Черты к портрету российской региональной элиты
Лапина Н.Ю. (Москва)
Изучение сдвигов в составе элиты позволяет не только проследить, как на протяжении десятилетия реформ менялся профиль «верхушки» российского общества. В современной России элита -основной участник политического процесса, а, следовательно, тенденции в изменении ее состава являются своеобразными «сигналами» новых направлений политического развития.
На протяжении десятилетия реформ в составе российской региональной элиты произошли серьезные сдвиги. Они были обусловлены трансформацией политических и экономических отношений в обществе, институциональными изменениями в масштабах страны и на уровне регионов, эволюцией отношений между центром и регионами. В этом процесс можно выделить три периода.
В первый период (1991-1993) региональный сегмент номенклатуры начал преобразовываться в современную региональную элиту. В эти годы прежняя система подготовки и назначения кадров развалилась, но сохранился централизованный механизм назначений на высокие посты в регионах. На этом этапе центральную роль в процессе формирования региональной элиты играл федеральный центр в лице президента Б. Ельцына, а главным принципом назначений, как и в советские времена, оставался принцип лояльности.
Второй период (1994-2000) был отмечен развитием процесса регионализации и укреплением субъектов РФ, которые сформировали собственные «политические режимы». По мере политической и экономической автономизации регионов процесс формирования региональных элит вступил в фазу саморазвития. Этому способствовал новый механизм продвижения во власть – выборы, ставшие главным способом легитимации власти региональных руководителей и обеспечивавшие основанное на конкуренции обновление элит. В 1996-1997 гг. большинство российских регионов впервые избрало своих руководителей. На этом этапе ведущая роль в процессе формирования региональных элит перешла от федерального центра к региональным властям.
С избранием президентом В. Путина (март 2000 г.), процесс формирования региональных элит вступил в новую фазу. Теперь он развивается в системе ограничений, заданных центральной властью и крупными экономическими субъектами. Приняты законы, позволяющие устранять всенародно избранных глав субъектов Федерации и распускать региональные парламенты; созданы федеральные округа, наблюдающие за деятельностью в регионах федеральных структур; региональные лидеры лишились своих мест в верхней палате российского парламента и утратили прежний политический вес. Не довольствуясь формальными каналами, федеральные власти все чаще прибегают к неформальным способам влияния: отстраняют нелояльных региональных руководителей от выборов, напрямую вмешиваются в избирательный процесс. Все более активно на политические процессы в регионе влияет крупный бизнес.
В докладе анализируются сдвиги в составе высшего слоя политико-административной элиты российских регионов и, в частности, такие тенденции, как продвижение в структуры власти военных и предпринимателей. Нас интересовало, как приход новых людей во власть влияет на внутрирегиональные экономические / политические процессы и отражается на оперативной деятельности властных структур.
Опубликовано: 03.01.06На протяжении десятилетия реформ в составе российской региональной элиты произошли серьезные сдвиги. Они были обусловлены трансформацией политических и экономических отношений в обществе, институциональными изменениями в масштабах страны и на уровне регионов, эволюцией отношений между центром и регионами. В этом процесс можно выделить три периода.
В первый период (1991-1993) региональный сегмент номенклатуры начал преобразовываться в современную региональную элиту. В эти годы прежняя система подготовки и назначения кадров развалилась, но сохранился централизованный механизм назначений на высокие посты в регионах. На этом этапе центральную роль в процессе формирования региональной элиты играл федеральный центр в лице президента Б. Ельцына, а главным принципом назначений, как и в советские времена, оставался принцип лояльности.
Второй период (1994-2000) был отмечен развитием процесса регионализации и укреплением субъектов РФ, которые сформировали собственные «политические режимы». По мере политической и экономической автономизации регионов процесс формирования региональных элит вступил в фазу саморазвития. Этому способствовал новый механизм продвижения во власть – выборы, ставшие главным способом легитимации власти региональных руководителей и обеспечивавшие основанное на конкуренции обновление элит. В 1996-1997 гг. большинство российских регионов впервые избрало своих руководителей. На этом этапе ведущая роль в процессе формирования региональных элит перешла от федерального центра к региональным властям.
С избранием президентом В. Путина (март 2000 г.), процесс формирования региональных элит вступил в новую фазу. Теперь он развивается в системе ограничений, заданных центральной властью и крупными экономическими субъектами. Приняты законы, позволяющие устранять всенародно избранных глав субъектов Федерации и распускать региональные парламенты; созданы федеральные округа, наблюдающие за деятельностью в регионах федеральных структур; региональные лидеры лишились своих мест в верхней палате российского парламента и утратили прежний политический вес. Не довольствуясь формальными каналами, федеральные власти все чаще прибегают к неформальным способам влияния: отстраняют нелояльных региональных руководителей от выборов, напрямую вмешиваются в избирательный процесс. Все более активно на политические процессы в регионе влияет крупный бизнес.
В докладе анализируются сдвиги в составе высшего слоя политико-административной элиты российских регионов и, в частности, такие тенденции, как продвижение в структуры власти военных и предпринимателей. Нас интересовало, как приход новых людей во власть влияет на внутрирегиональные экономические / политические процессы и отражается на оперативной деятельности властных структур.