Россия и проблемы поиска нового партнера на мировой арене

Рыхтик М.И. (Нижний Новгород)

Необходимость иметь союзника для Москвы - жизненно необходимая задача. Сегодня Россия не имеет возможности решать многие внутренние и международные проблемы в одиночку. Процесс поиска нового союзника имеет прямое отношение к вечной проблеме идентичности и формированию шкалы национальных интересов. Это, в свою очередь, приводит нас к размышлению о качестве внешнеполитической элиты, которая во многом, монополизировала международную проблематику в России.
Очень быстро войдя в глобализированный мир, где происходит размывание государственной идентичности, мы попали в своеобразную западню. Не разработав новую, отличную от Советского Союза шкалу национально-государственных ценностей, необходимых для позиционирования государства на международной арене, идентичность России растворилась на псевдо-идентичности: корпоративную, региональную и космополитичную. Только при появлении и участии в процессе принятия политических решений нового поколения, возможны какие-нибудь реальные изменения. Новое поколение будет более конкурентоспособным. Хотелось бы верить, что мы являемся свидетелями появления такого поколения, которое по-другому смотрит на решение внутренних и внешних проблем, и способно жить в кризисной ситуации, ибо видит в кризисе не столько новые опасности, сколько новые возможности. Они не шовинисты, и не интернационалисты, в классическом понимании этого слова. Главная проблема, стоящая перед ними - ощутить свою востребованность. Именно новое поколение внесет качественно иное понимание Запада - не наивно-восторженное, не злобно-ненавистническое, а уважительно-прагматичное. С усилением позиций этих людей, мы увидим новое содержание, и, может быть, новые формы сотрудничества.
Назрела необходимость ответить на вопрос, кто может быть эффективным международным партнером? Мировая система претерпевает значительную трансформацию – это стало аксиомой. Старые концепции, объясняющие межгосударственное взаимодействие и природу союзов все менее соответствуют новым реалиям. Роль государства в современном мире меняется. Наравне с традиционными субъектами, усиливается влияние международных государственных и негосударственных организаций, современная деятельность которых, по мнению ряда экспертов, свидетельствует о «самостоятельности» и «нетождественности» государственным акторам. Если признавать этот факт, то возникает необходимость внести коррективы в теорию коалиций и союзов, разработанную западными политологами. Г.Моргентау, Г.Лиска, С.Дэвид, К.Уолтц и др. Отличительная черта всех этих исследований – государство-центричный подход.
Разрабатывая теорию союзов, исследователи пытались ответить на один, ключевой, по их мнению, вопрос «Государства вступают в союзы для того, что бы противостоять угрожающему центру силы, или что бы примкнуть к нему и успокоить?»1. Природа союзов рассматривалась сквозь призму теории balance of power. Противостоять – значит объединиться с другими, кому тоже угрожают, умиротворить – примкнуть к «источнику угрозы». Таким образом, государства, вступают в союзы что бы, как пишет С.Уолт, объединившись с другими странами, восстановить нарушенное равновесие и не допустить доминирования одного субъекта. Либо наоборот, «примазаться» (bandwagon) к тому, кто представляет угрозу2. Руководствуясь именно этой логикой, Ш.Гарнет, анализируя российско-китайские отношения в 1990-е годы, охарактеризовал причину сближения Пекина и Москвы, как «неизбежное следствие слабости государства (России – М.Р.) во внутри- и внешнеполитических сферах», а так же уязвимости позиций России в Азии3.
Классическая теория равновесия сил, предлагает две причины, по которым заключаются союзы с другими государствами или коалициям.
Во-первых, это происходит, когда стоит вопрос о выживании самого государства, когда сильный действительно станет сильнейшим и начинает безраздельно доминировать на международной арене. Выживание и сохранение суверенитета входит в сферу жизненно важных интересов страны в рамках концепции национальной безопасности и, поэтому, у государства практически нет выбора.
