти и др.
Отсутствие, игнорирование гендерного подхода в России чревато воспроизводством устаревших неадекватных времени и целям демократической модернизации общества общественно-политических знаний, непригодных для формирования компетентных политических взглядов и убеждений для цивилизованного общества, что делает разработку и применение гендерной стратегии для развития России крайне актуальной.
Известно, что стратегия развития человеческого потенциала признана мировым сообществом как конструктивная, поскольку она ставит человека на центральное место. При этом развитие понимается как процесс расширения свободы выбора представителей обоих полов – женщин и мужчин, а инвестиции в развитие человеческого потенциала рассматриваются как выгодное вложение в эволюцию цивилизации. Соблюдение важнейшего принципа развития человеческого потенциала – принципа гендерного равенства - необходимое условия для прогресса. Этот принцип закреплен в международных документах и в российских законах.
Гендерная стратегия – это превентивное, долгосрочное планирование сбалансированного социального развития, цель которого повышение качества жизни человека. Причем, целью развития не является создание благотворительности. Его цель - обеспечение справедливости.

Переход от парадигмы «женщины в развитии» к парадигме «гендер и развитие» - эпохальный сдвиг в мировом философском сознании. Одно из самых важных прав и свобод человека – это право на различие. Право на различие – суть новой концепции равенства.

Что мешает гендерному равенству в конкретной политической обстановке в России?
Какие наиболее распространенные формы и методы сопротивления гендерному равенству и реализации политики интеграции гендерного измерения? Что типично для России?
1. Равнодушие и неприятие, активное противодействие идеям гендерного равенства.
2. Формальное признание идей равенства – для Запада, для международных доноров или перед выборами.
3. Отрицание наличия проблемы, часто в узком контексте утверждается, что конкретная деятельность или программы не дискриминационные.
4. Определение «актуальных» и острых проблем и потребностей женщин на основе нерепрезентативных и поверхностных суждений.
5. Проволочки с принятием конкретных действий. Вопрос кладется под сукно или приостанавливается до разработки и принятия более общих решений.
6. Непризнание комплексного характера проблемы и вытеснение ее на периферию, своего рода гетто.
7. Ошибочная интерпретация стратегии интеграции гендерного подхода. Фокус на гендерном равенстве, как цель стратегии, подменяется акцентом на процессе вовлечения женщин в программы и деятельность, где их вклад чрезвычайно незаметен и участие их незначительно.
8. Видимость деятельности или предпочтение отдается символическим действиям. Номинальное участие женщин, при котором происходит назначение одно-двух женщин на высокие должности, преимущественно послушных женщин

Мировая практика показала: силы свободного рынка не способны преодолеть барьеров на пути гендерного равенства. Свободное развитие экономических и политических ресурсов, как правило, не обеспечивают такого равенства из-за сложившегося неравенства в структурах власти. Государство призвано сыграть ключевую роль в сфере интеграции гендерного измерения во имя гендерного равенства, особенно с учетом того, что в нашей стране вся перестройка началась как «бархатная» революция сверху.
Отказавшись от цели достижения гендерного равенства, или равенства полов, общество неизбежно (здесь возможны два сценария) при оптимистическом варианте столкнется с опасностью неэффективного, неравномерного развития и острого социального неравенства, при пессимистическом – общество обречено на сегрегацию на рынке труда и общественно-политической жизни, на углубление и расширение масштабов социальных недугов в стране – от демографического до духовного кризисов.
Опубликовано: 20.01.06