Во вторых, заключая союз против сильного, получаешь структурные и пространственные преимущества по распространению влияния на более слабого члена союза, который подпадает в определенную зависимость. В этом случае речь идет об интересах низкого уровня, государства имеют выбор. Заключение союза не продиктовано задачей выживания и сохранения суверенитета.
Однако, эти хрестоматийные положения мало подходят для объяснения причин союзов с негосударственными акторами, не имеющих традиционные ресурсы и инструменты давления.
Можно выделить следующие факторы, влияющие, по нашему мнению, на природу современных союзов. Доминирование одной сверхдержавы, проводящей активную «имперскую» политику, ограничивает выбор России: либо вступать в союз против США, тогда надо искать с кем, либо строить с ним партнерские отношения. Судя по всему, Москва выбрала второй путь.
Проблема поиска партнера связана с меняющейся ролью государства, которое теряет монополию на решение проблем безопасности. Теоретически союзниками могут быть ТНК, МПО, МНПО4. Однако, остается много вопросов, как регламентировать эти взаимоотношения. Современные государства вынуждены придерживаться норм международного права, что, в определенной степени является гарантией соблюдения, в том числе, и союзнических обязательств. Новые акторы эти требования либо игнорируют, либо подчиняются им условно.
Глобальные вызовы человечеству формируют новую повестку безопасности и подразумевают необходимость коллективных действий в рамках международного сотрудничества. Особую роль в решении глобальных проблем играют новые акторы: международные организации и институты.
Изменение характера субъектов международного общения приводит к расширению социальной базы и потере «элитарности» международной деятельности. Это, в свою очередь, характеризует новое содержание международного общения.
Европейский Союз является новым актором, с которым Россия пытается выстроить особые партнерские отношения. У России есть стандартный для государства «джентльменский набор»: национальные интересы, шкала угроз, приоритеты и задачи, внешнеполитическая доктрина и т.п. В Европейском Союзе этого нет. Брюссель пытается играть самостоятельную роль, однако сталкивается с большими трудностями при проведении общей внешней политики, формировании единой шкалы угроз и интересов. Таким образом, сотрудничество в сфере безопасности с ЕС – имеет ряд особенностей, оно вряд ли может быть стратегическим. Однако и в экономической области, партнерские отношения между ЕС и Россией развиваются не просто. Изначально в них заложено противоречие. ЕС – институт нового времени, живущий по иным, чем государство, законам и правилам. ЕС – не государство. Более того, если он, в конечном итоге, станет таковым, это будет означать крах идеологии и философии интеграции, и мы вернемся к старым схемам межгосударственных отношений. Будет очень обидно, если новое содержание, в конце эволюционного периода, не приобретет новую форму.
Наряду с устойчивыми институционализированными формами союзов, в последнее время все чаще появляются временные (на очень короткий срок) коалиции, созданные для решения конкретной задачи. Их кратковременность, вызвано, в том числе, и технологическим прогрессом. Коалиции для освобождения Кувейта, борьбы с талибами в Афганистане, свержения режима С.Хусейна – примеры высокотехнологичных исключительно функциональных «коалиций нового типа».
Таким образом, современные мировые тенденции требуют разработки новых как теоретических, так и практических подходов для определения международного партнера. Партнером для России сегодня может быть не только государство, а, значит, назрела необходимость определить критерии создания и оценки эффективности деятельности коалиций с «негосударственным партнером» в глобальном мире.

1. Walt S., The Origins of Alliances. Ithaca: Corenll University Press, 1989, p. 2.
2. Данную терминологию использовали С. Ван Евера, К..Уолтц и А. Уолферс: Walt S., Op.cit., p. 17.
3. Гарнетт Ш. Ограниченное партнерство. Российско-китайские отношения в меняющейся Азии. Доклад группы по изучению российско-китайских отношений. М.: Центр Карнеги, 1999, с. 15.
4. Хотя совокупная роль НПО меняет традиционный характер межгосударственных отношений, они играют в основном роль международных групп давления. Этим, по нашему мнению, ограничиваются их ресурсы и потенциал «союзника».
Опубликовано: 03.01.06